Произведение «ХРОНИКИ МАЛОГО ГАДЮКИНО»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Произведения к празднику: День Победы в ВОВ
Автор:
Оценка: 4.9
Баллы: 13
Читатели: 489 +1
Дата:
Предисловие:
Как-то мне на глаза в сетях попала эта хроника. Понравилась и предложил я автору напечатать ее в ФА. ОН не захотел почему-то, но сказал, если нравится, то печатай.
- А как же с авторством?
- А ты дай разъяснение и сверху напиши, как бы мой псевдоним,  - АЛЕКС.  
На том и порешили. Уж больно меня эти хроники развеселили. Да и читателей ФА, может, заденут.

ХРОНИКИ МАЛОГО ГАДЮКИНО

                                                                                                                                                                                            АЛЕКС
                      Хроники Малого Гадюкино
                      7 апреля в 22:14 •
                                                                                     ОТКУДА ПОШЛИ ВЫСЕЛКИ И ВЫСЕЛКОВЦЫ

                      Жили были гадюкинцы. Нет, не так. Когда великий основатель Руркин со братьями положил начало нашему роду... Тоже не так. Начну с середины.
                      Я ещё помню времена, когда не делились гадюкинцы на больших и выселковских. Два наших дружных села Большое и Малое Гадюкино, жили вместе, как одно. Вместе пахали, вместе гуляли, вместе женились и детей растили. Даже река Черноречка была общей вместе со всеми её плёсами, пляжами и омутами. Рыба была, говорят, такая, что мостки сбивала и шайки с бельем уносила. Правда, это ещё до меня было. Но и в мое детство рыбы было достаточно. Окружали нас деревни дикие и злые. Что Заречье, что Захолмье. Как говорил один славный гадюкинский атаман: «Сынки, помните! За холмом и за рекой не важно, где вы родились, в Большом или Малом Гадюкино, не важно, в какой руке вы ложку держите и с какой стороны грядку окучиваете. Для них все мы — гадюкинцы. Поэтому важно, хорошо ли лежит дрын в ваших мозолистых руках» И гадюкинцы кричали дружное «Ура!» и шли бить морду захолмским и заречным. Но это так, для профилактики, когда уж больно соседи наглели.
                      А ещё у гадюкинцев был один общий Председатель. Когда суровый, когда добрый, он твердо вел наши села к процветанию. Но случилось так, что пришел новый Председатель. И был он никакой. Говорил много, суетился больше по соседям, хлопотал о дружбе, новых ярмарках, обмене специалистами и технологиями. Мол, хватит друг друга оглоблями охаживать, пора всем жить дружно. И всем эти речи поначалу нравились. Даже уговоры Председателя не пить самогон да покупные вина действовали благоприятно. А что, ведь дело говорит! Не пей, дело разумей, ярмарке время, потехе час. Но как-то случилось так, что кончился хлеб в лабазе и мыло на складе. И даже сахар для самогона стал редкостью! А тут два зама Председателя сговорились. Мол, пора нашего говорливого дурачка в отставку. Только зачем нам, двум кумам, друг друга пинать на выборах нового Председателя. Вдруг селяне ещё кого выберут? А давай-ка каждый возьмет себе по деревне. И уговорили-таки народ.     Убеждали, что ничего страшного не случится. Также будут гадюкинцы вместе жить, работать, ходит за холм мять бока соседям. Также будут вместе торговать без всяких препон, вместе семьи создавать да детишек растить. Но председателей будет два. В каждой деревне — свой. Всего-то.
                      Всего да не всего. Те новые председатели оказались не лучше старого. У того хлеб в лабазе пропал, а у этих всё стало пропадать. Было два комбайна на две деревни. Поделили поровну. Да и разобрали на винтики. Зачем? Были три катера, на которых по Черноречке зерно да мясо на продажу соседям возили. Два продали по цене металлолома заречным. Один потопили. Правда, большегадюкинцы потом подняли его и починили.     Стали провода со столбов пропадать. С трудом отстояли их остатки, как и газовую трубу. А то бы всё в скупку металла сдали. И сидели бы гадюкинцы без электричества и газа. В общем, растеряли как-то гадюкинцы разом и славное прошлое, и светлое будущее.
Стал народ роптать. Стали председателей менять. Но дела шли всё хуже. Уж многие вспоминали старых, прежних Председателей объединенного Старого Гадюкино, которые и суровы были, и добры, да такого воровства и разорения не допускали. Большегадюкинцы во всем винили захолмских, что соблазнили последнего Председателя Говоруна Большой Ярмаркой.
                      А Малогадюкинцы вот что удумали. Очень они надеялись на Захолмье и Большую Ярмарку. Рассказывали, что тот, кто на неё со своим товаром попадает, вмиг становится богатым и знаменитым. И сможет он даже стать своим для всех захолмцев. А в Захолмье, говорят, что ни деревня, то дворец на дворце. И люди в достатке, и даже свиньи пахнут духами. И в каждой школе там по пруду, и доктора такие искусники, что стеклянный глаз вставят, а он видит, как живой. А песок на берегу Большого озера — чистое золото. Не то, что на Черноречке, в перемешку с бычками, пробками от пива и чешуей от тараньки.
                     А раз Захолмье ругать нельзя, то виноватым во всех бедах сделали Большое Гадюкино. И не Малое Гадюкино они сами. «Малое»! Придумали тоже. Пусть то Гадюкино Большое, зато они — великие! Великие выселковцы, вот!
Было у Малого Гадюкино второе название — Выселки. Большегадюкинские историки, чтобы досадить соседнему селу, утверждали, что в прежние времена провинившихся гадюкинцев селили на отдельном хуторе. Так мол, и образовались Выселки, которые потом благозвучно обозвали Малое Гадюкино.
                      Но местный историк Безглуздяк разъяснил, что согласно Туровской летописи, места, на которых расположено Малое Гадюкино, в древности носили имя ВыслкЫ ( с ударением на последнем слоге). Что обозначало «Начало всего». Именно отсюда пошли все языки и народы. И говор выселковцев (именно так они стали называться вскоре после отделения от Большого Гадюкино) несет в себе первооснову всех сущих языков на Земле. Было у Безглуздяка ещё много описаний величия ВыселкЫв, но народ уловил главное: Выселкы — не Гадюкино! А значит, ещё есть шанс попасть на Большую Ярмарку.
                      Чтобы не возвращаться два раза в одну реку, расскажу все основные легенды про Гадюкино и Выселки, тьфу, ВыселкЫ.
Академическая версия звучит так. В стародавние времена поселились на берегах Черноречки братья Руркины. Были они браконьеры и разбойники. Любили к соседям в лес заглянуть, поохотиться, сети чужие на реке выпотрошить. Не брезговали проплывающие лодки остановить да досмотреть. Что нравилось, себе забирали. А нравилось многое. Об их лихой жизни слава пошла. Потянулись к ним люди столь же лихие. Оброс схрон Руркиных хуторами да выпасами. Выше по реке поля раскинулись. Новое село образовалось, которое потом Гадюкино назвали. И стали гадюкинцы сами торговать, в другие деревни ездить. А лихие дела со временем свели на нет. Братья Руркины стали легендой, а их потомки - первыми председателями Гадюкино. На месте схрона долгое время был процветающий хутор и хорошая пристань. Но центр жизни сместился в Гадюкино. Хутор запустел и зарос бурьяном. На пристани появились странные, новые люди. И если бы Гадюкино не росло и процветало, так бы и покрылось гнездо Руркиных тиной забвения.
                       Но в Гадюкино подрасли свои буйные головы. Их надо было куда сплавить да чтоб подальше от председательского двора. Так образовались выселки на месте гнездовья Руркиных. Буйные головы остепенялись, обзаводились своим хозяйством. И выселки стали Выселками, а потом и Малым Гадюкино.
И всё было хорошо, пока Председателя Говоруна не соблазнили Большой Ярмаркой.
Реклама
Реклама