Лекцию по «организации производства» доцент Панченко начал с рассказа о молодом специалисте, которого после окончания института направили работать на машиностроительный завод.
Рассказывал он красочно, так картинно все описывал, что мне соревноваться с ним вряд ли будет под силу, в связи с чем, я постараюсь донести лишь сюжет этого рассказа…
Как звали этого молодого специалиста, я не помню, да и не так это важно, в конце концов, как его звали, дело не в имени с фамилией…
Пригласили, значит, его на машиностроительный завод, начали должности предлагать разные. Выбирал он, выбирал и остановился на должности заместителя начальника двенадцатого цеха по производству. Вроде бы, стоящий выбор, из студентов – сразу в начальники, да только нашлись добрые люди, которые начали его отговаривать от этой должности. «Не видать тебе с нее никакой перспективы, - говорили. – Цех совсем никудышный, по всем параметрам отстает, и вряд ли тебе удастся что-либо изменить, а не удастся – пиши пропало, на этом твоя карьера и закончится, директор церемониться не будет… »
Несмотря на все рассуждения, парень своему выбору не изменил. Принял он цех, начал анализировать ситуацию… Что такое? Производство низкое, а у рабочих времени свободного - хоть отбавляй, перекурами все здоровье позагубили. Но привычка – дело такое, застревает в поведении человека, как кость в горле. Привыкаем мы ко всему на свете, и не каждому бывает под силу что-то изменить: режим дня это или образ жизни – все тяжело с мертвой точки сдвигать. А если еще вдруг и не сам человек хочет в своей жизни каких-то изменений, а кто-то другой заставляет его жить по-новому, тогда весь организм его начинает противиться, препятствия и недовольства создавать. Так вышло и тогда. Оценив обстановку, нежданно для всех негаданно, но, очевидно, рассчитав предварительно все свои действия и возможности подчиненных, парень этот повысил производственные нормативы в полтора раза…Недовольны стали поначалу рабочие, начали сопротивляться их организмы навалившимся изменениям. В теперешних, редко случающихся, перекурах рабочие только и обсуждали между собой нового руководителя:
- Ну, дает, пацан, додумался же – нормативы повышать, - говорили одни. Ходит тут, как на параде, высматривает все чего-то.
- Да ему бы с наше поработать, - говорили другие, и не руководить, а у станка с железками, в масле с ног до головы.
По цеху парень ходил вычищенный, выглаженный, при галстуке, смотрел, как работа продвигается. Вокруг него с мощным напором сходили с резцов иссиня-красные кудри металла, но сходили все еще нехотя – привычка брала свое. Да и не знали рабочие, что еще ожидать от парня.
Однажды их нервы не выдержали, и они пожаловались, пошли к самому директору:
- Что это такое? – говорят. – Парень, наверное, сам не понимает, что творит!.. Как бы чего не наделал с производством по неопытности!
Но директор, человек мудрый, отвечал спокойно:
- Все выясним, разберемся.
Надо было что-то делать, как-то выходить из ситуации.
В это время еще и комиссия на завод пожаловала.
И вот, идет она, комиссия эта, вместе с директором завода по пролету двенадцатого цеха, а на встречу им новоиспеченный заместитель начальника.
Цех гудит, как улей, обстановка напряженная…
Встретилась комиссия с ним где-то посередине пролета, как на ринг вышли перед боем. Парень, как всегда, одет с иголочки: черный костюм, галстук…
- Как это Вы, товарищ, довели рабочих до такого состояния – жаловаться к директору люди ходят? – спрашивает его комиссия.
- До какого такого состояния? – не понимает он.
- Ну, как же, говорят, что непосильные задачи ставите перед ними.
- Смею Вас уверить, по теперешним производственным нормативам рабочий средней квалификации может работать вполсилы.
Не долго думая, он сам, сняв пиджак, галстук, засучив рукава рубахи, взял заготовку и подошел к станку.
- Засекайте.
И комиссия принялась отмерять время, которое понадобится ему для изготовления детали.
Все рабочие прильнули к станку, на котором работал их руководитель, посмотреть, на что он способен.
Было видно, что парень в этом деле не новичок. Руки его знали, что делали: заготовка свистела от напора резца… и через достаточно короткий промежуток времени комиссия была удивлена его мастерством. Но рабочие сдаваться не хотели:
- Да мы бы так тоже смогли. Главное-то не в скорости, - говорили они в один голос, - еще и качество должно быть соответствующее, размеры должны быть все такие, чтоб комар носу не подточил.
Хотя, в душе, конечно, они уже начали потихоньку сдавать свои позиции, даже зауважали парня этого.
- А как же, проверить качество нужно, - сказал он. - Обязательно проверим.
Он отдал деталь в отдел технического контроля, и после того как там проверили качество, парень окончательно одержал победу: деталь оказалась изготовленной безупречно.
И вот вам результат: цех после этого заработал, как положено - производительность повысилась, премии заслуженные руководство стало рабочим выписывать; парень этот мало того, что вырос в глазах всего заводского коллектива, так еще и наградил его директор за работу новенькой однокомнатной квартирой, в которую вскоре и переехала молодая семья парня из заводского общежития. Такая, вот, история…
А вспомнилась она мне однажды, в тот день, когда коллега по работе спросил между дел :
- Зачем, - говорит, - ты в институт пять лет отходил? Чего он тебе дал-то? Чему учил?
А ведь, действительно, чему? Моя нынешняя профессия совсем далека от специальности, которую я получил в институте. Я задумался…Высшая математика, начертательная геометрия, термех, сопромат, куча предметов по специальности «двигатели внутреннего сгорания», некоторые гуманитарные дисциплины –вот, чему я учился. Но что сейчас мне, в чьи служебные обязанности входят вопросы административных расследований, а никак не двигателестроения, понадобилось из всего этого? Что главное выносим мы из институтов?.. Я вспоминаю своих одногруппников. Из них, работающих по специальности - один – два, и обчелся… Вспоминаю лекции в институте, которые частенько сопровождались различными рассказами преподавателей…О, сколько их было, этих рассказов?! Все ли они правдивые или нет и насколько близки к нашей действительности - дело третье, но все они, как мне теперь кажется, рассказаны не просто так. Они тоже учат, если хорошенько в них вдумываться, размышлять заставляют…Выходит, что они, как будто записанные преподавателями между строк учебной программы, остаются в памяти дольше, чем не всем пригождающаяся высшая математика. Может быть они, передающие человеческий опыт с жизненной мудростью, и есть то главное, что мы выносим из институтов, если наши институты предоставляют нам такую возможность? Может быть, их можно объединить в какой-нибудь один предмет, по которому преподаватели оценок в зачетную книжку не ставят, но зачет по которому приходится потом сдавать на протяжении всего отрезка времени, отведенного нам на планете?.. Кто-то лучше усваивает эту дисциплину, кто-то хуже. Что поделаешь? Но именно ей нам приходится учиться больше всего. Именно ее штудируем мы изо дня в день. Именно она – жизнь – и есть, наверное, самая главная наша дисциплина.
2004 г.
| Помогли сайту Реклама Праздники |