Предисловие: О втором псалме простыми словами Ветхозаветные Писания свидетельствуют о Христе. Разговор о псалме 2
Ветхозаветные Писания свидетельствуют о Христе. Разговор о псалме 2.
«Исследуйте Писания… а они свидетельствуют о Мне» - сказал Воплотившийся Бог Иисус Христос (Ин. 5: 39).
И действительно – в текстах Ветхого Завета есть много мест, которые указывают на пришествие в мир Спасителя. Одно из таких мест – второй псалом.
Мне приходилось встречать версию о том, что первый и второй псалмы когда-то были одним псалмом. Так это или нет - я не знаю, но то, что окончание первого псалма и начало второго находятся в логической последовательности – несомненно.
Чем оканчивался первый псалом, читатель? Правильно – указанием на то, что «путь нечестивых погибнет» (Пс. 1: 6).
А каким был этот «путь нечестивых»? Это был путь восстания людей против Мессии, которого они сами так долго ждали.
Почему так вышло? Почему Христос «пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1: 11). Точнее говоря, некоторые приняли – всё же учеников из Народа Израильского у Иисуса Христа было не мало. И апостолы все евреи, и среди фарисеев ученики были – скажем тот же Никодим (см. Ин. гл. 3). Но в массе – да, евреи, подстрекаемые фарисеями, отвергли Христа. Почему?
Я полностью согласен с мыслью Алексея Ильича Осипова, которую он неоднократно высказывал в своих лекциях – Христос фарисеев разочаровал. Они от него другого ждали. Хотели земного процветания, земного благополучия. Чтоб римлян – взашей, чтоб перед евреями все трепетали (как во времена Соломона, а то и больше), и чтоб еда не кончалась, и вокруг текли молочные реки с кисельными берегами.
Христос ничего подобного им не дал, и даже не обещал. Те, кто читал внимательно Евангелие, заметили, конечно, что Христос не высказывал никаких политических идей, не давал советов экономического плана, и с научными открытиями тоже не помог человечеству. Мог бы подсказать устройство атомной электростанции (мог – Он ведь Бог!), но – не подсказал. То есть Он не сделал ничего для улучшения земного благополучия людей.
Всё, о чем говорил Христос, в конечном счете касается состояния человеческой души. «Блаженны нищие духом... блаженны алчущие и жаждущие правды... Блаженны милостивые... Блаженны кроткие...» (см. Мф. Гл. 5). «Не заботьтесь, что вам есть и во что одеться. Душа не больше ли пищи и тело – одежды?» (Мф. 6: 25), «Ищите Царства Божьего и правды его, и это всё (то есть всё нужное для тела) приложится вам» (Мф. 6: 33), «Царство Божье внутрь вас есть» (Лк. 17: 21).
Почему - так? Ну, хотя бы потому, что Господь «хочет, чтобы все спаслись» (1 Тим. 2: 4), а значит – наследовали жизнь вечную. А ведь на Суд Божий ни ты, читатель, ни я не заберем - ни свои дома, ни свои машины, ни свои банковские накопления (если есть), ни политические свободы, ни государственную мощь стран, в которых мы прожили короткий земной век... Только наша душа на Суде и будет. Значит, о состоянии этой самой души и нужно заботиться прежде всего! Земное – оно временное. Всё золото мира, все богатства, все страны закончат своё существование, когда «небеса с шумом пройдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр. 3: 10). А душа – она не сгорит, она, образно говоря, станет для нас пропуском либо в радость вечную, либо в муку вечную. Потому пришедший на Землю Мессия, Воплотившийся Бог, о душах людских и заботится, а о земных, временных вещах – нет.
Вот именно этой направленности на небесное, вечное, этого игнорирования временного, земного и не простили Ему фарисеи, книжники и начальники народа иудейского. Все остальноё (скажем, исцеления в субботу) – вторичное.
Да, иудеи очень возмущались, когда Христос называл Себя Сыном Божьим. Это в наше время находятся люди, которые считают, что Сын Бога – не Бог. Но собеседники Христа понимали Его правильно – говоря «Я и Отец одно» (Ин. 10: 30), «Отец во Мне и Я в Нем» (Ин. 10: 38), «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14: 9) Христос именно Богом Себя называл, и ни кем другим!
