НУ, И КТО СИЛЬНЕЕ ТРЁХ ЕВРЕЕВ?
…В Хайфе я живу в нижней части города, а любимая синагога находится на знаменитой горе Кармель. Домой (более часа) всегда возвращаюсь пешком. После молитвы, под гору, прекрасно и дышится, и думается.
-Адон! (господин – евр) Извините, у меня кончились деньги, а до дома добираться - не близко. Дайте, пожалуйста, пару шекелей на автобус, - обратился ко мне на чистом русском молодой человек при галстуке.
-Что за вопрос, возьмите, ведь в жизни всё бывает!
Через минутку – мысль: «Лох! Сегодня вечером уже начался шаббат, автобусы не ходят! И в какой раз вешают спагетти на твои еврейские уши?»...
Есть ли нищие в Израиле, и, в частности, в Хайфе?
Да. Например, в подземном переходе на центральной улице – двое, один играет на электропиано и поёт; метрах в двухстах от них, у сигнала светофора, «передвижной» чуть согбенный муж с ручным синтезатором просит у водителей авто; против главпочтамта – ещё один. Думаю, что в сумме десяток-другой на 270 тыс. жителей – насобирается.
К слову, через пару месяцев после указанного случая днём, в будний день, услышал: «Адон.. помогите… на проезд…» Передо мной стоял «старый знакомый». Я внимательно присмотрелся – да, следы наркоты – налицо...
Приехав в Обетованную на ПМЖ, как и все, начал изучать иврит в ульпане. После первого занятия ко мне обратился сосед по парте: «Пошли, пообедаем. Рядом – столовая, за два шекеля сытно покушаешь».
-Ты чё, так дёшево (4 шек = 1 долл) – не бывает!
-Давай, проверишь.
И действительно – чистенькое помещение, хлеб на столах, обед из трёх блюд, на второе обязательно очень приличный кус мяса с гарниром. Так как на стене большой портрет Любавического Ребе, пища, естественно, кошерная.
Всё – класс. Удручает только одно – у некоторых посетителей на лицах отражены следы употребления нерекомендуемого.
(Позже узнал, что в Тель-Авиве еда в аналогичном общепите обходится всего в один шекель, а совсем недавно в Хайфе появились две бесплатных столовых - на ул. Рафаэль 1 и ул. Михаэль 41…)
Вы знаете, как питаются в Израильских тюрьмах? А в кииле, где за бесплатно лечат наркоманов? Мясо, фрукты, овощи – ежедневно!
Когда-то в Рязани «прожил» трое суток в КПЗ (камера предварительного заключения). И как там «кормили»? Утром на день – три кусочка хлеба и горка сахарку – ложки две, плюс кружка темноватого кипятка, именуемого чаем, днём – щи (жиденький супчик с капустой и картохой) да каша, вечером – ещё один стаканчик «чая». Хлеб и сахар уничтожаешь утром, поэтому вечером – просто кипяточек. Очевидно, в матушке России хорошо знают, что на ночь кушать – вредно-с.
Так как я попал случайно (мои пижонские усики и короткое коричневое пальто совпадали с приметами разыскиваемого воришки), то с удовольствием вспоминаю этот случай. А как тем, для кого КПЗ – нормальное явление?...
В Израиле нынче умереть с голода просто невозможно. Сразу попадёшь в книгу достижений товарища Гиннесса.
Всегда ли так было?
Посмотрим на 2000 лет назад.
Обескровленная Иудея – под римлянами. Голод. Очень многие ели мясо только по праздникам.
Нищих – навалом. Безработица. Ежели, к примеру, муж выгнал жену, а в отчий дом по каким-либо причинам возврата нет, то спасение – только в проституции. А коли телом не вышла?...
Господь знал, насколько многоступенчат, сложен и тяжёл будет путь его Сына – первенца, поэтому в Святой Торе предусмотрены все варианты – что делать. А вот когда и как – вопрос другой и очень серьёзный...
Итак - принцип – помоги нуждающемуся - в ТаНаХе констатируется чётко и однозначно, от главного указания «Возлюби ближнего как самого себя» [1], и различных вариантов помощи продуктами питания [2], до выдачи денежной ссуды [3].
Также Тора напоминает: «К концу семи лет установи отпущение. И вот в чём заключается отпущение: пусть каждый заимодавец простит долг ближнему своему и не притесняет ближнего своего и брата своего, когда объявлено отпущение от Бога») [4].
По расчётам наших мудрецов недавно закончился год прощения долгов (шмиты) – 5768-й (2007-2008).
Итак, если Изя занял у Нохума сто шекелей, то по завершению последнего дня 5768 года долг автоматически аннулируется.
Что получалось в те времена, когда ещё подавляющее большинство нас, евреев, несмотря на колоссальные трудности, старалось жить по указаниям раввинов?
-Взаймы давали своему родственнику и вообще еврею?
-Конечно - да.
Но вполне закономерно, что с приближением года шмиты резко возрастала вероятность того, что можно и не получить назад свои деньги.
И, вполне понятно, что по разным поводам и причинам в это время деньги в долг старались не давать.
Кто страдал от этого?
Конечно, в первую очередь - голодные. Но, не исключено, что хотя с еврея брать проценты категорически запрещалось [5], многие богатые находили обходные пути для получения прибыли, ведь, например, ежели бедный «от чистого сердца» помогает имущему или его родственнику выполнить за бесплатно какую-нибудь работу – какой же это грех?
Значит, и обеспеченным было невыгодно указание Торы.
Мы сильны тем, что в подавляющем большинстве случаев можем эксклюзивно думать. И - придумали.
Да, Нохум у Изи получить долг в год Шмиты и позже, в соответствии с указанием Торы - не имеет права. Но он может поручить кому-то, (вполне естественно, суду) забрать деньги у должника.
Для этого достаточно попросить трёх религиозных евреев, чтобы они образовали для него раввинский суд.
А как же запрет Торы?
А всё – по Торе! Вспомним, она вещает: «не сжимай руки твоей перед братом твоим».
НО У СУДА НЕТ НИ РУК, НИ БРАТЬЕВ! ОН – БЕСТЕЛЕСЕН! Вот Вам и вся любовь - к ближнему, Торе, Богу!
Так мы в древности, используя Сангедрин, «обошли» одно из указаний Святой Книги. Да, действительно, «нормальные герои всегда идут в обход»!
И это - несмотря на множество указаний Моисея о том, что в Тору нельзя вносить никаких изменений [6] и предупреждений о наказании [7]!
Сие «мероприятие» назвали прозболом.
Талмуд (5 век) узаконил его [8].
Естественно, что и свод еврейских законов «Шульхан Арух», (16 век) не стал на стражу Торы, как и краткий свод законов «Кицур Шульхан Арух» [9], появившийся всего полторы сотни лет назад.
Не правда ли – странно, ведь Сангедрин, Верховный суд раввинов, существует для того, чтобы соблюдать законы Торы!
И кто же конкретный идеолог?
По прошествии более 1000 лет со дня дарования Торы главой Суда Справедливости был назначен один великий еврей. Гиллель. И это он нашёл обходной вариант!
…И всё же – что-то гложет. Ведь не мог же он просто так, используя служебное положение...
А ежели война, стихийные бедствия, экономические кризисы? Они же изменяют условия жизни людей, и значительно возрастает угроза смерти.
И – вообще, чисто юридически, имел ли право наш Высший Суд на земле – далее звучит кощунственно - вносить корректировки в Святую Тору, т.е. в указания Верховного Судьи - Всевышнего?
Да, таки имел. «В исключительных обстоятельствах Тора наделяла пророков, мудрецов правом принимать решения, противоречащие Синайскому Закону» [10].
Но когда ЧП кончается, как правило, в жизни всё возвращается на круги своя.
Не мог же Гиллель считать, что голод в Обетованной - вечен, ибо Тора говорит о будущем: «Не должно быть у тебя нищего, ибо благословит тебя Бог в стране, которую Бог, Всесильный твой, даёт тебе в удел» [11].
А ежели это так, то обсуждаемое решение не может быть бессрочным.
Известно, что «в некоторых случаях мудрецы, принимая новый указ, заранее оговаривали, что при изменении обстоятельств он может быть отменен, и этот закон автоматически прекращал действовать без вмешательства бейт дина» [10].
Сознательно ли наш великий предшественник опустил «срок действия», или ошибся, сегодня не определит никто.
В Святой Книге нет ничего лишнего. И нет мелких вопросов. Ведь мы – народ, которому Творец доверил нести слово Истины всем людям земли. А для этого необходимо быть кристально чистыми, в первую очередь, нам самим.
Приведу жёсткий пример.
После того, как при попустительстве Аарона был вылит золотой телец (бык, которому поклонялись язычники), последовала команда вернувшегося от Творца Моисея: шашки – наголо. «Пусть каждый убьёт своего брата, и своего друга, и своего близкого, если тот преступник» [12].
Сразу же в бой бросились левиты. И кого они уничтожили первыми? Левитов, своих братьев, изменивших идеологии Творца. Т.е. самые страшные из врагов – те, кто с нами, внутри нас. Внешние враги – виднее и менее опасны. Да и когда бьют по физиономии – хоть и больно, но понятно; а вот ежели – в спину, то и опасней, и обидней…
Время диктует: одно было верно, а другое – не совсем так. Элементы «не совсем так» нужно исправлять. При всём колоссальном уважении к нашему великому прошлому.
Тем более, что мировая структура помощи нуждающимся кардинально изменилась: существуют благотворительные фонды (наиболее мощный, на мой взгляд, - американский «Джойнт»), просто безвозмездно помогающие, в частности ежемесячно – старикам, вплоть до доставки пищи больным на дом.
Наша история – фундамент жизни. И он должен быть безупречен. А некорректные элементы национальной юности (а они были, ибо «сказал Господь – помысел сердца человека зол от молодости его» [13]), необходимо искоренять.
Спокойно, без шума и громких дебатов. Ведь многое, и прозбол в том числе – понятия предельно ясные.
И что мешает?
-Шея. С нею у нас не всё в порядке. Это явление жестоковыйностью именуется, любимые евреи.
Сколько же можно жить по принципу: партия - сказала, комсомол – откозырял, т.е. древние решения остались навсегда?
Недруги иудаизма нынче внимательно изучают не только Тору, но и наши традиции. Ведь чтобы победить придуманного врага, им необходимо знать его оружие! Поэтому и возникли всякие кураевы – умные, грамотные, скользкие, перевирающие, берущие на вооружение неверные толкования, выдумки, и использующие любой повод, чтобы как-то облить нас духовной грязью. В результате появляются даже «судебные иски», например, требующие запретить Талмуд и «Кицур шулхан арух» (!), т.к. в них умудряются «найти» непорядочное, вплоть до еврейского национализма.
И поэтому мы должны исключительно щепетильно относиться ко всем постулатам Торы. Ведь ежели мы не аннулируем самые мелкие «ошибки нашей молодости», то нам всегда будут тыкать – вы, евреи, сами нарушаете свои религиозные ценности, даже по отношению к своим. Так как же к нам, чужим? Конечно, намного хуже.
Получается, что этой проблемой нелюбовь к евреям, грубо говоря, как-бы «подпитывается» нами самими.
И ещё. ГИЛЛЕЛЬ ВЕЛИК, И С ПРОЗБОЛОМ, И БЕЗ НЕГО. И даже, если допустить, что этот Человек в каких-то деталях ошибся, стараясь сделать лучше именно в тот период времени, когда основная масса евреев жила впроголодь, - не нам Его судить.
В любой системе управления, законодательстве, в том числе и религиозном, всё должно своевременно доводиться до логического конца.
Поэтому исправлять временные отклонения, коль это возможно, - просто необходимо, ибо, законсервировавшись, мы свершаем духовный грех.
А зачем нам это надо?...
PS1. Допустим – таки да, таки случилось невероятное и сегодняшние умы согласились – пришла пора отменить прозбол!
И кто рискнёт? Ведь идти против великого Гиллеля мог
| Помогли сайту Реклама Праздники |