Вступление. В 1097 году по Р.Х. в городе Любеч, что расположен на стыке киевских, черниговских и смоленских земель собрались шестеро русских князей, чтобы договориться о прекращении княжеской усобицы и решить вопрос о престолонаследии. До этого в русском государстве власть передавалась по лествичному принципу. В соответствии с ним киевский престол занимал старший сын умершего великого князя, и далее по старшинству от брата к брату до тех пор, пока не умирал самый младший в роду. После чего престол доставался первому по старшинству из следующего поколения князей. Лествичный порядок наследования приводил к дроблению и мельчанию родовых владений, и вызывал крайне запутанные отношения между претендентами на власть. Споры о старшинстве зачастую решались не мирными переговорами, а силой оружия.
Князья владели уделами на временной основе — шла постоянная передвижка — младшие родичи занимали удел за уделом по мере смены правителя на троне, двигались вверх "по лестнице", с младшего стола на старший.
Итак, 19 ноября 1097 года по Р.Х. в город Любеч съехались шестеро князей: великий князь Киевский Святополк Изяславович, князья черниговские Давыд и Олег Святославовичи, волынский князь Давыд Игоревич, теребовльский князь Василько Ростиславович и сам инициатор съезда — переяславский князь Владимир Всеволодович Мономах.
Встреча завершилась к всеобщему согласию: князья договорились прекратить междоусобные распри, выступить совместно против половцев и закрепили новый принцип владения уделами. Теперь каждый получал в несменяемое управление земли его отца — "отчины".
Святополк Изяславович получил во владение Киев, Туров, Пинск и титул великого князя;
Давыд и Олег Святославовичи получили Чернигов, Муром, Рязань, Северскую землю и Тмутаракань;
Давыд Игоревич получил во владение Владимир-Волынский;
Василько Ростиславович (с братом Володарём) получили в удел Теребовль, Перемышль, Червень и Луцк;
Владимир Всеволодович Мономах получил Смоленск, Белоозёрск, Переяславль и Суздальско-Ростовские земли.
Договор был устным, князья целовали крест и присягали на вечный мир и дружбу.
Но с дружбой и вечным миром сразу как-то не заладилось. Давыд Игоревич навёл кляузу на князя Василько, дескать, замышляет он, Василько Ростиславович, вкупе с переяславским князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом захватить киевский престол.
Великий князь Святополк доносу поверил и вызвал Василько Ростиславовича в стольный град Киев. Доброхоты предупредили теребовльского князя о том, что Святополк затеял недоброе, на что Василько Ростиславович ответил: "Не мог Святополк заподозрить меня в предательстве, ибо мы крест целовали". Зря не поверил доброхотам князь Василько. В Киеве Василько Ростиславовича арестовали и затем ослепили, предположительно в селе Звенигороде, что возле Киева.
Междоусобица сейчас же возобновилась.
Продолжим.
Значит так: великий князь Киевский Святополк II Изяславович остро нуждался в деньгах. А нужда эта возникла у него оттого, что он, в ущерб старой, проверенной "старшей дружине" решает опереться на людей новых, названных летописце "уными", то есть "юными". А эти "уные" соратники великого князя люди по большей части сребролюбивые, хитрые и беспринципные и работают они за вознаграждение, и вознаграждение немалое. А лишних денег у Святополка II, понятное дело, нет.
Поэтому. Великий князь Киевский находит изящный выход из этого непростого положения. Он выписывает из Европы ростовщиков. А ростовщики эти по национальности евреи. Потому что в суровые времена Средневековья ростовщичеством занимались нередко именно евреи (хотя самым крупным ростовщиком была церковь). Святополк даровал ростовщиками право жительства в Киеве, свободу в финансовых операциях и разрешил построить синагогу. Вскоре европейские ростовщики вытеснили из бизнеса местных лихоимцев и практически монополизировали рынок финансовых услуг.
Однако. Ссужая власть деньгами, ростовщики требовали себе максимальные преференции для извлечения максимальной прибыли. А максимальную прибыль в те времена давала работорговля. Поэтому европейские кредиторы недвусмысленно подталкивали заёмщика к совершению военных походов с целью захвата живого товара. А воевать Святополк мог только с половцами.
Здесь важен политический расклад. На границах Киевской Руси жило два кочевых народа. Торки (гузы) входившие в племенной союз чёрных клобуков, состоявший из печенегов, берендеев и ковуев и половцы. Оба эти народа были непримиримыми врагами. Русские князья заключали союзнические отношения как с торками, так и с половцами.
При этом: заключившие союз с торками, немедленно становились врагами половцев, союзники половцев превращались во врагов торков.
Волынские и киевские князья были союзниками торков. Поэтому Святополк II воевал половцев.
У половцев были свои сложности. Можно сказать, половцы были уже не те. Не было у половцев той манёвренности и стремительности, что обычно приписывают кочевникам. Почему? Потому что половцы были скотоводами, а в южнорусских степях зимой выпадают обильные осадки, что сильно затрудняет возможности скота питаться подножным кормом. Поэтому половцы вынуждены были зимой держаться мест зимовок, а летом мест сенокоса. Но, даже тщательно подготовленные зимовки не спасали - за зиму скот, а главное - ездовые кони сильно тощали, что резко снижало боевую мощь кочевников.
Однако. Святополк проиграл несколько сражений. Тогда русские сменили тактику. Они начали нападать на половецкие становища (вежи половецкие) и полностью сковали силы противника, вынужденного защищать своих женщин и детей. Ростовщики были довольны.
Но. Киевлянам такие гешефты не нравились. А восстать они не решались. Слишком сильная была великого князя дружина, в которой главную роль играли "уные".
К тому же. Ростовщики не нравились не только киевлянам. Имел место в истории случай. Русский невольник, инок Киево-Печерской лавры Евстратий был продан в Крыму торговцу из иудеев. Торговец потребовал от инока отречься от Христа. Инок отказался. Тогда торговец замучил инока до смерти. Об этом стало известно византийскому императору Алексею Комнину. Базилевс Византийской империи был человеком строгим, но справедливым, а посему преступлений не прощавшим. Поэтому он взял, да и уничтожил разом еврейскую общину в Крыму. За преступления надо отвечать (со всем почтением к Михаилу Иосифовичу Веллеру).
Что оставалось делать киевлянам? Ждать, когда умрёт великий князь Киевский Святополк II Изяславович.
Князь умер в 1113 году по Р.Х. и после его смерти в Киеве немедленно начался бунт.
"Так произошёл первый в Киеве еврейский погром. Были разграблены дома многих бояр, двор тысяцкого Путяты и лавки евреев-ростовщиков. Киевляне расправлялись с еврейскими купцами и их сторонниками, действуя с истинно народным размахом". //Лев Гумилёв. "От Руси к России".
Те же из бояр, кому эта народная вольница встала поперёк горла, не стали особо мешкать и снарядили депутацию во главе с митрополитом к князю переяславскому Владимиру Всеволодовичу Мономаху с просьбой занять киевский престол. Владимир Мономах на призыв откликнулся и прибыл в Киев во главе небольшого отряда.
Впрочем, усмирять никого не потребовалось. Киевляне признали Мономаха киевским князем и по его требованию бесчинства сразу же прекратили.
Еврейский вопрос. Был разрешён следующим образом. Имущество, путь и нажитое нечестным путём, конфисковано не было, однако евреям отказали в праве на жительство, а прибывшим на Русь тайно и в защите закона. Все они должны были незамедлительно покинуть пределы Руси и отправиться туда, откуда прибыли. Для безопасного переезда великий князь выделил им вооружённый конвой.
Ну и в заключение мораль. Князь Святополк II Изяславович ориентировался на запад. Отец его, великий князь Изяслав с римским первосвященником переговоры вёл, с поляками на Киев ходил, в Германии у короля Генриха IV помощь просил, а Владимир Мономах ни в чём таком замечен не был. Ну, разве что с Византией воевал.
| Реклама Праздники |