Произведение «Как помирить буквы. Глава 8»
Тип: Произведение
Раздел: Для детей
Тематика: Сказки
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 4
Читатели: 580 +1
Дата:
«Урок 3»

Как помирить буквы. Глава 8

– Какой красивый домик! –  воскликнула Таня.–  Такой же был у нас за городом. Правда, Ваня?
Чего молчишь, мы же бывали там с родителями в выходные.
– Что! Что ты сказала?! – воскликнули принцессы, пока Ваня обдумывал слова сестры, не находя
ответа.
– О чём? – вопросом на вопрос ответила девочка.
– Что ты говорила о нашем доме? – медленно подошла к Тане Уста и взяла её за руку.
– И о своём загородном доме? – Письма подошла с другой стороны.
Принцессы смотрели на девочку с ожиданием, ласково улыбаясь.
– Я уже забыла,что говорила! – рассмеялась Таня и посмотрела на девушек.
– А что?
– Ничего, всё в порядке, – переглянулись принцессы, загадочно улыбаясь.

Таня вырвала руку и бросилась догонять пролетевшую мимо бабочку с разноцветными крылышками. Принцессы улыбнулись и поспешили вслед
за девочкой. Она же с визгом и смехом бегала по зелёной траве. Ваня сначала
хмуро смотрел на веселящуюся сестрёнку.
Тут к нему подлетела другая бабочка.Она села на плечо мальчика и запела :
– А-а-аза!
– Ты звуковичок (а)? – догадался мальчик.
На другое плечо села похожая бабочка, зазвучал другой нежный голосок:
–У-у-у.
– А ты звуковичок (у)?
Тут бабочки вспорхнули и разлетелись в разные стороны.
– Где вы? Где вы? – мальчик растерянно оглядывался.
– А-а-а, –послышалось с одной стороны поляны.
– У-у-у, – эхом отозвалось с другой. А потом звуки слились в слог:
– Ау! Ау! Ау!
– Ау! – восторженно закричал Ваня и услышал голос сестры:
– Ау!
– Где ты, Таня?
– Ау?
– Понял, понял.Мы в прятки играем.
– Ау!
Мальчик замер, а потом с громким криком нырнул в кусты.
– Нашёл, выходи!– он за руку вытащил сестрёнку из зарослей.
– Хорошо ты спряталась, я ни за что не нашёл, если бы ты не аукала.
– А хорошо мы поиграли, правда? Я теперь знаю этих звуковичков, а ты?
– И я. Посмотри,этот (а), а тот –  (у).– Они такие красивые!
– Дети, скорее ко мне! – позвала Письма.
– Кто быстрее! –добавила Уста.

Когда дети появились у домика, то поразились произошедшим переменам: на полянке стояла беседка. Она казалась единым  целым с природным ландшафтом*.  Стены представляли цветущие кусты с приятным  запахом. Вокруг летали пёстрые бабочки и стрекозы, цикады пели свою песенку, жужжали пчёлы, но ни одно насекомое не влетало в беседку, где стоял маленький стол в окружении плетёных стульчиков.
– Проходите,проголодались, наверное, – предложила Уста, а Письма уже разливала прохладный
лимонад по бокалам. Дети с удовольствием пообедали на свежем воздухе.
– Смотри, Таня,смотри! – закричал Ваня. – Бабочки вновь появились. Теперь их много.
Мальчик вскочил и выбежал из беседки.
– Разве вы не знаете, что за обед нужно поблагодарить? – спросила Письма.
– Ой, извините,Ваня такой рассеянный, – сказала девочка. – Большое спасибо, очень вкусно!
Помочь убрать? – С этими словами Таня взяла тарелки и понесла в дом, где  положила посуду на кухню, куда показала Уста.
– Я могу и помыть, нас учили, – предложила девочка.
– Спасибо, но у нас есть посудомоечная машина, – ответила принцесса на предложение.
– Иди на полянку, урок продолжается.

Во дворе сестра увидела, что брат продолжает бегать за звуковичками. Таня протянула руку и
сказала:
– Где ты,звуковичок (а)? И тут же почувствовала прикосновение невесомых лапок.
– А твой друг далеко? – спросила девочка и пропела:
– А-у! А-у! А-у!
Услышав её голос, слетелись все бабочки, усевшись на ладошку девочки.
– Как вас много!– обрадовалась Таня. – Только  я не знаю ваших имён.
И тут же услышала:
– О-о-о!
– Ы-ы-ы!
– И-и-и!
– Э-э-э!

Таня повторяла незнакомые звуки, потом бабочки вспорхнули  и уселись на голову девочки,по одной перелетая на маленькую ладошку.
– Ура! Теперь играем в Угадалки! – воскликнула девочка.
– Таня, ты зачем всех бабочек забрала? – раздался обиженный голос Вани.
Он стоял в двух шагах от сестры и наблюдал за её игрой со звуковичками.
– Ваня, это не бабочки, а звуковички. Смотри, их ровно шесть, все они разные, но произносить
их имена так легко, потому что они произносятся свободно и так красиво поются.
Послушай:
– О-о-о! Э-э-э!И-и-и! Вот этот звук самый сложный, но я его запомнила: ы-ы-ы. Хочешь поиграть
в Угадалки?
– Думаешь, я смогу?
– Конечно,смотри на звуковичков. При произношении звуковичка (А)  губы округляй, рот широко открывай – попробуй!
Названный звуковичок тут же подлетел к Ване и запел вместе с ним:
– А-а-а!
– Вот,правильно, – обрадовалась Таня. – А при произношении звуковичков (о) и (у) губы
вытягивай трубочкой.
– О-о-о! У-у-у! –повторил мальчик, радостно подставив ладошку для следующих крылатых созданий.
– А звуки (э), (и)и (ы) нужно произносить, растягивая губы в стороны.
– Э-э-э! И-и-и! Ы-ы-ы!  – громко закричал Ваня.

Дети начали новую игру, теперь они прятались по очереди, выкрикивая определённый звук, а звуковички подлетали и садились к ним на руки. Потом звуковички расселись на ветки деревьев, а малыши завязали друг другу глаза носовыми платочками.  Теперь необычные бабочки пели, а дети ловили их и повторяли звуки.
– Пора устраивать экзамен, – весело сказала Уста сестре. Они наблюдали за  детской игрой издали и удивились, как Таня правильно учила брата произносить звуки.
Звуковички пропели:
–А-а-а! О-о-о!У-у-у! Э-э-э! Ы-ы-ы! И-и-и! – и исчезли.
– Что случилось?– брат с сестрой, сняв повязки, стали озираться по сторонам.
Они увидели, что все бабочки сидели на крыше дома. Дети подбежали к принцессам,  взявшись за руки.
– Какие вы молодцы, – сказала Письма. – Научились правильно произносить гласные звуки.
– Гласные**? –переспросили дети.
– Да гласные, – подтвердила Уста. – Гласные звуки – это звуки речи, образуемые свободным проходом воздуха во рту, состоящие главным образом из голоса (голосового тона) при почти полном отсутствии шума.
– Понятно, –воскликнула Таня. – Мне очень нравится их произносить, ведь они произносятся
легко, свободно, тянутся, поются.
– Прислушайтесь к произношению гласных звуков, – предложила Письма.
Дети замерли, внимательно слушая, как поют звуковички, а затем сами запели. Таня тянула мелодию спокойно, ласково, а Ваня так громко, что бабочки улетели на соседнее дерево, испугавшись сильной звуковой волны.
– Гласным ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык, –проговорила Таня.
– Правильно! –воскликнула Уста.
– Я тоже почувствовал, как легко и свободно произносятся гласные звуки, – сказал Ваня. – И могу теперь эти звуки различать.
– Правда? –спросила уста. – Тогда определи, какой первый звук в слове «ус».
Ваня старательно произнёс предложенное слово и радостно воскликнул:
– (У).–
А в слове«ам»?
– (А)
– Замечательно! –воскликнула принцесса.

______________________
*Ландшафтный дизайн — искусство и практические действия по озеленению, благоустройству, организации садово-парковых насаждений, газонов,
**Гла;сные — тип звуков, при артикуляции которых потоку воздуха не создаётся существенных препятствий, соответственно, нигде над гортанью не создаётся сколько-нибудь существенного воз-душного давления.
Артикуляция гласных звуков акустически отражается как периодические колебания по всему спектру, поэтому гласные звуки являются музыкальными звуками
Реклама
Реклама