Произведение «Соловки» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Баллы: 6
Читатели: 1164 +1
Дата:

Соловки

                               


Это название, как и знаменитая Камчатка, знакомо с детства. Камчаткой называли самую дальнюю парту в классе, в более широком понимании это означало — где-то далеко. Соловки тоже: далеко и… страшно. Нас пугали: «Гляди! Попадешь прямиком на Соловки!»

             В конце восьмидесятых, когда страна уверенно шла к своему распаду, когда началась какая-то «перестройка», а с ней пришла и какая-то «гласность», на страницы газет и журналов, на экраны телевидения выплеснулось целое море негативной информации о нашем прошлом, информации в основном правдивой, но уж очень мрачной и откровенно жестокой. Так выплескивается долго копившийся гной из «созревшего» фурункула. Здесь было много всего: и о Колыме, и о Воркуте, и о Соловках…

Соловецкие острова, или Соловки, это большой архипелаг в Белом море, недалеко от Полярного круга, на входе в Онежскую губу. В его состав входят шесть крупных и несколько десятков малых островов. Наиболее значимые, это Большой Соловецкий, это остров Анзерский или Анзер, Большой и Малый Муксалма, Большой и Малый Заяцкие.

Легенда гласит, что во времена Атлантиды здесь, на Соловках, была одна из самых развитых цивилизаций гипербореев. Далеко на Севере, «за Скифскими горами», где обитает бог северного ветра — Борей, жил счастливый народ — гипербореи. Жрецы и маги метили здесь лабиринты, в них совершались таинственные мистерии. А ученые допотопной цивилизации наблюдали за подземным огнем и поднимали в небо летательные аппараты. Утверждалось, что мудрость древних гипербореев запечатлена в старинных  рукописях, хранящихся в архивах Соловецкого монастыря. К сожалению, и монастырская библиотека, и архив были разграблены и сожжены в двадцатые годы прошлого столетия. А то, что не сожгли, вывезли на материк, и оно затерялось где-то в пыльных подвалах, бог знает, каких архивов.

Здесь, на Соловках, было запущено то самое «красное колесо», которое гигантским катком  прокатилось по России, — и не только по России! — подминая под себя огромные человеческие массы, стирая с лица земли целые народы, превращая в пыль города и веси! Здесь начало вселенского ГУЛАГа, который создали отнюдь не большевики. Вся Россия издревле была огромным концлагерем, где изнывали в неволе, в рабстве, миллионы славян — русских, украинцев, белорусов. Начиная с шестнадцатого века и вплоть до тридцать девятого года века двадцатого, начала советско-финской войны, здесь, на Соловках, было замучено более трех миллионов человек. Именно здесь были впервые «обкатаны» технологии широкого применения рабского труда, превращения человека в бессловесное животное, технологии массовых умерщвлений — те самые, что с успехом применялись затем в Маутхаузене, в Равенсбрюке, Освенциме… На Соловках состоялась великая, кровавая бойня, именно отсюда пошли все беды России, да и не только России. Здесь была переписана истинная история, здесь начало и завершение всех цивилизации и всех миров.

В человеческой памяти понятие Соловки связано с появлением на островах Соловецкого ставропигиального уставного монастыря, то есть, монастыря, который находился под управлением патриарха и напрямую подчинялся Московскому Синоду. История монастыря начинается в 1429 году, когда преподобный Зосима и преподобный Герман достигли Большого Соловецкого острова и высадились вблизи Секирной горы. Легенда гласит, что утром, выйдя из шалаша, преподобный Зосима увидел яркий луч света на том месте, где они находились, а на облаках — прекрасную церковь. На месте виденья и была срублена церковь Преображения Господня.

Построенный в неприступном, отдаленном месте, Соловецкий монастырь быстро начал входить в славу. Сюда стекались богомольцы, приносили щедрые пожертвования. И сразу же начались споры с местными жителями, которые издревле приплывали на острова рыбачить. В их числе были и люди новгородской посадницы Марфы Борецкой. Преподобный Зосима, ставший к тому времени игуменом монастыря, поехал в Великий Новгород, испросить у Новгородского веча грамоту на безраздельное владение Соловецкими островами. На пиру у посадницы Марфы Борецкой он вдруг смутился и заплакал. Потом, уже покинув дом посадницы, он рассказал своему ученику, что было ему видение: увидел Зосима сидящих за столом новгородских бояр без голов. И действительно, вскоре Новгородская республика была разгромлена войсками Ивана Грозного, и многие бояре обезглавлены…

В конце пятнадцатого века в монашестве сформировалось два противоположных направления, по-разному понимающие суть христианской аскезы. В результате, иночество разделилось на две непримиримые партии, известные как «иосифляне» (сторонники настоятеля Волоколамского монастыря Иосифа Волоцкого) и «нестяжатели», или «заволжские старцы», последователи Нила Сорского. «Нестяжатели» развивали идеи духовного окормления иноков на принципах нравственного самоусовершенствования и аскетизма. Они были противниками церковного землевладения и выступали за реформу монастырей на началах скитской жизни и личного труда монашествующих. «Иосифляне» придерживались мнения, что церковь — это институт государственной власти, и для успешного функционирования в этом качестве ей, в том числе и монастырям, необходима материальная база: земли, крепостные крестьяне и тому подобное.

Основатели Соловецкого монастыря, преподобные Зосима и Савватий, придерживались стороны «нестяжателей»,  однако, под давлением иерархов-иосифлян Соловецкий монастырь постепенно превратился в первую на Руси экспериментальную монастырь-тюрьму, где безжалостно сажали без суда, гноили, стирали из памяти следы сотен тысяч душ. При посылке осужденного в монастырь предписывался строгий запрет: не давать узнику ни пера, ни бумаги, не позволять читать, даже разговаривать запрещалось. За попытку высказать свои мысли или соображения о том, почему он попал в монастырь, узник получал кляп в рот. Монахи-иосифляне приковывали узников цепями к стене и оставляли ему кусок хлеба и миску грязной воды. Здесь мучили старообрядцев, подвешивали их за ребра.  Какое мужество, какую силу духа надо было иметь, чтобы вынести все это, сохранить человеческое достоинство, не отступиться от веры, не сойти с ума!..

В семнадцатом веке в Русской Православной Церкви произошел раскол. Монахи-старообрядцы, населявшие Соловки, не приняли нововведений Никона и новые богослужебные книги. Москва послала отряды стрельцов под командованием воеводы Мещерякова. Восемь лет — с 1668 по 1676 гг. длилась осада монастыря, восемь лет монахи героически отбивали атаки стрельцов, пока в январе 1676 года монах Феоктист не открыл тайный лаз и не впустил осаждавших за монастырские стены.

Царские стрельцы жестоко расправились с защитниками монастыря. Рубили головы, четвертовали, подвешивали за шею, за ноги, подвешивали за ребра на крюках, бросали в прорубь! Даже больных монахов не пощадили — бросили в ледяную воду! Лишь несколько человек чудесным образом избежали общей участи.

В прозрачных водах Святоозера были утоплены пять тысяч «протопопов аввакумов, никифоров и боярынь морозовых»! И по сей день, утверждает легенда, можно увидеть их души. Ежедневно, в шесть часов утра над Святоозером встает дивное облако, в котором можно увидеть души утопленных старообрядцев.

Порубанные, четвертованные и повешенные тела более полугода лежали на монастырском подворье, пока не пришел царский указ захоронить их. А разоренную обитель заселили приехавшими из Москвы монахами, теми, кто принял новые богослужебные книги и новые обряды.

Во время крымской войны, в 1854 году, Соловецкий монастырь подвергся бомбардировке английского флота. Однако высадиться на Соловки интервенты не смогли: монахи самоотверженно защищали острова. Легенда же гласит, что произошло чудо: тысячи чаек взмыли в небо и, кружась над вражескими судами, поливали их пометом. Интервентам пришлось отступить… Богаты эти места легендами.

Соловки — прообраз ада и рая. Великолепная природа и удивительный микроклимат этого архипелага давал монахам возможность выращивать в монастырских садах даже виноград, а на огородах арбузы. Здесь шумели невиданные доселе сады, колосились тучные нивы, были построены дороги и дамбы, связывавшие отдельные острова, прорыты каналы, построена первая в мире электростанция. Считается, что это было создано одними монахами, но как-то стыдливо упускают из вида, что  во владении монастыря было около пяти тысяч крепостных крестьян, которые в основном и работали на монастырских огородах. И, само собой разумеется, — огромные угодья, доход с которых широким потоком вливался в монастырскую казну.

И в то же время, за толстенными, сложенными из огромных замшелых валунов стенами монастыря была жуткая тюрьма, в которой десятилетиями томились старообрядцы, вероотступники, и все, кто был не согласен с Православной церковью и царским правительством. За три века в Соловецком монастыре было погублено полмиллиона одних только старообрядцев.

Монастыри вообще-то на Руси всегда использовались как места для ссылки неугодных власти людей. Ссылали дворян, бояр, духовенство, даже членов царской семьи ссылали в монастыри на вечное покаяние! Соловецкий монастырь в этом ряду стоит особняком. Во все века это была самая жестокая, самая страшная тюрьма в России, где безжалостно уничтожали святых и праведников. Кто сюда входил, тот уже назад не возвращался.

И как же велика была для истинно верующих сила молитвы! Она давала возможность выжить, вынести все муки и страдания, не лишиться рассудка. В одной из башен, в так называемом каменном мешке, провел двадцать пять лет в заточении последний гетман Запорожской Сечи, атаман Петр Кальнишевский. Каменный мешок — это что-то вроде подвала в башне, где не было ни света, ни воздуха, и только осклизлые камни окружали узника, да по ночам бегали крысы и мелькали тени усопших упырей. День и ночь молился бывший гетман, и так уверовал в божью благодать, что когда вышел царский указ о его освобождении, он отказался покидать монастырские стены, и умер, спустя два года после освобождения. А было ему сто десять лет!

Соловецкий монастырь, отдаленный от мира, с его высокими, толстыми стенами, с его мрачными подвалами, угрюмыми башнями и каменными мешками, как нельзя лучше подходил для организации в нем тюрьмы новой, советской эпохи. Сразу же после окончания Гражданской войны в России, на Соловках начал действовать лагерь особого назначения, или СЛОН. Официальное название — «Северные лагеря особого назначения».

             СЛОН — это своеобразное государство в государстве. Он имел свое административное устройство, свои законы, даже свою денежную единицу. Всех вновь прибывающих на Соловки, предупреждали: «Здесь власть не Советская, здесь — власть Соловецкая!».

             Узники СЛОНа делились на три категории. Политические, контрреволюционеры и уголовные. Политические — это бывшие кадеты, эсеры, меньшевики. К контрреволюционерам относились бывшие царские сановники, дворяне, духовенство, кронштадтские матросы, тамбовские крестьяне, почему-то китайские студенты, бывшие


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     10:45 12.11.2016
Благодарпю за содержательный рассказ.
Приглащшаю в наш питерский лит.ежемесячник "Мост"
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама