Столовой в нашей школе не было. Впрочем, не было ни спортивного зала, ни актового. Здание школы было старым. Вместо спортивного зала объединили две классных комнаты, сломав перегородку. Получился такой импровизированный спортзал.
Но я не об этом. Итак, столовой не было. А буфет был. И продавали в том буфете булочки с кремом, коржики, чай и кисель. Больше ничего не было. Но старшеклассники атаковали буфетное окошко, расхватывая всё.
Мы же, ученики младших классов, питались, так сказать, организованно. Из рабочей столовой, с которой у школы был договор, привозили в больших термосах кашу, чаще манную, какао и варёные вкрутую яйца. После первого или второго уроков в буфет парами, под руководством учительницы, спускались ученики с первого по четвёртый класс. На столах уже был накрыт завтрак – каша, яйцо, стакан какао и кусок белой булки с кусочком масла на нём. Всё было неизменно. Только виды каш иногда менялись – пшённая, рисовая, манная,.. Вместо какао иногда был чай. Столы накрывали заранее, и к моменту нашего появления в столовой каша была холодной, а какао чуть тёплым…
Холодную кашу я не ела. Яйца не любила. Булку с маслом и яйцо отдавала соседу по парте, Женьке. Он любил всё. Я отодвигала ложкой пенки с какао, отпивала два-три глотка и на этом мой завтрак заканчивался. Стоил он по тем временам пятнадцать копеек. Каждый понедельник я получала от родителей рубль, который сдавала учительнице на всю неделю. Взамен получала сдачу – десять копеек. Это полагалось мне на детский киносеанс в клубе в воскресенье.
В субботу мы учились, да и родители наши работали. Однажды в субботу учительница объявила нам, что в понедельник принести нужно только сорок восемь копеек, так как столовая, из которой возили нам завтраки, закрылась на ремонт. Ненадолго, дней на десять. Но ничего страшного нет, директор договорился с хлебозаводом, и нам будут привозить булочки или бублики. Бублик стоит шесть копеек, чай – две. Чай буфетчица тётя Люба сама заварит. И что нужно предупредить родителей. Может быть, кому-то не нравятся бублики и тогда родителям придётся что-то дать нам с собой для перекуса - какой-нибудь бутерброд.
За выходной день я забыла обо всём. В понедельник, как всегда получив рубль, я отдала его учительнице. И, конечно, получила сдачу – пятьдесят две копейки. Надо сказать, бублики с ближайшего хлебозавода привезли свежие, мягкие, ещё тёплые и они пошли на «ура» и у нас, и у старшеклассников.
А сдачу я решила утаить… Ведь мама не знает. Я же не сказала ей, забыла. Зато можно будет купить в книжном магазине открытку. Или карандаш. Или ластик. А можно купить несколько «барбарисок» или ирисок «Золотой ключик»… Таких огромных денег мне ещё не давали!
На следующей неделе было родительское собрание, но у мамы было своё собрание на заводе, и в школе она не была. Так что, я опять получила рубль на завтраки. И опять утаила пятьдесят две копейки. Надо сказать, что я только мечтала, что на них можно купить, а тратить почему-то боялась. Только в кино в воскресенье ходила. Итак, за две недели у меня скопилось целых восемьдесят четыре копейки!
А вот вечером в воскресенье разразился скандал… Мама встретила мать моей одноклассницы и спросила, что было на собрании. Та рассказала. В том числе и про бублики… Я что-то лепетала в оправдание, потом бурно рыдала… Мама сказала, что на эту сумму они вдвоём с отцом могли бы пообедать на заводе! Деньги я отдала. Я ведь и не тратила их… Бабушка заступалась, говорила, что девочка уже большая, четвёртый класс, карманные деньги, пусть маленькие, но нужны… А раз родители не дают, вот она, то есть я, и схитрила…
Деньги мама мне вернула. Взяв с меня обещание, что я больше никогда-никогда! Только радости от них уже не было… Так и лежали в простеньком кошелёчке, не тронутые, пока наш класс не повели в ТЮЗ. На билет я денег не просила, билет стоил пятьдесят копеек, и я взяла их из кошелька. Остальные потратила на автобус до ТЮЗа и на лимонад в буфете.
А с понедельника опять возобновились завтраки. Но я больше не завтракала со всеми. Бабушка давала мне с собой яблоко и этого хватало.
С Нового года каждый месяц родители стали давать мне рубль – на личные расходы.
А бублики я с тех пор разлюбила…
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Я тоже хитрила где-то с 5-6 класса, бывало, мама даст на обед копеечку, а потом папа, а я молчала - они же и не спрашивали, хотя прекрасно и сами знали.