Произведение «Отличник с ружьем наперевес»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 448 +1
Дата:
Предисловие:
Три новости:
 2014 год объявлен в России Годом культуры. В указе, который подписал президент В.В. Путин, говорится, что Год культуры будет проведен с целью «…привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире».
 3 февраля московский десятиклассник принес в школу два ружья и, взяв одноклассников в заложники, убил двух человек, а третьего тяжело ранил.
 10 февраля в Южно-Сахалинске вооруженный мужчина ворвался в храм Воскресения Христова и открыл стрельбу из помпового ружья. Двое (в том числе монахиня) убиты, шестеро ранены.
Неслабо год культуры начинается.

Отличник с ружьем наперевес

Попробуем задуматься: а что такое с нами происходит? Откуда такая кровожадность? Почему при малейшем конфликте благопристойный внешне человек хватается за оружие и начинает залпами палить по живым людям?

Достоевский когда-то скорбел о слезинке, пролитой невинным ребенком. А ныне воспитатели детских садов сообщают, что дети дерутся, еще не научившись твердо держаться на ногах. Более того, если пожаловаться родителям (дескать, как вы воспитываете малыша, примите меры!), то папы-мамы прибегают в дошкольное учреждение и, выясняя «кто обидел нашего мальчика/девочку», начинают драться между собой.
И это не какие-то спившиеся маргиналы, а вполне благополучные, образованные, вроде бы культурные граждане.
Далее везде. Дерутся школьники, учащиеся профессиональных училищ, выясняют отношения студенты, в армии процветает дедовщина, а автолюбители, столкнувшиеся в ДТП или застрявшие в пробках, выясняют отношения при помощи травматического оружия.
Такое впечатление, что никто не знает других способов разрешения конфликтов. Никаких переговоров, никаких компромиссов. Только ногой в челюсть, только битой по голове, а при наличии оружия - огонь очередями от живота.
Откуда это у нас?

3 февраля на заседании президиума Совета по культуре и искусству в Пскове президент России В.В. Путин сказал: «Культура наряду с образованием, просвещением формирует человеческий капитал нашей страны. Это часть нашего исторического кода, национального характера. И потому государственная культурная политика должна охватывать все стороны жизни, способствовать сохранению традиционных ценностей, укреплению глубоких духовных связей с родной страной, повышать доверие между людьми, их ответственность и гражданское участие в развитии нашего государства».
Все верно. Задача поставлена правильно.
Но поскольку культура вообще - это нечто идеальное и мало осязаемое, рассмотрим такое ее материальное воплощение, как литература. Или, точнее, книги.

Итак, входим в любой книжный магазин. Первое впечатление - лепота! Книг много, они разнообразны, ярко оформлены, хорошо изданы. Библиофил социалистических времен, когда в избытке были только материалы съездов партии, просто захлебнулся бы от счастья в современном книжном изобилии.
Но мы не захлебываемся. Более того, с каждым годом читателей в нашей стране все меньше. (При том, что число издаваемых писателей стабильно растет).
Что же происходит?
А вот что. Мы теперь живем в рыночной экономике, и политикой книгоиздания правит рынок. Хорошо это или плохо? Чтобы найти ответ рассмотрим книжные прилавки повнимательнее.
Первое, что бросается в глаза, - наличие в современной литературе всего нескольких, но больших серий. «Метро», «Сталкер», «Кремль», «Свалкер», «Дозоры» и т.д.
Раскроем любую из любой серии:
«Следующие секунды были наполнены свистом рассекаемого воздуха, чавканьем вспоротой плоти и журчанием освобожденной крови. Когда залитый кровью бетон усеяла искромсанная плоть вперемешку с бесполезным оружием, последний оставшийся в живых…». Бр-р-р…
Возьмем другую.
«На вышках расположенных в углах опорного пункта, заливались пулеметы. С леденящим душу воем, который оборвался омерзительным чавканьем, разлетелся на куски кто-то очень обширный и нехороший». Мда.
А ну-ка из другой серии.
«Много народу погибло в тот день, когда живым потоком гигантские крысы, такие большие, каких никогда не видели ни на станции, ни в туннелях, затопили и смыли и выставленные кордоны, и станцию, погребая под собой и защитников, и население, заглушая стальной массой своих тел их предсмертные вопли, полные боли и отвращения. Пожирая все на своем пути, и мертвых, и живых людей, и своих убитых собратьев, слепо, неумолимо, движимые непостижимой человеческому разуму силой, крысы рвались вперед, все дальше и дальше».
Как-то невесело все. С рвотными позывами. А вроде бы литература - нечто по определению доброе, светлое, вечное…
А вот еще кусочек. Совсем без трупов. Можно сказать жизнеутверждающий!
«- Лучшее средство от тошноты - два пальца в рот, - назидательно поведал Максу Шурик и уже собирался развить свою мысль, но впереди раздалась длинная автоматная очередь, а следом за ней несколько ружейных выстрелов».

На этом пока остановимся и подумаем. А почему так все? Как получилось, что от идеалов гуманизма и просвещения наша великая литература скатилась в подобное… гм... безобразие?
А все очень просто. Законы рынка.
И дело не в том, что «читатель это требует». А в том, что законы рынка едины и не зависят от того, чем вы торгуете. Овощи, книги, лампочки или пресловутые прокладки с крылышками… правила всегда одни: то, что изображено на этикетке, должно в точности соответствовать тому что внутри.
Допустим, вы покупаете помидоры, упакованные в пакет. Если на обертке изображены крепенькие спелые овощи стандартного размера, покупатель должен быть уверен, что и внутри точно такие же. Причем строго одинакового размера, сорта и цвета.
Аналогично в книжной торговле. Выбирая раскрученный бренд (это рынок, брат!), например, «Сталкер», читатель заранее знает, что он обнаружит внутри. Главный герой, суровый, обвешанный оружием мужик, будет проникать в Зону и там примерно два-три раза на страницу валить из верного калаша разнообразную нечисть. Вернувшись, он напьется в баре с такими же мрачными и суровыми, потом пойдет к даме легкого поведения (жен у героев не бывает) и, спустив деньги (или даже раньше), вновь отправится в Зону, чтобы стрелять и валить.
Аналогично можно было бы кратко описать и прочие бренды (серии), но читатель и сам знает, что там внутри.
Такова нынешняя литература.

Но может быть в стране, давшей миру Толстого, Чехова, Достоевского, Пушкина, Гоголя, Пастернака, Иосифа Бродского, Анну Ахматову, Булгакова (перечислять можно до бесконечности)… остались еще люди, которые хотели бы писать о чем-то достойном?
Это никого не волнует.
Издательствам не интересно заниматься раскруткой какого-то новичка, который написал пусть хорошую, но единственную вещь. Реклама - это расходы. А раскрученный бренд сам дает устойчивый доход.
Поэтому каждый, кто хочет зарабатывать написанием книг, должен или «творить» в рамках заданного бренда, или идти в ларек торговать картошкой. На книжный рынок ему не пробиться.

А в итоге мы имеем то, что имеем. Герой нашего времени не мучается мыслями о смысле жизни. Он берет оружие и идет убивать. В рамках навязанной нам культуры.

Или все-таки под словом «культура» следует понимать что-то другое? Надо бы с этим определиться.
Реклама
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама