Они родились в один и тот же день, в один и тот же предрассветный час, и под одной и той же звездой, сияющей на небосклоне, и были самой судьбой предназначены друг для друга.
Но: она - Элиза де ла Кремье, - в замке своего отца: короля
Франциска Первого из рода Турвонов, а он — Квавье, сын рыбака Поля Мартина, в лачуге на морском берегу, там где речка впадает в море.
Элиза была седьмой дочерью в семье, где главенствовал первенец Филипп, наследник трона. Девочки были обузой для королевства, а потому и не любимыми. Разумеется, они получали всё необходимое для воспитания, и жили в надежде, что когда-либо выйдут замуж.
Так и седьмая принцесса росла, без особого внимания со стороны родителей, тем не менее, получила соответственное своему статусу образование. Будучи любознательной от природы, много читала, просиживая часами в королевской библиотеке, и в то же время, увлекалась верховой ездой, прекрасно владела арбалетом и фехтовала не хуже мальчишек. И находила удовольствие от предоставленной ей свободы.
Ксавье, как и положено сыну рыбака, выходил в море на ловлю рыбы, рос сильным и ловким парнишкой, но был не таким как все: мог часами сидеть на берегу, наблюдая за бегом волн, забираться на скалу даже во время шторма, и там кричать, перекрывая грохот моря. Однажды привёз в монастырь свежий улов и зашёл в собор, где в тишине и мраке хор мальчиков разучивал новые песнопения. Это волшебство так очаровало Ксавье, что он невольно и сам запел. Сильный и звонкий, как колокольчик, голос мальчишки заполнил всё пространство храма, вознёсся ввысь и многократным эхом вновь и вновь возвращался обратно. Он и не заметил, что поёт только он. И это решило его дальнейшую судьбу. Для церковного хора это была не просто находка, а великолепная драгоценность, ибо прихожане охотнее спешили на мессу, чтобы послушать голос странного мальчишки. Ксавье же получил возможность обучатся не только музыке, а он легко овладел и органом, но и грамоте, а через чтение фолиантов в монастырском хранилище многими знаниями, недоступными для простолюдина. Надо сказать, что для монастырского начальства мальчишка скоро стал головной болью, поскольку был своевольным и озорным, вечно попадал в разные разборки, но ему всё прощалось, потому что, даже когда из-за ломки голоса Ксавье больше не мог петь в хоре, он сочинял всё новые и новые мелодии для молитв и исполнял их, играя на органе. Но в то же время неуёмный служка посещал кабаки и таверны, где услаждал слух посетителей не только голосом, но и разными песенками, которые немедленно становились такими расхожими, что скоро их авторство забывалось. Так до шестнадцати лет Ксавье и жил двойной жизнью: почти по-монашески и весёлым разгильдяем- рыбаком. Разумеется, стать монахом или попом — в его планы не входило.
Тем временем и Элиза повзрослела и превратилась в прелестную девушку, томящуюся в отцовском замке хуже, чем в тюрьме.
Но в один момент судьба осуществила поворот. В гости к королю Франциску пожаловал друг детства герцог Теодор Гольштейн, дважды овдовевший и не имеющий наследника. Встреча была задушевной и весьма обильна на возлияния. И так — между двумя тостами — родилась идея: почему бы не породниться. Перед очами властителей предстали три дочери короля. И выбор герцога пал на Элизу, как самую юную:
- Милый цыплёночек!»- так назвал принцессу назначенный жених.
И день бракосочетания определён, и спешно шились достойные наряды, и готовился многодневный пир. Бедная девочка! Её и не спрашивали, хочет ли стать женой этого толстяка и выпивохи, годившегося ей в отцы. Но смириться с этой напастью невозможно!
И ночью, переодевшись мальчишкой, принцесса покинула родной дом. По пути присоединилась к путешествующим, затерявшись среди простонародья. Осерчавший отец направил стражников на поиск беглянки. По всем дорогам мчались вооружённые всадники, обыскивали все кареты и повозки. Но поскольку искали девушку, Элизе удалось незаметно улизнуть в лес и уйти подальше. Вскоре поняла, что заблудилась, но возвращаться — ни за что. Разразилась гроза, ливень, от которого немного спас чей-то шалаш, но она упорно уходила от погони. Наконец, вышла к реке. Нашла лодку- хоть и без вёсел — и, отдавшись на волю течения, в ней и уснула. В той лодке, прибившейся к берегу, промёрзшую и сонную, и обнаружил Ксавье. Как же был удивлён юноша, обнаружив в старом челне юную девушку в мужской одежде. Она тихо прошептала: - Спаси! - и потеряла сознание. Бережно укутанная в старенькое одеяло и спрятанная между корзин со свежим уловом, была доставлена в монастырь и устроена в каморке послушника. Тем временем и в рыбацкий городок прибыли всадники в поиске сбежавшей принцессы, о чём громогласно было объявлено всем жителям, а также и о награде за сведения о ней. Естественно, что в мужском монастыре никто и не думал искать девушку, но Ксавье понял, что угрожает найденной девушке, хотя поверить, что она — принцесса, затруднялся: уж очень поцарапана и испачкана, да и одежда проста. И схитрил: объявился больным, простуженным, набрал «для лечения» снадобий и продуктов с просьбой оставить его в покое пока «не поправится». Несколько дней выхаживал девушку, метавшуюся в лихорадке. Когда же, наконец, она пришла в себя и рассказала о своей беде, пришло время подумать, как действовать дальше, поскольку оставаться в пределах страны было очень опасно. Но Ксавье не зря занимал своё место в монастыре, собирая по крупицам и жалование за службу, и дополнительные средства, поскольку мечтал о путешествиях . И вот он и Элиза в одежде мальчика поднялись на борт купеческого корабля, представившись сиротами-братьями в поисках родственников за морем. Подозрения они не вызвали, тем более, что мольба о помощи была сопровождена жалостливым повествованием о постигшем их несчастье и соответственно дополнена золотыми монетами.
Первые дни пути для Элизы были тяжёлым испытанием, но она была счастлива тем, что избежала грозящей беды. И юная пара строила планы о той жизни, что ждёт их на новой родине. При этом они и не задумывались о том чувстве, что невольно зарождалось в их сердцах: юные и неискушённые, доверяли друг другу до бесконечности. Но предназначение должно было исполнится.
На третий день плавания разразилась буря. Корабль вздымался вверх по волнам и тут же проваливался в пучину, мачты горестно скрипели, ломались, а люди в полном бессилии только молились богу. Но молитвы не помогли, и очередной вал швырнул судёнышко на скалы. Каждый спасался как мог. Ксавье не зря родился рыбаком, море было ему родным домом, но Элиза — как ни была сильна, очутившись в воде, сразу захлебнулась. Юноша во время подхватил ей и сумел привязать к плавающему куску корабля. Их долго — до изнеможения- мотало по волнам, пока шторм не пошёл на убыль. И вынесло на пустынный берег: песчаный пляж, в отдалении скалы, об которые всё ещё бьётся исковерканный скелет корабля, да и прибитый к берегу сундук. Это была удача: в сундуке нашлась одежда, разные весьма нужные вещи и даже золотые монеты. Недалеко обнаружили небольшой ручей, так что проблем с водой не было. Ксавье удалось изловчиться и поймать рыбу, разжечь костёр и накормить измученную подругу. Но, прежде чем отправиться на разведку, чтобы узнать куда они попали, Ксавье обратился к Элизе:
- О, принцесса! Неизвестно, куда мы попали, и надо решить, как быть дальше. Вы — девушка, я — мужчина, братьями представиться невозможно. Вам нужно решить, что сказать тем, кого встретим. Я всего лишь рыбак, и, наверно, не достоин вашей руки. И я готов быть слугой, другом на все времена, как захотите.
Но я сейчас понял, как сильно люблю вас, и что без вас мне и жизнь не мила. И буду счастлив, если вы согласитесь стать моей женой!
- В ответ лёгкий румянец окрасил щёки девушки, а смущенный взгляд открыл тайну сердца:
- Ксавье! Я согласна, потому что для меня нет на свете человека дороже тебя! Но здесь нет священника, который бы обвенчал нас, а перед людьми, которых найдём, мы, конечно, должны быть представлены супругами.
- Любимая! Мы здесь одни, над нами бесконечное небо. Мы поклянёмся в вечной любви перед всем Миром, и ничто не
сможет нарушить нашу клятву!
- Да, ты прав! Но какую клятву?
- Я придумал:
Мы предстанем пред всеми богами,
поклянёмся душою нетленною...
Да пребудет любовь между нами,
пока существует вселенная.
И они трижды повторили эти слова, обменялись кольцами и впервые сомкнули губы в поцелуе. А над их головами сияло солнце, заслонив своим светом ту звезду, под которой они родились.
К счастью, Ксавье и Элиза оказались на берегу острова, где совсем неподалёку находился небольшой городок, жители которого приветливо встретили спасшуюся пару. Ксавье стал учителем музыки и пения, а Элиза — верной его помощницей.
Прошли годы, появились и дети, и внуки, и правнуки, но не было на свете более счастливой и любящей пары.
|