Произведение «Как помирить буквы. Глава 14»
Тип: Произведение
Раздел: Для детей
Тематика: Сказки
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 4
Читатели: 696 +2
Дата:
«урок-7»

Как помирить буквы. Глава 14

Ночевать дети остались у принцесс. Им выделили по комнате.

Таня вошла  и захлопала в ладоши, ей показалось, что она попала в сказку. Да и как не восхищаться золотистыми обоями с розочками, ажурными занавесками, ворсистым ковром и множеством цветущих комнатных растений.

Таня с восторгом разглядывала  уютную кроватку с кружевным покрывалом. Потом перевела взгляд на другую мебель. Платяной шкаф её не заинтересовал, зато полочки над письменным столом приковывали взгляд, что-то напоминая. Она подошла ближе, потрогала корешки книг:
– Ко-ло-бок, – прочла девочка, разглядывая надпись.
– Р-рь, реп-ка. Такие знакомые названия, – прошептала Таня. – Я  знаю, о чём они. В первой сказке бабка с дедкой испекли колобок, а потом он укатился в лес. Здесь встретил зверей, а потом лиса его съела. Жаль колобка, но сам виноват – нельзя быть таким доверчивым!

Девочка взяла вторую книжку и пошла в комнату брата. Здесь всё напоминало мальчишеские интересы: обои с машинками, несколько конструкторов на полочках, картины с ракетами. Цветов почти не было, да и занавеси с геометрическим рисунком. Комната наводила мысли о строгости и приглашала к размышлениям.
– Как у тебя…,– не смогла подобрать слово девочка.
– Скромно, – подсказал брат. – А мне нравится. Я заглянул к тебе – цветочки, кружева, я же не девочка.
– А книги ты смотрел? – спросила Таня.
– Нет ещё, а что?
– Вот у меня что было, – показала она обложку книги.
– Реп-ка, – прочёл мальчик.– Это про то, как дед посадил репку, а потом  все помогали её тянуть?
– Вот и ты знаешь эту сказку! – обрадовалась Таня. – А ведь нам её никто не рассказывал, и воспитатели не читали. Откуда мы её знаем?
– Это ещё что, – таинственно прошептал Ваня. – У меня в шкафу знакомые игрушки.
– Не может быть! – не поверила сестра.
– Точно тебе говорю! И они не новые, а как будто я уже играл с ними. Давай у тебя проверим!
– Давай! – согласилась Таня, отправляясь к себе, Ваня последовал за ней.

А в это время в другой комнате–кабинете сидели принцессы, магистры и знаки. Они обсуждали успехи подопечных.
–Не слишком ли быстро идёт обучение? – волновалась Уста.
–Да, сестра, верно, говорит, – поддержала её Письма. – Не навредим ли здоровью детей?!
– Фея Грамматики внимательно следит за нашей работой, – сказал магистр Гласик. – Она не допустит нанесения вреда.
– Дети ведут себя правильно, память восстанавливается постепенно, – сказал магистр Дон. – Они хорошо себя чувствуют – я проверял магически.
– Точно!– поддержала его магистр Динь.– Я тоже не нашёл никаких отклонений.
– А сейчас мы их не испугаем, ведь комнаты, которые предоставили, полностью повторяют обстановку их собственных  в мире людей.
– Хотите услышать их разговор?– спросил магистр Гласик. – Что же мешает? Настройтесь на нужную волну.
– Мы не привыкли подслушивать и подглядывать, – сердито сказала Письма, Уста согласно кивнула.
– Как хотите! – развёл руками Гласик.
– Попрошу звуковичков отправиться к ним, – прошептала Уста, закрыв глаза.

Таня подошла к шкафу, открыла дверцу. На полке стояли игрушки,
– Это моя любимая кукла Оля, – девочка взяла игрушку, поправила платьице.
– Это мишка, я прозвала его Соня, потому что у него всё время закрываются глаза.
– А вот и кукольная кроватка, но я не буду её пока ставить. Пусть Оля со мной спит, и мишка тоже.

Девочка положила игрушки на кровать. Затем она охнула и присела на краешек постели.
– Ты прав, Ваня. Это мои старые игрушки. Я играла ими с малых лет. Как же так?! – слёзы закапали на воротничок платья.
Ваня присел рядом с сестрой, погладил по плечу:
– Не плачь! – а сам засопел, сдерживая слёзы.
– Какие красивые игрушки – прелесть! – раздался тоненький голосок.
– Танечка любит куклу и мишку, так заботится о них
– Звуковички! Вы прилетели поддержать нас? – спросила девочка еле слышно, утирая слёзы.
–Хотите вспомнить всю свою жизнь? – спросил звуковичок (а), устраиваясь на плече мальчика.
Дети кивнули.
– Тогда крепитесь, чем быстрее освоите чтение, тем быстрее вернётся память!
– Правда?! – Таня протянула руки в жесте мольбы.
– Правда! Правда! Правда! – раздались тоненькие голоса.
Это комнату заполонили звуковички и буквы. Они пристроились на шкафу, на кровати, на столе, даже на ковре.

– Значит, будем читать! – воскликнули дети.
Таня встала, подошла к книжному шкафу.
– Какая красивая картинка: девочка играет в мяч, совсем как я сегодня. Сейчас узнаем, что здесь написано.
Девочка начала перелистывать страницы.
– Мо-и. Нет, не мо-и. Здесь новая буква, я забыла, как она называется, – Таня повернулась к брату.
– Какая буква? – мальчик придвинулся ближе, заглядывая в книгу. – Это буква  и краткое, а читается она…
– Коротко – «й», – подсказал одноимённый звуковичок.
– Спасибо! – Таня упрямо вздёрнула подбородок и зашептала:
– Мой ве-се-сё-лы-й звон-ки-й мяч.
– Я вспомнил! – закричал Ваня. –  Я знаю это стихотворение:
Мой
Веселый,
Звонкий
Мяч,
Ты куда
Помчался
Вскачь?
Жёлтый,
Красный,
Голубой,
Hе угнаться
За тобой!*
– Точно! – обрадовалась Таня. – Здесь так и написано. А почему в слове мяч нет мягкого знака? – обратилась она к звуковичкам. – Здесь же мягко произносится.

Она посмотрела на брата, на звуковичков:
– Ой, что я такое говорю?
– Всё правильно ты сказала! – воскликнул Мягкий знак, возникнув внезапно прямо на книжке вместе с братом.
– Мягкость согласных звуков обозначается не только гласными буквами второго ряда, но и мягким знаком, например,  вот так.

Он протянул книжку, где на открытой странице большими буквами написаны пары слов и слогов:
кон – конь
тол – толь
тон – тонь
мел – мель
Дети прочли все слова удивительно быстро и правильно.

– А теперь про твой вопрос, – продолжил Твёрдый знак. – Некоторые буквы не надо смягчать, они всегда бывают мягкими. Это буквы Ч, Щ, Й.
– Понятно! – воскликнули дети.
– Только мне всё равно трудновато читать слова и слоги с мягкими согласными. Кажется, я начинаю их путать, – сказал Ваня.
– Сейчас поиграем, и всё запомните, – воскликнули знаки, хлопнув в ладошки.

Звуковички превратились в кружки зелёного и синего цвета, а рядом выстроились гласные буквы.
– Смотрите, какой это звуковичок? – спросил Мягкий знак, показывая на слог.
– Я не знаю его имени, но он  зелёного цвета,– сказал Ваня.
– А я знаю, что это согласный мягкий, – сказала Таня.
– Правильно, выберите букву, какую поставите справа от него.
– Это может быть гласная второго ряда е, ё, ю, я или мягкий знак, – заявила Таня.
– Верно, а теперь какую гласную нужно выбрать? –спросил Твёрдый знак, когда появился звуковичок-кружок синего цвета.
– Я понял, понял, – закричал Ваня. – Здесь звуковички согласного твёрдого, рядом нужно поставить гласную первого ряда: а, о, у, э, ы.
– А говорите, что не поняли. Всё вы поняли, будьте увереннее, – сказал Твёрдый знак, а его брат мягко предложил:
– А, наоборот, хотите попробовать игру?
– Как это? – в два голоса спросили дети.

Появились звуковички  гласных, покружились и стали красными кружками.
– Какую буквы согласную нужно поставить слева? – спросил Мягкий знак.
– Ого! Точно игра наоборот, – заявил Ваня. – Сначала ставили буквы гласные, а теперь – согласные.
– Да, ты прав, – сказала Таня. – Но здесь непонятно, какую согласную буквы надо поставить, ведь мы не знаем, гласная какого ряда здесь стоит.
– Умница! – воскликнули знаки, хлопнув в ладоши.
Вместо звуковичков появились буквы.
– Я знаю, знаю! – закричал Ваня. – Вот буква А, значит, согласный читаем твёрдо.
Рядом с буквами появился звуковичок синего цвета.
– А здесь нужно поставить  согласный, который будем читать мягко, – сказала Таня, когда с ней на ладошку приземлился звуковичок красного цвета, превратившись в букву Ю.

Дети продолжали игру долго, пока не стали зевать, и звуковички предложили лечь в постели.

В соседнюю комнату вернулись знаки.
– Всё в порядке, – сказал Твёрдый знак. – Дети спят.
– Вы вовремя появились рядом с ними, – заметила Уста.
– И так незаметно перевели их грустные воспоминания в игру, – вздохнула Письма. – Без вас трудно было бы всем.
– Это и нам нужно! – воскликнули знаки.
– Это нужно всем нам! – воскликнул магистр Гласик. – Наша главная работа – учить людей чтению и письму.
– Без неё наше существование бесполезно! – воскликнули магистры Дон и Динь.
– Вот и будем делать хорошо своё дело! – подытожил Твёрдый знак.

_________________________
*Стихотворение С.Я. Маршака "Мяч"

Реклама
Реклама