Произведение «Инь Ян. Оттенки прошлого. Эффект Данте ч.3» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Роман
Автор:
Баллы: 2
Читатели: 546 +1
Дата:
«Имеющий уши да услышит...»

Инь Ян. Оттенки прошлого. Эффект Данте ч.3

Имеющий уши, да услышит...

Ни розою, ни былинкою
Не буду в садах...
Я дрожу над каждой соринкою,
Над каждым словом...
(Анна Ахматова  12.12.1912)

И вот вошла. Откинув покрывало,
Внимательно взглянула на меня.
Ей говорю: "Ты Данту диктовала
Страницы Ада?" Отвечает:"Я!"
(Анна Ахматова "Муза")


  Анна Ахматова, которой влюблённый Николай Гумилёв в 1908 году посвятил цикл стихов "Беатриче", уже в 1924 году почувствовала родственность своей Музы с Дантовой. Стихи Данте стали для Ахматовой неким кодом, через который она представляла злободневное содержание современной ей эпохи.
Ведь  Данте в сталинскую эпоху был разрешённым классиком. Его активно издавали, поэтому обращение к имени Данте не вызывало подозрений у цензоров.
"Имеющий уши, да услышит", — полагала Ахматова.
 Марина Цветаева в  1934 году написала: "Мой век – ад".(2) Имеется в виду XX век.
— Доживи Алигьери до наших дней, он бы создал десятый круг ада, — уверенно заявила Анна Ахматова.

Неприкаянная душа

Что ты бродишь неприкаянный,
Что глядишь ты не дыша?
Верно, понял: крепко спаяна
На двоих одна душа.

Будешь, будешь мной утешенным,
Как не снилось никому,
А обидишь словом бешеным —
Станет больно самому.
(Анна Ахматова, декабрь 1921, Петербург)

  Юность Данте протекала в блестящем литературном кругу молодых поэтов "сладостного стиля ", возглавляемом его другом Гвидо Кавальканти. И не только с ними общался Алигьери. Будучи студентом университета, он значительное время проводил в беседах со своим учителем — выдающимся учёным, поэтом и политическим деятелем от партии Белых гвельфов, Латини.
 Белые и Чёрные (Bianchi e Neri) — две враждебные партии во Флоренции в начале XIV века, продолжавшие старую борьбу горожан с дворянством. К Белым  гвельфам примкнул Данте, но в последствии заявил, что его интересы выше всяких партий.
Овладев всей суммой знаний своего времени, Данте стал энциклопедистом в области схоластики и натурфилософии. Его поэзия подтверждает его невероятную эрудицию и всестороннюю образованность.(3)
  Перед Данте благоговел великий немецкий поэт XVIII века  Гёте. Он писал:
" За ним стоят целые века культуры ".  Причём культуры всей Европы.
 Жизнь Данте " сломалась ", как пишет Грета Ионкис (4) в 1302 году. К этому времени он уже состоялся как поэт. Годом ранее Флоренцию захватили войска Карла Валуа, приглашённого римским  папой Бонифацием VIII для поддержки Чёрных гвельфов.
 10 марта 1302 года 15 вождей Белых гвельфов заочно приговорили к смерти.
   Данте обвинили в присвоении казённых денег, вымогательстве и непокорности папе. Предписывалось:
" Если Данте Алигьери вернётся во Флоренцию, то его жечь огнём, пока не умрёт".
 Началась полоса скитаний. Данте посвящены строки Анны Ахматовой:
Темна твоя дорога, странник.
Полынью пахнет хлеб чужой.
  Чем не строки "Божественной комедии"?
Ты будешь знать,
Как горестен устам
Чужой ломоть.
  Годы изгнания совпали с творческой зрелостью Данте. Переезжая из города в город, он в иступлении работает. Правители Флоренции решили вернуть поэта, он ответил гордо:
— Нет! Нет!
Данте не простил изгнания и во Флоренцию не вернулся.
       Il mio bel San Giovanni
                          Dante*
Он и после смерти не вернулся
В старую Флоренцию свою.
Этот, уходя, не оглянулся,
Этому я эту песнь пою.
Факел, ночь, последнее объятье,
За порогом дикий вопль судьбы...
Он из ада ей послал проклятье
И в раю не мог её забыть, –
Но босой, в рубахе покаянной,
Со свечой зажженной не прошел
По своей Флоренции желанной,
Вероломной, низкой, долгожданной...
(Анна Ахматова 17 августа 1936  Разлив. * Мой прекрасный святой Иоанн. Данте)
 Скитальца в конце жизни приняла Равенна. Валерий Брюсов, посетив её в 1907  году,  писал:
" Совершенно понятно, почему Дант нашёл пристанище в Равенне. Это город для отдыха и тихой смерти".
Однако Данте и здесь не нашёл умиротворения. Он тосковал по родине, его жгла обида за изгнание.
— Успеть бы завершить "Комедию", а потом можно и почить в Бозе.(5)

