Лифт не работает. Опять. Идти придётся по лестницам на шестой этаж. Хорошо, что тетради не взяла домой: проверить успела на работе во время окон.
- На-чи-на-ет-ся вто-ра-я сме-на. На-чи-на-ет-ся вто-ра-я сме-на ,- сама себе говорю я по слогам на каждой ступеньке.
Потом сбиваюсь с размеренного шага, но мысли продолжают:
- Приготовить ужин, проверить уроки и дневник сына, постирать, подготовиться к завтрашним занятиям...
Неужели больше ничего? Посмотреть передачи? Нет, это излишество - некогда. А вот между делами "повоспитывать" отрока - непременно.
Подойдя к своей двери, замечаю что-то необычное. Странное. А! Не слышно стрелялок почему-то.
Может быть, компьютер сломался?
Не успеваю раскрыть входную дверь - ко мне бросается мой шестиклассник:
- Привет, мам. Давай помогу, отнесу сумки в кухню. Вот твои тапочки. Я уроки сделал. Поел. Посуду вымыл. Плохих отметок не принёс. Читаю Робинзона Крузо. Задали по зарубежной литре.
- Чудеса! Всё это не к добру,- мелькает мысль у меня. - Впервые такое! Что же?
Ну, конечно! Правильно, что я не обольщаюсь и не умиляюсь поведением сына. Через минут десять совершенно ясно, почему такое необычное поведение.
- Мам, директор тебя вызывает. Завтра в четырнадцать часов.
- Надо же, как официально - четырнадцать часов.- Точно передал приказ.
Не классная, а сам директор. Что же натворил-то сынок?
- Мы с Колькой выясняли отношения. Вернее, я ему хотел объяснить, что он неправильно называет одно музыкальное произведение. Помнишь, папа меня научил играть "Собачий вальс" и мы с ним ещё играли в три руки? А ты мне рассказала потом, что это вовсе не вальс, ну и остальное.
- На музыке Колька стал хвастать, что умеет играть на пианино и показал этот "Собачий вальс".
А а не вытерпел и сказал, что название неправильное. Тогда Анжелика Владимировна мне задала на следующем уроке подробно рассказать о пьесе. А на перемене Колька стал ко мне придираться, что я в музыке не разбираюсь и нечего хвастать. Он первый меня толкнул. А я хотел просто показать ему приём "захват". Тут увидела дежурная училка и повела нас к директору. Он меня стыдил и сказал,
что хоть я и спортивная гордость школы, но тем более не имею права применять свои умения на других. И вот теперь мне два наказания: тебя в школу, мне - выступить через неделю на уроке музыки.
Всё понятно было мне из его сбивчивого рассказа. Ничего ужасного-то в общем и не произошло.
Но вид я сделала строгий и, конечно, поддержала мнение директора.
На следующий день, разумеется, "на ковёр" я сходила. А через неделю парень мой принёс в дневнике "двенадцать" за подробный рассказ о "Собачьем вальсе".
И новое задание: рассказать о музыкальной шутке Чижик-пыжик.
Послесловие: Собачий вальс — небольшая и незатейливая пьеса для фортепиано. Её первая часть, из-за своей лёгкости, иногда разучивается людьми, не умеющими сыграть что-либо другое. Нередко именно с собачьего вальса начинается обучение игре на фортепиано. Вальсом в собственном смысле слова эта пьеса не является, так как исполняется в размере 2/4 или 4/4 вместо присущего вальсу размера 3/4. Несколько ближе она к другим танцам — польке или галопу.
Также существует трехдольный вариант «Собачьего вальса» (хотя он и не получил широкого распространения). Он звучит в фильмах «Джентльмены удачи» и «Окно в Париж».
Авторство «Собачьего вальса» достоверно не установлено. Встречающиеся иногда сообщения о его принадлежности Фредерику Шопену основаны на недоразумении: у Шопена действительно есть вальс ре бемоль мажор op.64 №1 (английск.), который он сам назвал «Вальсом маленькой собачки» (Камиль Бурникель, один из первых биографов Шопена, утверждает, что картина песика Жорж Санд Маркиза, гоняющегося за своим хвостом, вдохновила Шопена на написание этого вальса. Есть, впрочем, и другая версия — что вальс этот был Шопеном сымпровизирован, по просьбе самой Жорж Санд, в честь ее любимой собачки Маркиза). Так или иначе, это совершенно другая мелодия.
Немецкий музыковед Эрик Бауман утверждает, что автором «Собачьего вальса» является некий композитор Фердинанд Ло. Эрик Бауман даже выпустил его биографию «Композитор Фердинад Ло и его опус магнум — «Собачий вальс»». На самом деле это мистификация — композитор этот вымышленный, фамилия его образована от немецкого Блоха.
Иногда под «Собачьим вальсом» понимается другая мелодия — «Чопстикс». Это действительно вальс по своему музыкальному размеру, хотя нередко исполняется в ритме не 3/4, а 6/8.
Слово «чопстикс» вошло и русский язык в том же значении — «простенькая мелодия с примитивным аккомпанементом».
|