Людям с сильной памятью (да еще и впечатлительным) жить, конечно, непросто.
Постоянно что-то вспоминается, ассоциируется, какие-то аналогии причудливые на ум лезут… И ладно бы еще что-то хорошее, приятное, а то ведь чаще всего совсем наоборот…
Вот вчера, например, слушал по телеку одного нашего крупного во всех отношениях деятеля патриотической направленности и тут же вспомнил про сталинского наркома Кагановича. Он ведь в двадцатые годы, как явствует из истории, тоже гневно украинских националистов чихвостил, и оба такие горячие, крутые... Вот такая получилась неожиданная парочка.
Гляжу на другую известную персону по культурной части, а в мозгу уже размахивает кулаками ленинградский босс Жданов, наезжает по партийному на Михаила Зощенко и Анну Ахматову... Тоже ведь параллель для нынешнего начальства не самая приятная. Но это же память, девушка своевольная, ей, как известно, не прикажешь, такие порой кульбиты выкидывает.
Вижу еще одного сверхважного дядю, а в воображении уже хмылится блатняга Юрик из нашего двора 60-х: тот же честный воровской взгляд, манера речи, прическа «знай наших!», что и у этого деятеля… Три раза, красавец, сидел за мелкие кражи (во всяком случае по сравнению с доходами своего последыша), а вот вырос в моей фантазии до таких сравнений. Я даже грешным делом думал: может, это он и есть, вроде как реинкарнировался?
И так постоянно: то Берию вспомнишь, глядя на кого-то из наших заправил, то страшного прокурора Вышинского с его исторической фразой «расстрелять, как бешеных собак!», то конь Калигулы в сенате придет на память, то какие-то хитрые щаромыги из далекой жизни... А вот сам Сталин, между прочим, в таких ассоциациях у меня никак не участвует, слишком, наверно, масштабный злодей для нашей эпохи.
Нет бы кто-то достойный из прошлого объявился, ну там Суворов, Кутузов, Чаадаев, декабристы, Толстой (естественно, Лев, а не с ТВ)… Так нет же, самые неподходящие образы маячат… – Похоже, такие экземпляры как-то лучше в памяти человеческой приживаются, и клонов их в нынешний период куда больше.
Вот еще самодеятельность наша школьная очень часто вспоминается. Ну, при таком активном политтеатре, как сейчас, это в общем-то неудивительно. Увижу какое-нибудь торжественное мероприятие, выступление, награждение – и мигом все эти наши детские любительские забавы в мозгу оживают: разучивание текстов, репетиции, смешные наряды... Всё похоже.
Вот тогда, кстати, у меня никаких таких порочных ассоциаций не было, всё было в новинку: слова, дела, физиономии... Поэтому и верил во всё безгранично – во всякие там лозунги, программы, светлые горизонты…
Лучшего и более патриотичного избирателя и не придумать. И ведь допусти малых сих до выборов, тогда уж точно 99,9 % получится.
А теперь, уж извиняйте, не проведешь, слишком отчетливо всё помнится. Я даже лекарство такое в интернете искал, против памяти, ну, чтобы побольше забыть, оптимизмом подзарядиться.
Природу людскую все равно ведь не изменишь, всё так или иначе перекликается. Великий аналитик Екклезиаст это еще на заре человечества понял, что нет ничего нового под солнцем. А вот самому себе память и воображение укоротить, помнить и из собственной биографии, и из истории только положительное, духоподъемное, – это, наверное, при современных технологиях и правильном государственном подходе вполне возможно.
Впрочем, с подходом у нас, кажется, дело налаживается.
Зачем вспоминать неприятное – как тебя били, унижали, дурили? Или как ты сам мучил, издевался, жульничал, врал – весь это вредный и угнетающий сознание мусор?
Выкинуть все это из башки, подобно телевизору, и помнить только бодрящее. Или, по крайней мере, переиначить: дескать, всё делалось правильно, другого выхода в той ситуации не было, ну и т.д. – да мало ли чего из любви к себе и отчизне навертеть можно!
Если уж укрепляться, возрождаться, быть самыми-самыми и все такое – то и память эту злосчастную надо на это тоже настропалить.
| Помогли сайту Реклама Праздники |