Судьба смилостивилась. Дописав своё главное  произведение, Данте умирает в сентябре 1321 года.
Исполнив долг, завещанный от Бога,
Покинул Данте грешный мир.
Поэта не осудят строго -
Он жил неистово, как и любил.(6)
 Городские власти Флоренции так и не смогли вернуть прах Данте на родину, чтобы устроить пышное погребение в церкви Санта-Кроче. Равенна не выдала того, кого флорентийцы сами изгнали из своего города.
 Ничего нельзя предугадать. Прошлого не изменить, не переписать. Если бы это стало возможным, мир, конечно не перевернулся бы, но это был бы совсем другой мир.

К юбилею Данте

В мае 2115 года, уже после падения правительства Фаренгейта, в просвещённых кругах Эленеума отметили  850-летие Данте. Состоялись устные чтения сохранившихся в умах и восстановленных при помощи проекта " Библиогрань" сочинений Данте.
Ещё к 750-летию (2015 год)  были начаты  три самостоятельных проекта.
Первый – 3-томная «Перепись» (Censimento).
Второй – 4 тома факсимильных (7) книг, богато проиллюстрированных старинными миниатюрами с изображением сцен «Божественной комедии».
Третий проект был организован  на высоком государственном уровне – «Национальное издание комментариев к Данте», начатое ещё в 1975 году. Это был сборник комментариев к «Божественной комедии», написанных самыми разными авторами за прошедшие восемь веков. В общей сложности издание  – 75 томов в 250 книгах.
  Было  опубликовано 13 томов в 33 книгах. Остальные 62 тома  были изданы — за последние 100 лет до начала правления правительства Фаренгейта.  В 250 книгах -  200 тысяч страниц.
Это в первую очередь публикация известных, а также малодоступных, раритетных трудов.
— И всё это было подвергнуто огню Фаренгейта...- сокрушался Хайме. — Такая гигантская, трудоёмкая работа была проведена, чтобы потом всё отдать огню… А ведь так и до сожжения людей было недалеко. Memento mor!

Memento mori

  В Средневековье считалось, что каждый человек всегда, в любой момент своей жизни, должен быть готовым к смерти, к тому, чтобы достойно принять её.  Вся культура XIII-XIV веков представляла собой муки человека, пытавшегося осознать конец своего жизненного пути. И  эта неизбежность его пугала. А как иначе? Человек бессилен перед угрозой смерти.
-  Данте в "Божественной комедии"  выразил идею неизбежности смерти? — рассуждал Хайме. -  В этом изречении – Memento mori – заключается высокий нравственный смысл.      
 — Верно рассудил, — громогласно заявил Хронос. -  Живи, но помни, что ты смертен. Только душа не знает смерти, ибо бессмертна. Распростившись с телесной оболочкой, она попадёт в Рай или Ад.
"Мне Рая на небе по жизни не надо, мне дай на земле отсутствие Ада"
(Сергей  Зайцев)
 Так рассуждают не все, но каждому хочется жить в довольстве и благодати, а некоторые для этого и пальцем не пошевелят. В Эленеуме,  наконец, были изжиты мещанские замашки, все выполняли ту работу, какая ему нравилась. Тем более, в любую минуту можно было сменить вид деятельности.
  Работа и хобби стали равнозначны, но бывало, что и развлечения становились для кого-то работой. Например, для мужчин — скоростные гонки по вертикали или цирковые выступления, конные, акробатические, даже клоуном, если захочется. Ничего не было зазорным и тем более неприличным. Даже такие выступления, как танцы у шеста, но не с раздеванием, ни в коем случае не стриптиз, но полуобнажёнными, в смысле в купальнике и коротких шортах, — остались. В ночных клубах каждый желающий мог  подобным образом "пощекотать нервы", получив долю адреналина или  расслабиться. И это грехом не считалось.
   Данте  в " Божественной комедии" показывает, что ожидает человека за те грехи, что он совершил. Чтобы каждый подумал, стоит ли грешить. Расплата неизбежна и страдания вечно будет нести душа. Круги Ада, нет ничего  страшнее. Лучше думать о Рае, вести праведный образ жизни.
Тут человек и задумывается о Боге. В последний час, а трудный час он обращаясь к Богу, восклицает:
— О, Боже! Спаси и сохрани!
 Для  современников Хайме, Хорхе и Хелен уже не так остро стоит вопрос: верить или не верить?
  И  в XXI веке уже многие люди не верили  в Бога. Вся политика XX столетия сделала своё дело. Вера была растоптана, загнана в потаённые уголки сознания, но  перед смертью человек всё равно обращался и обращается к Богу.  И при жизни, решая свои проблемы, вольно или невольно он выстраивает связь с Богом.
  Многие скажут, что человек просто ведёт мысленный разговор сам с собой, но это не так. Внутри каждого Бог, свой бог или то, чем человек заполняет эту нишу. Скажете, такого не может быть. При рождении с душой человек получает божественную искру и от поступков зависит будет она пылать дальше или затухнет, останется пеплом и  тёмным пятном. И это пятно ничем не смыть, можно только припудрить, слегка приукрасить и жить дальше, не думая ни о чём. Лишь перед уходом в мир иной вспомнить все свои "шалости" большие и маленькие. Недаром говорят, что перед смертью вся жизнь за мгновения мелькает перед глазами человека.
"Божественная комедия" нам это объясняет. Или пытается нам объяснить.
 Поэтому нельзя не говорить об актуальности Данте. Все, кому попала в руки эта бордового (красного, синего, зелёного, серого) цвета книжица, задумывается о том, кто ты, как стоит вести себя в жизни, какой идти дорогой.
 Но читая, ты понимаешь, что многого не знаешь, да и смысл того то, что знаешь,  не всегда понятен.
 -   «Божественная комедия» содержит в себе ещё много непонятого и непостижимого, того, что предстоит осознать  людям будущего, — уверенно произнёс Хайме.  — Процесс познания будет продолжаться, поскольку Данте неисчерпаем.

(1)  Кихней Л.Г. "  Дантовский код в поэзии Анны Ахматовой, Крымский Ахматовский научный сборник, "Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество", — вып.8. — Симферополь, 2010, стр.114-127
(2) Анна Ахматова (1889 -1966), Марина Цветаева (1892-1941) — поэтессы Серебряного века в русской литературе
(3) Континент Интернет-газета Грета Ионкис "Гулкое эхо Данте в русской и мировой поэзии к 750 летию Данте 7.02.2015
(4) Грета Ионкис — писатель, литературовед (Кёльн, Германия)
(5) "почить в бозе" — выражение это в общий оборот пришло из церковнославянской лексики. В речи священнослужителей "почить в бозе" означает не что иное, как умереть. В буквальном понимании это значит "упокоиться в вечности" или "предстать перед Господом". Выражение это подводит итоговую черту под жизнью любого человека, считающего себя христианином. Согласно евангельским заповедям, если человек "почил в бозе" (что значит умер), то у него сохраняется надежда на прощение грехов на Страшном суде. Произойдёт это уже после окончания этого мира. Но заботиться о спасении своей души и думать о совершённых грехах следует до отхода в мир иной.
(6) стихи автора
(7) факсимиле от лат. fac simile -буквально " делай подобное " — воспроизведение любого графического оригинала — рукописи, рисунка, чертежа, гравюры, подписи, — передающее его вполне точно, со всеми подробностями.
Факсимильное издание -репродуцирующее какое-либо ценное издание прошлых лет, повторяющее все особенности его оформления: формат, сорт и цвет бумаги, переплёт, обложку и


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     12:46 25.12.2015 (1)
Интересные рассуждения о вере. Но это- отдельный вопрос.
     20:54 25.12.2015
Совершенно верно!
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама