Произведение «Пинежские следы волхвов и скоморохов» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Автор:
Баллы: 2
Читатели: 1260 +1
Дата:
«Пинежанки »
Предисловие:
Из сборника "Скоморохи - люди вЕжливые, очЕсливые". Предыдущая статья "Исход волхвов и скоморохов на север".

Пинежские следы волхвов и скоморохов

Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.

(А.Пушкин "Песнь о вещем Олеге")


   В 1900 году А.Д.Григорьев записал в пинежской деревне Першково от восьмидесятилетнего Тимофея Шибанова перегудку «О Терентии».    Ольга Озаровская, услышавшая эту песню-старину  в   1915 году от дочери Тимофея Шибанова, написала: «Для изображения действующих лиц Елена Олькина меняла тональность и тембр, поясняя “так уж поётся”. Это наводит на мысль, что когда-то былина о Госте Терентище на реке Пинеге могла исполняться несколькими лицами. Может быть, это остатки какого-то примитивного скоморошьего действа». (О.Озаровская «Пятиречье», Л., 1931).

   В былине крестьянин Терентий приветствует  «прохожих» людей:

"Скоморохи, люди вЕжливые,
Скоморохи очЕсливые"

  Странное, на первый взгляд, обращение, с непонятным повтором в двух строчках одинаковых по смыслу слов, поскольку прилагательное очЕсливый имеет в древнерусском языке значение «вежливый», «учтивый».

   Для знающих повтора нет: вЕжливыми на Русском Севере называли «ведунов», «знатоков» - наследников волхвов.

    О родстве скоморохов с волхвами, рождении их на русской почве, не «захожести», как утверждали сторонники их иностранного происхождения,  пишет А.Морозов: «Скоморохи – отреченная профессия.  Их дело с самого начала объявлено бесовским и сатанинским. Из кого же как не из представителей отреченного культа могли вербоваться “охочие” люди! Эти люди во всяком случае должны быть не тверды во вновь принятой вере. Кто же захочет подвергнуть себя осуждению вечному? В то же время они были преданы старой обрядности, сохранившей для них всё своё значение. Потребность эта не была ещё истреблена в народе. Мысль о том, что скоморохи были преемниками профессионалов языческого культа, была однажды обронена в нашей церковно-исторической литературе, но осталась незамеченной. Её высказал Пономарёв в “Памятниках древнерусской церковно-учительной литературы” прямо указавший на исполнителей языческих обрядовых действ, сопровождавшихся плясками: “Очень может быть, что из них-то и выродились наши скоморохи, которые по мере того как языческие обряды разлагались и превращались в простые народные игры и развлечения, стали не больше как потешными и весёлыми людьми, как называл их народ, делавшими из своего веселья выгодное ремесло”.   …По видимому, в народных представлениях  долго сохранялись воспоминания о древнейших связях музыки и обрядового действа, “заветного”, колдовского знания и пляски – разновидности шаманства. Таким образом русские скоморохи по своему происхождению были как бы видоизменившиеся волхвы». («Скомоpохи  на  Севеpе», альманах «Севеp», Аpхангельск, 1946).

   «Волхови и чародеи то врази божии суть» - провозгласили поборники иноземной религии, заручившиеся поддержкой властителей, предавших богов предков. Под этим «лозунгом» расправлялись они с носителями древнего ведического знания.  Уцелевшие волхвы и скоморохи спасались от расправ «крестоносцев» в Заволочье - так называлась северная территория новгородских владений, расположенная в бассейне Северной Двины и Онеги, «за волоками», которые использовались для попадания в реки и озёра, текущие к Белому морю.

     В 1137 году новгородский князь Святослав Ольгович издал Устав о порядке сборов десятины (десятой части) с доходов князя в пользу новгородской епархии.    Благодаря этому документу до нас дошли названия 12 погостов-становищ Заволочья, призванных контролировать торговые речные пути.
   Все они находились, и находятся до сих пор, в местах слияния рек.

  Выдержка из пункта 4 Устава: «Урадил есмь аз святеи Софии и написал Никола князь Новогородьскыи Святослав: …у Вихтуя сорочек, в Пинезе 3, в Кегреле 3, устье Емьце два». (Новгородская Первая летопись).

   Современные названия упомянутых в Уставе деревень и сёл – Вихтово, Пинега, Кеврола, Емецк. Сорочек соответствует 218 граммам серебра. Два или три сорочка ежегодно платили в церковную казну крупные для того времени, давно существующие поселения. Сбор взимался лишь с выходцев из новгородских земель, инородцы платили дань мехами.

  Село Емецк (родина Николая Рубцова) находится в устье Емцы. Попадавшие в Онежское озеро (бассейн Балтийского моря) новгородцы по рекам и озёрам добирались до реки Онеги беломорского бассейна. По короткому сухопутному волоку лодьи и грузы перетаскивались к верховьям Емцы, впадающей в Северную Двину. Переправившись с левого берега Двины на правый, путешественники попадали в реку Пукшеньгу, поднимались по ней вверх до озера Шайского (в конце XIX века длина – 24 версты, ширина до 10, ныне озеро «усохло» кратно – А.Ч.), перетаскивались по волоку в находящееся на водоразделе Двины и Пинеги озеро Скоморошье. С него начинался спуск по рекам и озёрам до Покшеньги, в месте впадения которой в Пинегу основано Кеврола, бывшая центром Пинежья до 1780 года.  

   По рекам Пукшеньге и Покшеньге пролегал древний маршрут, связывавший  территорию Придвинья с пинежскими землями, а через них с Мезенью, Печорой, Югрой и Сибирью. По этому пути несли волхвы и скоморохи древние знания, обряды, умения, заговоры, былины, старины, песни.

  Оплотом язычества стали пинежские земли.  «Сура поганая» – и так называли их  христианские миссионеры.  Поганус на языке представителей «греческой религии» (термин тех времён) - «идолопоклонник». В верховьях Пинеги жили «тоймичи поганые». Возможно, авторами названных терминов придумана и следующая присловка: «Сура – три версты от ада».

  Село Сура, получившее название от имени реки, впадающей в Пинегу, упоминается в новгородских летописях под 1137 годом.

    Кстати, в санскрите Сурья – «бог солнца». Исток реки Пинеги, как и возвышенность по которой он протекает, именуется Кайласа. Индуисты, буддисты, джайны и приверженцы бон считают «сердцем мира», «осью земли» гору Кайласа, находящуюся в Гималаях.

  Река Шайск течёт с гор Каракорума, впадая в Инд в Пакистане, заселённом в давние времена арьями (ариями). Вспомним упомянутое выше озеро Шайское.

   «Всего лишь совпадения» - ответ официальной науки. Когда их много, они пандитами («учёный» на санскрите) не замечаются.

   Звучит в неискажённом виде санскрит в названиях рек и озёр Русского Севера. В статье "Швета Двипа - Северная Двина" приведены «санскритские» имена некоторых рек и озёр Холмогорского и Пинежского районов Архангельской области.
  При крайне скудных ассигнованиях, выделяемых на изыскания в советские годы, удалось обнаружить на Пинежье 23 археологических памятника. Понятно, что это лишь незначительная часть того, чем располагают тамошние земли. Но и открытые памятники впечатляют содержанием и древностью. В многослойных поселениях типа Явроньги-1 и Явроньги-2 археологическая культура представлена памятниками мезолита, неолита и эпохи раннего металла.  Древние петроглифы обнаружены в известняковом гроте близ деревни Курги.  К сожалению, в наши времена денег у государства на археологию не находится. По мнению вождей, олимпиада и мундиаль народу нужнее, чем подлинная история.
 
 К ней и вернёмся.

  В 1478 году ликвидирована Новгородская боярская республика, отправлен в Москву символ её независимости – вечевой колокол.  Под власть московского князя перешло Заволочье. Другие пути нашлись для завоевания Сибири, иссяк поток переселенцев в пинежские земли, погрузились они в дремоту.

   Наследники волхвов занимались привычными делами – людей и домашний скот лечили, требы исполняли. До наших дней дошли предания о северных колдунах. По-разному они именовались: берещик, ведун, вежливый, ворсушка, говедун,  икотник, знаток, зотя, клетник, шоптун и т.д.

    Скоморохи «походные» народ веселили музыкой, словом острым и метким потешали, былинами и сказками слезу да мысли высокие у слушателей вызывали.

  О «весёлых людях» напоминает название Скоморошьего озера и предания с ним связанные:   «Раньше говорили – скоморохи ходили. Шли они, скоморохи, куды, не знаю, куды переходили. Вот в это озеро разошлись. Обходить туда далеко – оно на пять километров – а посередине два мостка не так далеко. Ну, в общем метров пятьдесят будет. Раньше говорили – скоморохи скакали. Про скоморохов много есть, былины всякие. Скоморохи, старики говорили, шли с востока на запад. И эти мостки, где они перепрыгивали у Скоморошьего озера, так и называются “скоморохи”. Скажут – “скоморошин мост”... Они вот занимались рыбной ловлей, промыслом... Бродяги какие-то... Как артисты, как шарманщики... На дудках играли, только на самодельных дудках, из бересты. Летом из пучек делали свистки» (Записано в 1994 г. от Ермолиной А. А., 1926 г.р., д. Малое Кротово – АКФ 1994, т.3, № 39).


    Напоминают о скоморохах и приведённые в писцовых книгах имена и деревенские прозвища, ставшие в XVIII- XIX веках  фамилиями. Потомки их носителей живут в деревнях предков и поныне.

   В Шотогорке несколько семей носили и носят фамилию Скомороховы.  От Матрёны Скомороховой А.Д.Григорьев записал старину «Князь Дмитрий и его невеста Домна». Встречается это деревенское прозвище в писцовых и переписных книгах в деревнях Чешегоре и Пиринеми. Рядом с Чешегорой располагалась Скомороховская новина, у деревень Лохново и Чакола находились пожни Гусли.

   После запрета в XVII веке государственной и церковной властями скоморошества, слово «скоморох» заменялось на близкие по смыслу: шут, весёлый, медвежатник, дурак, дудник.  В писцовых книгах по Кеврольскому уезду за 1623, 1678 и 1709 годы встречаются названия деревень Шутовская и Дурахтинская, Дудинская приписана к деревням «на Поганой Суре» – такое название звучит даже в переписи 1709 года (СПБ ИИРАН. Ф. 10. Оп. 3. Д. 25. Л. 1-68).

  Любопытны часто встречающиеся в топонимии местности, прилегающей к устью Покшеньги, названия с основой «шот».

  Правый приток Покшеньги именуется Шотогоркой. В него впадают две реки – Нижняя и Верхняя Шеломянка, а также Виска, принимающая воды Шотогорских озёр. К югу от Шотогорки текут реки с индоевропейскими (славянскими) именами: Дунай, Северная, Западная, Восточная и Южная Рассоха.  На значительном расстоянии от этих рек, на правом и левом берегах Пинеги находятся: деревня Шотово, гора Шотова, болото Шотское, деревня Шотогорка.

  В саамском и финно-угорском языках, носители которых населяли эти земли до прихода русских и одновременно с ними, слов с основой «шот» обнаружить не удалось. Так же как и подобных топонимов в других северных землях.

 В словаре древнего славянского языка А.В.Старчевского слово шоутъ означает «болтун», "пустомеля", «шут», «балагур».  Но по правилам древнерусского языка звучало оно как «шут».

Возможно, в честь волхвов, или как их повсеместно именовали на севере - шоптунов, названы шотовы горы и болота? Начальное название могло иметь форму шоптунова (о), в процессе адаптации получили шоптова (о). Для удобства речения потеряли звук "п", получили шотово (а). Впрочем, для обоснования данной версии требуется дополнительная информация.

  Интересную этимологию основы "шот" предлагает санскрит. Шодхана на этом языке


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Реклама