Произведение «Исход волхвов и скоморохов на север»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 12
Читатели: 599 +1
Дата:
«Пинега»
Предисловие:
Продолжение. Предыдущая статья - «Происхождение слова «скоморох»  

Исход волхвов и скоморохов на север

  Славно жилось волхвам и скоморохам в стольном Новгороде. По крайней мере до прихода "греческой религии", называемой ныне православной. Более шести веков «советским» был город, поскольку в качестве атрибута представительной власти имел прообраз парламента – вече. Старославянское вътъ — «совет».  

   Богатела первая русская вольная республика, обширными землями прирастала.   К началу XII века владела она частями Прибалтики и Карелии, югом  Финляндии, южным побережьем Ладоги, Обонежьем, Двинской землёй и северными пространствами  вплоть до Урала.

   Север богатствами манил. Ничто не ново под луной. Не интересовало в давние времена купцов «чёрное золото», а вот натуральное, жемчуг,  пушнина, дичь, рыба, соколы для охотничьих забав влекли неудержимо.

  По рекам и озёрам, волокам потянулись встреч солнцу ватаги ушкуйников, торговые люди, крестьяне, волхвы, скоморохи и прочие искатели лучшей доли. Вода их водила. Иных дорог тогда не существовало.  Несли с собой нехитрый скарб, семена для посадки в тощие земли, а также дух свободолюбия, справедливости, добра. И самое ценное богатство –  Слово.

    Историк музыки Н.Финдейзен об этом: «Новгородские выходцы населяли новые места на дальнем Севере или в сибирской глуши и переносили туда свою заветную старину, свои были и песни…в этих далёких от правительственного центра окраинах передавали свой репертуар из рода в род устным преданием, и вот остатки его вновь ожили в напевах более поздних и, вероятно во многом искажённых вдали от былого величия Новгорода, потаённо сохраняясь в памяти народа на побережье Белого моря и в Сибири». (Н. Финдейзен «Очерки по истории музыки в России» Т I, выпуск II, М-Л, 1928).

   Не коснулись Поморья беды ордынского нашествия и крепостного рабства. Суровые условия жизни закалили характеры северян, помнящих и чтящих РОДство, из поколения в поколения передавались ими древние традиции.

  Лишь в конце XIX – начале XX веков эти богатства, давно утраченные в других землях и весях российских, востребованными оказались.  Открытые миру образцы деревянного зодчества, узорочье орнаментов изб, солярные символы вышивки, народные обряды, ремёсла, бытовой уклад, расчищенные иконы северного письма в значительной мере способствовали пробуждению национального сознания русского народа.

   О главной заслуге Поморья сказал Фёдор Абрамов: «Однако, может быть, самый большой, самый непреходящий вклад Севера в сокровищницу национальной культуры – это слово. Живое народное слово, в котором полнее и ярче всего запечатлелась душа северянина, его характер. Слово, которое и сегодня сохранило строй и дух русского языка древнейшей поры, времен Господина Великого Новгорода, живет и сейчас, и уже одно это делает его краем наших истоков, наших духовных начал, ибо язык народа – это его ум и мудрость, его этика и философия, его история и поэзия».

 В 1859 году в газете «Олонецкие губернские ведомости» начали публиковаться былины и песни, записанные у крестьян-поморов ссыльным П.Н.Рыбниковым.  Всего ему удалось записать от тридцати сказителей свыше двухсот былин, множество сказок, песен, поверий, причитаний, рун и ёйги, составивших 4-томное собрание «Песни, собранные П. Н. Рыбниковым» (М., 1861-1867).  Учёный мир изумился. И не поверил собирателю.

    В 1871 году по «следам» П.Рыбникова отправился известный этнограф и историк А.Ф.Гильфердинг. Ему удалось прослушать 70 исполнителей и записать 270 былин, вошедших в собрание «Онежские былины» (СПб., 1873).

 Так началась слава Поморья – хранителя эпической народной поэзии, получившего в те времена название «Русский Север».

   В 1899-1901 годах в филологическую экспедицию на побережье Белого моря, а также в деревни по рекам Мезень, Кулой и Пинега выезжает А.Д.Григорьев. Там ему удалось записать свыше 400 былин, множество исторических песен, стихов и баллад.

  Результаты полевых изысканий отражены в книгах.

   В 1901 году издаются «Беломорские былины» А.В.Маркова.  В 1904-м появляются  «Печорские былины» Н.Е.Ончукова.

   В 1904 и 1910 годах, на основе собранного А.Д.Григорьевым материала Российская Академия наук издала 1-й и 3-й тома книги «Архангельские былины и исторические песни». Это самая большая в отечественной фольклористике коллекция былинных текстов, когда-либо записанных одним лицом. Её объём -  три тысячи страниц, вместивших 424 произведения.  Второй том издан лишь в 1939 году Чешской Академией наук и искусств. Братья-славяне по достоинству оценили труд русского филолога, жившего в Праге.

   В 1916 году опубликован сборник «Бабушкины старины», записанный в Шотогорке у М.Д.Кривополеновой собирателем фольклора О.Э.Озаровской.

    Вошли эти, а  также записанные другими собирателями сокровища в 25 томов серии «Былины» издающегося в наши дни «Свода русского фольклора». При этом 20 томов из них составляют былины Русского Севера.

    Успели исследователи, застали в живых знатоков, хранителей народной культуры, «сказителей», как их называли на Севере. Былины ими «пропевались» или «сказывались». По наследству передавалось их знание, приёмы, способы пения, обогащавшиеся новыми красками за счёт дара импровизации исполнителей. Немногочисленно было их племя. Жила старина изустная, теплилась лампадками лишь в отдалённых уголках Поморья,  расположенных в давние времена на путях-маршрутах его заселения. По ним шагали скоморохи в одиночку и ватагами, веселили народ сказками, песнями, прибаутками,  слезу вышибали былинами. На души ложились те старины, детям, внукам пересказывались, а те уже дальше в лес времени их несли.

    Великолепной памяти требовало исполнение высочайшей миссии сохранения и передачи отцова наследства,  воплощённого в Слове.

  Марфа Крюкова из беломорской деревни Нижняя Золотица, коротавшая век бобылкой, «награждённая» при жизни односельчанами прозвищем Марфа-вралья,  помнила наизусть восемьдесят тысяч стихов, от неё записано четыре тысячи страниц былинного текста.

  Зачастую на долю одиноких, неприкаянных, отрекшихся от благ материальных,  «не от мира сего» людей выпадало служение Слову.   Воистину  Бог посылает страдания избранным.

   Владимир Личутин о них: «Сказитель поморский, певец, - обычно немощный человек, неспособный к долгим переходам, и потому он странствователь, калика перехожий в памяти своей. Но память у него вселенская и жалость таковая же: он как бы имеет невидимые крыла, которые высоко вздымают певца, и он далеко обозревает землю, скрытыю за толщей времени» (В.Личутин, «Душа неизъяснимая», М., 1989).

   Кусочнила, побиралась до последних дней земной жизни другая северная сказительница – Марья Кривополенова, жившая в пинежской деревне Шотогорке. За крохотный рост Махонькой её прозвали. Открыл её дар в 1900 году А.Д.Григорьев, путешествующий по Архангельскому северу. Повезло ему записать от Махоньки старину «Вавило и скоморохи». Уникальна эта запись былины тем, что другие её варианты науке неизвестны. Напела она ещё 12 былин и 5 духовных стихов. Наши далёкие предки запели её голосом.

  О пинежских «следах» скоморохов  в следующей статье.


Послесловие:
На снимке - река Пинега. Вдали деревня Шотогорка. Звучит там фамилия Скомороховы и ныне. Фото с сайта www.panoramio.com/photo/26207758
Реклама
Обсуждение
     19:15 21.04.2015 (1)
Спасибо большое за познавательную статью!
     21:03 21.04.2015
И вас благодарю за чтение и отклик!
     16:23 21.04.2015 (1)
Спасибо Вам за любовь к Русскому Северу!
С уважением Николай.
     18:18 21.04.2015
Благодарю! Предки любят нас. На любовь отвечаем любовью.

С почтением,
Реклама