«На холмах Грузии» | |
Инь Ян. Оттенки прошлого. Наперекор судьбе ч.8На холмах Грузии
Эту главу посвящаю своему дяде Славе, который женился на грузинке Этери и жил в Тбилиси.
В церковной книге сохранилась запись: "Полномочный министр в Персии Его императорского Величества статский советник и Кавалер Александр Сергеевич Грибоедов вступил в законный брак с девицею Ниною, дочерью генерал-майора князя Александра Чавчавадзева и супруги его, княгини Саломеи".
Александр незадолго до торжества переболел лихорадкой и чувствовал себя не очень хорошо. Во время венчального обряда из его рук выпало обручальное кольцо...
- Плохая примета! - испуганно зашептались гости.
Собственно, в этот раз примета, как ни печально, сработала. И всё же сначала, как и у всех молодоженов, первые дни супружества протекали очень счастливо.
В свадебных торжествах гулял весь Тифлис. Про балы восторженно писали в газетах, их обсуждали в салонах, домах, улицах. "Тифлисские ведомости" регулярно печатали отчеты:
"..1-й бал, или, лучше сказать, обед с танцами, дан был 24-го августа нашим полномочным министром в Персии А.С.Грибоедовым по случаю бракосочетания его с княжной Н.А.Чавчавадзе".
Следом бал и фейерверк в честь новобрачных устроил военный губернатор Тифлиса Николай Мартьянович Синявин. Бал открыл полонезом сам хозяин дома в паре с новобрачной. Видевшие Нину вспоминали:
"Она в тот вечер была восхитительна и могла бы быть признана красавицей даже и в Петербурге".
После свадьбы и нескольких дней торжеств молодые супруги уехали в имение Александра Чавчавадзе в Кахетии в Цинандали.
Печальное пророчество
Пророчество само по себе уже действие - оно подталкивает в сторону предсказанного
(Михаил Веллер)
- Кто никогда не любил и не подчинялся влиянию женщин, тот никогда не производил и не произведёт ничего великого, потому что сам мал душою… Моя жена - Ангел! - говорил молодой супруг.
Грибоедов заговорил о женщинах иначе. Казалось, вся его система ценностей перевернулась с ног на голову. После венчания молодые отправились в имение князя Чавчавадзе в Цинандали. Там Александр принял решение отправиться на службу в Персию. Нина решила, что поедет вместе с мужем. Пока ему ничего не говорила. Как-то перед отъездом супруги гуляли по окрестностям усадьбы, и Грибоедов вдруг сказал жене, показывая на гору Мтацминду:
- Если что случится со мной, похорони останки мои вот здесь.
Нина в ответ воскликнула:
- О нет, мой Александр, мы будем жить вечно… любовь наша не померкнет, как не померкнет твой поэтический дар.
Таким образом, оба супруга словно напророчили себе будущее.
"Наши эмоции - мощная сила. Если их не контролировать, они становятся самореализующимися пророчествами"
(Роберт Кийосаки)
Больше, чем любовь
Всё побеждает любовь, покоримся же и мы её власти
(Вергилий)
Храни любовь в сердце своём. Жизнь без неё подобна бессолнечному саду с мёртвыми цветами
(Оскар Уайльд)
Но сколько бы ни длился медовый месяц, даже не месяц, а "медовые дни", Грибоедову надо было заступать на службу в Тегеран.
- Милый! Возьми меня с собой! - упрашивала Нино мужа.
Александр только покачивал головой. В Персии ему придётся жить, хотя и в русской миссии, но в окружении врагов, которых он нажил в связи с подготовкой мирного договора.
- Ну, хотя бы до границы! - настаивала Нино.
Пришлось согласиться. Александру самому не хотелось расставаться с любимой Ниноби, так ласково он называл жену.
Перед самым отъездом Александр и Нина посетили старый монастырь Давида на крутом склоне горы Мтацминда. Здесь в cередине VI века в течение нескольких лет жил один из 13 ассирийских отцов, основатель грузинского монашества Давид Гареджийский. (1)
- Мтацминда по-русски Святая гора. Преподобный Давид вёл полузатворническую жизнь в пещере на крутом склоне, - рассказывала Нино мужу. - Шесть дней Давид молился в своей келье, а по четвергам спускался вниз в город. Он проповедовал Евангелие и убеждал обратиться к Иисусу Христу язычников-огнепоклонников, которых было особенно много среди торговцев и ремесленников в Тбилиси/ Тифлисе.(2) В русском языке до 1936 года использовалось название Тифлис.
На холмах Грузии. Тбилиси
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною...
(А.С.Пушкин, 1831)
Хайме всё это время сидел в кресле и смотрел фильм о Александре Грибоедове и Нине Чавчавадзе с удивительным названием "Больше, чем любовь". Хронос не мешал, опять исчез.
- Такая любовь! - думал Хайме. - Моему состоянию точно соответствуют пушкинские строки:
Мне грустно и легко; печаль моя светла...
...И сердце вновь горит и любит - оттого,
Что не любить оно не может.
(А.С.Пушкин, 1831)
Тут послышалась нежная музыка и прозвучали слова песни:
Такой лазурный небосвод
Сияет только над тобой,
Тбилиси, мой любимый и родной! (3)
- В Тбилиси есть изогнутая, как древо лука, улица, которую называют тропой преподобного Давида, - начал рассказ голос за кадром. - Менялся облик города, строились дома, но на протяжении веков тропа преподобного Давида, проходящая дугой между зданиями, оставалась неприкосновенной. (4)
Хайме увидел молодую черноволосую девушку, которая проводила экскурсию по городу.
- Но здесь асфальт! Посмотрите! - произнёс один уже немолодой мужчина в широкополой шляпе.
Экскурсовод обвела взглядом всех и ответила на вопрос:
- После того как улицу покрыли асфальтом, неожиданно на нём появилась трещина, похожая на ручеек. Трещина как будто указывала на то место, где проходил преподобный Давид, спускаясь с горы и после проповедей возвращаясь в свою келью. По четвергам много богомольцев поднималось на гору Мтацминда. Они говорили:
"При своей жизни преподобный сходил с горы к народу, а теперь мы поднимаемся к нему".
Экскурсанты зашумели:
- Поднимемся и мы!
- Поднимемся!
- Пройдём тропой Давида, - согласилась девушка-экскурсовод. - Это входит в нашу экскурсию.
Хайме не успел моргнуть, как оказался вместе с экскурсантами у пещеры. Пещера располагалась на выступе скалы, представляющей собой большую ровную площадку. Внизу расстилался город.
Тбилиси лежал в ложбине, окружённой с трёх сторон горами. Дома поднимались по склонам, подобно террасам, и город напоминал кубок с искрящимся и пенящимся вином, которое переливается через края.
- Обратите внимание, - продолжала экскурсовод, - посередине Тбилиси протекает река Кура, местные называют её Мтквари. Река разделяет город на две части.
Тбилиси встретил ласковой погодой,
И в предрассветный воздух окунул.
(Екатерина Кирилова из сборника: "Страна цветов")
Солнце осветило город. Хайме показалось, что воды реки расплавились и потекли серебром. Раздались восхищённые возгласы.
- Какая красота!
- Как красиво!
- Вода как серебро!
- Да, наш город очень красив. Под солнцем Кура как расплавленное серебро, а в пасмурные дни вода темнеет и становится похожей на цвет морских волн. Создаётся ощущение, что Тбилиси плывёт по морю. Хотя по легенде эти места в глубокой древности покрывали леса.
Со всех сторон послышалось:
- Расскажите!
- Пожалуйста, расскажите!
Хайме не заметил, как сам повторил:
- Расскажите, расскажите!
Экскурсовод, на груди которой был бейджик с именем Тамара, заулыбалась. Ей было приятно. Было видно, что она очень любила город, где родилась и жила. Тамара сделала глубокий вдох и начала рассказ.
- Легенда о возникновении города Тбилиси гласит: в лесах, покрывавших в глубокой древности окрестности древней столицы Грузии Мцхеты, охотился грузинский царь Вахтанг Горгасали (5). Царский сокол поднял фазана, и птицы исчезли из виду. Царские охотники поскакали по направлению полёта птиц и после долгих поисков набрели на источник, в который угодил сокол вместе со своей добычей. Обе птицы были ошпарены: источник оказался горячим. По другой легенде Вахтанг на охоте подстрелил оленя, тот бросился к роднику, окунулся в воду и рана зажила.
Пораженный случившимся, царь приказал заложить здесь город. Так было положено начало Тбилиси. Но люди жили здесь с незапамятных времен. В IV—III вв. до н. э. возникли первые грузинские государства, Колхидское и Картмийское (Иберия), от которых идёт грузинское название страны - Сакартвело. Грузинские государства имели торговые связи с Парфянским и Боспорским царствами. Кстати, "Тбили" по-грузински - "тёплый", отсюда название Тбилиси - "город тёплых ключей".
В это время экскурсанты, а вместе с ними и Хайме подошли к небольшому роднику, бившему прямо из-под земли. Хайме наклонился, опустил ладони, зачерпнул воды и поднёс ко рту. Обычно вода в роднике была такой холодной, что стыли зубы, а здесь вода приятно согрела нёбо и была изумительно вкусной, как минеральная вода.
Вокруг зашумели.
- Какая вкусная вода!
- Какая тёплая водичка!
- Как кипячения! Я бы искупался!
Тамара улыбнулась.
- На территории Грузии более двух тысяч термальных и минеральных источников и 730 минеральных вод. У всех разные свойства и показания: они могут восстановить женскую красоту, привести в порядок кожу и волосы, восстановить иммунную и нервную системы, омолодить и оздоровить организм в целом.
- Как живая вода в сказках, заживляющая раны и возвращающая силы, - сказала молодая девушка с кинокамерой. - Когда мы, взрослые читаем их, то кажется, что такой воды не существует. Так это не вымысел?
- Совершенно верно! - согласилась Тамара. - Источник такой воды можно найти, например, в Цхалтубо. Она уникальна по химическому составу. В ней нет радиоактивных и иных вредных элементов, нет примеси и грязи, а возраст - примерно 100-150 тысячелетий.
- Ого!
- Вот это да!
- Вы можете отдохнуть в санатории, искупаться в бассейне и принять ванну. А в самом центре Тбилиси расположены серные бани. Вода в них поступает из-под земли, она тёплая и содержит много серы, которая излечивает многие кожные болезни. Поэт Иосиф Гришашвили писал:
"...не побывать в них всё равно, что приехать в Париж и не подняться на Эйфелеву башню". (6)
- Круто сказал! Numy/Любимая! Обязательно сходим в баню! - сказал светловолосый юноша девушке с кинокамерой. - Это экзотика! Будет, что вспомнить.
- Geras, drango! Хорошо, дорогой! Согласна, будет, что вспомнить, - повторила девушка, соглашаясь.(7)
Тамара улыбнулась.
- Да, экзотика еще та, - сказала она. - Сейчас бани перешли в частные руки и отреставрированы. Аналогичные бани есть в Италии в районе Тиволи, в Англии и германском городе Баден-Бадене. Как писал Герман Гессе:
" ...облегая меня, играет чудесное тепло таинственной воды, которая уже тысячу лет бьёт из неведомых кухонь земли и слабым током непрерывно впивается в мою кожу". (8)
- Баден-Баден известен своими горячими источниками, которые использовались ещё древними римлянами, - поддержал объяснение экскурсовода немолодой седой мужчина. - В Баден-Бадене сохранились развалины римских бань. Кстати, Баден-Баден - главный европейский курорт в русской истории. А моде на отдых на водах положило начало брак, заключённый в XVIII веке между наследником российской короны Александром Павловичем, будущим
|
Браво!