Произведение «Зарождение земледелия»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Темы: начала цивилизации
Автор:
Баллы: 2
Читатели: 479 +1
Дата:
Предисловие:
Это вторая часть третье главы моей книги "Новая Всемирная история на основе Новой хронологии"

Зарождение земледелия

Но мы упустили еще один важный цивилизационный момент.
До сих пор речь шла только о кочевниках, непрерывно перемещающихся по степи со своими стадами и горожанах-ремесленниках, живущих торгом и переработкой поступающего в город сырья.
А как же земледелие?
Часть 2
Зарождение земледелия
Для начала, снова предоставим слово Г.М. Герасимову:
«Традиционная история предлагает схемы возникновения земледелия от собирательства через мотыжное земледелие к более интенсивному, с использованием тягловых животных. Эти схемы неработоспособны по нескольким причинам. Во-первых, такая последовательность освоения технологий земледелия и животноводства требует одновременного, а не последовательного освоения более чем одной технологии. Т.е. принцип развития технологии малыми шагами в пределах одного основного занятия не выдерживается. Во-вторых, чисто земледельческих обществ не может быть, поскольку один из центральных вопросов питания человека – это достаточность белков животного происхождения в его рационе. Частично этот дефицит может устраняться за счет охоты и рыбной ловли, но профессиональное совмещение земледелия и этих видов деятельности не удобно, а земледелие с оседлым животноводством хорошо совмещается. Отсюда, в частности, заключаем, что мотыжное земледелие – это тупиковая регрессивная ветвь технической эволюции. А единственная реальная схема возникновения земледелия изложена ниже».

Итак, как же возникла земледельческая культура?
Очевидно, пока все население было сосредоточено в степях и прилегающих к ним природных зонах, обладающих изобилием корма для скота, потребности в земледелии не возникало.
Принципиально иная ситуация сложилась, когда в результате организованных переселений, начала заселяться лесная зона (Среднее и Верхнее Поволжье).
Здесь количество земель, пригодных для пастбищ, уже существенно меньше.
Герасимов пишет:
«Если съеден подножный корм в одном месте, то до нового благоприятного участка может быть не очень-то и близко. Переход становится уже заметной нагрузкой на стадо. Кроме этого, нет полной уверенности, что пастбище, которое намечено, не окажется уже занятым или объеденным другим скотоводом. Поэтому в областях, где количество удобных пастбищ ограничено, скотоводы стремились удалиться как можно дальше от всех соседей, обосноваться в некотором относительно небольшом регионе и переходить с одного своего пастбища на другое, по возможности держа их все под присмотром. Таким образом в нестепных районах складывается оседлое животноводство».

Тем не менее, с ростом населения достаточно быстро возникнет дефицит свободных земель.
Вариантов решения проблемы два:
1. Заняться расчисткой новых участков (рубить деревья, выкорчевывать пни, выжигать кустарники и т.д.)
2. Применить более интенсивную технологию, чтобы с тех пастбищ, которые уже имеются, получать большую отдачу.

Герасимов пишет:
«Нехватка пастбищ привела к нескольким процессам. Во-первых, начали стихийно складываться и закрепляться права собственности на землю, имеющую производственное значение. Во-вторых, экономическая ситуация вынуждала хозяев земель использовать их более бережливо, целенаправленно управлять травами, там растущими, думая о том, когда и на какое пастбище выгонять скот, чтобы оно дало лучший урожай трав и на следующие годы, быть может, собирать семена наилучших кормовых культур, вроде овса и иных злаков, и высевать их на своих пастбищах. Это в итоге должно было через некоторое время привести к освоению технологии разведения кормовых культур. Первоначально это могли быть достаточно примитивные технологии, но со временем люди находили те или иные улучшения, повышающие отдачу земель. Логическим завершением этого процесса должно было стать развитие земледельческой культуры в сочетании с оседлым животноводством».

Хочется обратить внимание на важный момент.
Как правильно отмечает Герасимов, развитие технологий могло идти только последовательно и путем постепенных небольших улучшений.
Невозможно представить, что первобытные люди, придя в долину Нила, и не имея предварительно развитого земледельческого опыта, начали бы строить там систему оросительных каналов, ожидать разлива реки, потом сеять семена вполне определенных злаков, запасы которых возникли у них неизвестно откуда. При этом неявно предполагается, что будущие земледельцы заранее знали, что будущий урожай можно будет сложным образом обрабатывать и печь из него хлеб…
Словом, традиционная схема возникновения земледелия (к тому же в районе пустынь и полупустынь) предполагает целый ряд прозрений и длительных усилий по обработке земли, результат которых заранее неочевиден.

Если же идти по схеме, предложенной Герасимовым, то можно выделить следующие этапы возникновения земледельческой культуры:
1. В лесных и горных местностях, где количество свободных пастбищ ограничено, начинается освоение технологий разведения кормовых культур.
Технологий, собственно две: сбор и последующее высевание семян наиболее эффективных культур (в том числе злаков)
И прополка - уничтожение (выжигание) нежелательных, малопродуктивных культур.
2. В затянувшуюся зиму, когда запасы продуктов, предназначенных для людей, закончились, а до весны еще далеко, поневоле возникает идея жевать семена злаков, которые хранятся в ожидании весеннего посева.
Это, в принципе, съедобно (каждый может попробовать сам), особенно если предварительно растереть между двух камней (в муку) или провести тепловую обработку (сварить кашу).
Таким образом, чисто экспериментально и не от хорошей жизни, выясняется, что некоторые растения, считавшиеся ранее чисто кормовыми, годятся и для питания людей.
3. Следующий естественный ход - проверка плодов других кормовых растений на съедобность в вареном виде. И, соответственно сбор семян дикой гречихи, ячменя, овса, пшеницы и т.п.
4. Далее, постепенное совершенствование технологий выращивания этих ценных растений.
5. Когда технологии выращивания злаков достигли серьезных высот, выяснилось, что их, при соответствующем уходе, можно выращивать и в зонах рискованного земледелия (даже в полупустынях и пустынях). Нужно только обеспечить орошение (прорыть системы каналов) и дать защиту от сорняков.
Так что не с территории современного Египта и Месопотамии к нам пришла земледельческая культура. А от нас к ним.

Итак, после расселения людей в лесные и горные зоны с ограниченным количеством пастбищ, складывается принципиально иная культура - земледельческая. Здесь правила выживания коренным образом отличаются от тех, которые мы видели в степях, у кочевников.

Герасимов пишет:
«А отсюда возникают основные народные традиции: либо большая самостоятельность, раздробленность, свобода, инициатива, более развитый интеллект, стремление к индивидуальности и, как следствие, большая производительность труда;
либо большая дисциплинированность, верность традициям, коллективность, авторитарность руководства, меньшая инициатива, меньший интеллект, меньший эгоизм, определенная тенденция к застою, большая воинственность. Это деление, как мы увидим далее, будет иметь огромное значение для всей цивилизации».

В настоящее время эти достаточно различные традиции закреплены в сфере религии. Для земледельцев (в том числе в горных областях, например в Армении и т.п.) религией стало христианство.
Для потомков кочевых культур характерен ислам.

Подробнее об этом поговорим позже.

Господин Великий Новгород
Итак, выше говорилось о том, что первые города на планете возникли в устье Волги (в районе Астрахани) и, вероятно, в устье Дона (в районе Азова).
Эти города возникли в окружении кочевых народов, и ремесленники этих городов обрабатывали в основном продукцию животноводства.
Позднее, когда начала заселяться лесостепная, а потом и лесная зоны, там возникла земледельческая культура.
С высокой долей уверенности можно предположить, что в лесной зоне потоки переселенцев двигались по рекам. Если в степи передвижение колонны с грузом не составляет особых проблем, то лес часто непроходим. Кроме того, живущие в нем хищники могут нападать из засады (с деревьев или из-за кустов, так как в лесу видимость ограничена).
При движении же по полноводным рекам можно безопасно перевозить значительный груз и сельскохозяйственных животных.
Очевидно, что главной артерией, по которой происходило движение переселенцев на север, является Волга с притоками. А междуречье Волги и Оки (где встречаются и обширные степные пространства, то есть множественные виды ландшафтов) возникает целый конгломерат новых городов. Район получает название Новгород. В отличие от района старых городов в устье Волги.
Позднее, с ростом населения и богатства таких «концов» Новгорода, как Ярославль, Кострома, Суздаль, Муром, Ростов, Переславль Залесский, это уникальное образование городов получило название Господин Великий Новгород. Благодаря разнообразию товаров, производимых в этой зоне, появилось множество купцов, которые и разнесли славу Великого Новгорода по всем градам и весям.
Благодаря появлению новых революционных технологий (земледелия, которое является более интенсивной культурой по сравнению с кочевым скотоводством), в этой зоне начался резкий прирост населения.
Герасимов в «Истории цивилизации» пишет:
«У христиан невесте дается приданное, и гостями дарится еще куча подарков, т.е. создаются благоприятные экономические условия для быстрого прироста в семье, у мусульман молодая семья наоборот экономически ослабляется выплатой калыма за невесту, да и вообще само создание семьи этим сильно усложняется. Т.е. покупка невесты, превращение женщин в товар и, как следствие, гаремная форма семьи происходят из родовых традиций, усугубленных государственными механизмами сдерживания прироста населения».
Причина таких различий в культуре кроется в различной форме ведения хозяйства.
У земледельцев (христиан) - интенсивное хозяйство, когда с одного участка земли можно за счет обработки, внесения удобрений и улучшения сортов растений получать большие урожаи.
У кочевников технологии не изменяются, поэтому одна и та же площадь степных угодий способна давать стандартный урожай кормовых трав. Не больше. Поневоле приходится думать о сдерживании роста населения.
Поэтому не регион степей, а именно земледельческая зона, получившая историческое название «Господин Великий Новгород» стала тем центром, из которого начала широко распространяться земная цивилизация.


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама