Произведение «Вклад в науку»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Миниатюра
Темы: Юность бродяги
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 4
Читатели: 393 +1
Дата:

Вклад в науку

                  Тот, кто работал в зоологических группах, знает, что рабочий день там ненормированный. Народ просыпается рано, чтобы до жары успеть расставить на норах грызунов капканы и отловить блох. Повариха, покончив с завтраком и мытьём посуды, приступает к приготовлению обеда. Зоолог, прихватив ружьё, карандаш и блокнот, оправляется на учёты. За день ему предстоит протопать два – три пятикилометровых маршрута, посидеть с биноклем с целью изучения активности песчанок, проконтролировать деятельность рабочих.   К полудню, когда солнышко начинает припекать, а активность зверьков резко падает, все возвращаются в палатку, обедают и заваливаются на раскладушки часов до четырёх вечера. Полы палатки приподняты, понизу дует приятный сквознячок, мурлычет «Спидола», и если есть на земле рай, то он находится именно здесь, и именно в это время. А когда жара начинает спадать, все опять расходятся по своим делам до наступления темноты. Все заняты. И только один человек не находит себе применения в этом, с утра до вечера, занятом коллективе. Это водитель грузовика. Привёз людей и имущество на точку, дождался, когда разгрузят и поставят палатку, занёс в неё свою раскладушку, и всё … . Его работа закончилась.
      - Серёга, помоги разгрузить машину!
      - Я не грузчик!
      - Наломай саксаул для кухни!
      - Я не дровосек!
Но и шофера, как все прочие люди, по складу характера бывают разными. Один пригонит на точку бензовоз и в течение месяца встает с раскладушки только для приёма пищи и отправления естественных надобностей. Через пару недель морда у него становится шире баранки, за которую ему в силу профессии положено держаться. Другой активно ищет себе занятия. Вот именно об этих – других, я и хочу рассказать.
              «Капалы» в пустыне Сарыесик – Атырау*, что находится южнее озера Балхаш, между реками Каратал и Или – это противочумный стационар. Там, в небольшом саманном домике с плоской крышей, дважды в год, весной и осенью, работает отряд, выставляемый Баканасским отделением. А поскольку это отделение ближайшее в Казахстане и Центральной Азии к Среднеазиатскому НИИ противочумному институту, стационар является так же научной базой, на которой проводят свои исследования многие учёные из центра. Ну, учёные изучают – работа у них такая. А шофера? Шофера, как было сказано выше, скучают. Но скучают по-разному. Кто пассивно, а кто активно.
              Вот, например, зоолог Николай Николаевич, в задачи которого входит проверка изобретённого им средства борьбы с блохами, из чисто зоологического любопытства пометил белой краской десятка два степных черепах. Оно ни ему, ни науке, собственно, и на фиг не нужно, но интересно на какое расстояние откочует меченая черепаха за день, за два, за неделю …  Ловцам, дано задание - сообщать учёному о находках белых черепах. Шофёр Васька, намяв вдоволь бока на раскладушке, тоже решил внести свой вклад в науку. Он отловил пяток вышеозначенных черепах и , во время поездки на левый берег Или, выпустил там, недалеко от палатки зоологической группы. Всё получилось именно так, как и было задумано. Ловцы из левобережной зоогруппы  наткнулись на них в тот же день, отправили самолётом  в Баканас, где и вручили с сопроводительной этикеткой обалдевшему Николаю Николаевичу. Пораженный зоолог не мог объяснить перемещение столь тихоходного животного на расстояние более ста километров за двое суток, да ещё с форсированием широкой и бурной реки. Если бы кто-то не рассказал ему, как это произошло, он, вероятно, сошел бы с ума, как маленький географ - герой Ильфа и Петрова, у географической карты, не обнаружив на ней Берингова пролива.
              В следующем сезоне подвиг Васьки повторил другой водитель – Коля. На этот раз зоолог, Евгений Петрович, изучал миграционную активность больших песчанок, пометив их специальным красителем. Наскучавшийся в палатке Николай отловил несколько окрашенных особей и увёз их за много километров от стационара, на самую дальнюю точку. Меченых песчанок через день доставили в лабораторию. Евгений Петрович двое суток нарезал круги вокруг палатки, держась двумя руками  за голову и повторяя на все лады «Миг-гация??? Миг-гация!!!» «Миг-гация…».
              А о том, как своеобразно скучали работавшие со мной шофера Пётр Григорьевич и Иван Тихонович, я рассказал ранее в миниатюрах «Зона»  http://www.proza.ru/2014/03/30/1589  и «Чистота – залог здоровья?»  http://www.proza.ru/2014/03/27/1158 . Думаю, что эти мои записи могут послужить хорошей рекомендацией от скуки всем противочумным водителям, стремящимся внести в отечественную науку свой скромный вклад.

*Сарыесик – Атырау – дословно «Рыжий ишак сдох», (каз.)

12.08.2014.
Реклама
Реклама