За это и упрекали Его: «Будучи человек, делаешь Себя Богом» (Ин. 10: 33). Именно подтверждение Христом того, что Он Сын Божий, а значит – Бог, явилось основанием для того, что вожди народа иудейского признали Его повинным смерти (Мк. 14: 61-64).
И всё же мне кажется, дай Он им земное, они смирились бы и с этими Его словами. Что дает мне основание так считать? Грядущее пришествие Антихриста. Что мы знаем об этом политическом и религиозном деятеле будущего? То, что он «сядет в храме Божием, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2:4). И, несмотря на то, что он будет выдавать себя за Бога, иудеи его примут. И все остальные народы тоже. Христа ведь не только иудеи распяли, правда, читатель? Иудеи вместе с язычниками. Ну, так и Антихрист будет принят и иудеями, и прочими народами. Кстати, а чего эти народы будут от него ожидать? Правильно – «мира и безопасности» (1 Фес. 5: 3), земного благополучия то есть. Именно земного, а не небесного.
Впрочем, Антихрист – это тема отдельно разговора, а мы рассмотрим второй псалом.
«Вскую шаташася языцы и людие поучишася тщетным? Предсташа царие земстии и князи собрашася вкупе на Господа и Христа Его. Расторгнем узы их и отвергнем от нас иго их» (Пс. 2: 1-3).
Или в переводе Юнгерова: Зачем волнуются народы и племена замышляют тщетное? Предстали цари земли, и князья собрались вместе против Господа и против Христа Его, (говоря) “Расторгнем узы их и свергнем с себя иго их”.
Псалом начинается с вопроса – «вскую», то есть «зачем»? Это как мы спросили бы ребенка, в капризном припадке разгромившем свою детскую комнату – «ну зачем, зачем ты это сделал? Лучше тебе теперь?»
Вот так и Дух Святой, через пророка как бы спрашивает – «ну зачем, зачем всё это? Что – разве хорошо получилось? Сделало это вас счастливыми?»
Августин Блаженный писал о двух крайних состояниях человеческой души – любовь к Богу до ненависти к себе (и вот тогда становится возможным настоящее покаяние, настоящее изменение, ведь ты научился видеть и ненавидеть мерзости в своей собственной душе, а значит – стремиться к очищению), и о любви к себе до ненависти к Богу. Здесь мы сталкиваемся со вторым – люди настолько возлюбили тьму в собственных душах, что взбунтовались, отвергли волю Божью, отвергли пришедшего в мир Мессию.
Быть может, ты, читатель, вспомнишь притчу Христа, в которой говориться: «Подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода» (Мф. 13: 47)?
Люди возлюбили тьму в себе и не захотели быть в этом священном неводе, расторгли узы Божьи (Пс. 2: 3).
А помнишь слова Христа: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11: 29)?
Люди не захотели брать на себя это иго (Пс. 2: 3), не поверили Христу, который сказал, что «иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11: 30). И уж конечно они не нашли покоя – не зря же псалмопевец говорит о том, что такие люди «шаташася» - то есть волнуются, мечутся.
Впрочем, это ведь относится не только к современникам Христа, читатель. И мы, нынешние, частенько любим свои грехи так, что отвергаем Бога, тайно или явно бунтуем против Него, не хотим взять на себя Его иго, и тоже не находим «покоя душам нашим».
Но вернемся в Евангельские времена. Люди взбунтовались против Христа, и к чему же это их привело?
Вот что говорил апостол Петр, вспоминая начало этого псалма: «Восстали цари земные и князи собрались вместе на Господа и Христа Его. Ибо поистине собрались в городе сем на Святого Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом израильским» (Деян. 4: 26-27).
Восстали – и что дальше? Как дальше сложилась судьба тех, о ком говорил апостол Петр? То есть – Ирода, Понтия Пилата, язычников и народа израильского?
Ирод окончательно возгордился, был поражен Ангелом и умер, изъеденный червями (Деян. 12: 20-23).
Судьба Понтия Пилата вызывает споры, но все, кто писали о его жизни после Евангельских событий, единодушны – жизнь этого человека покатилась под откос. Пилат был уверен в том, что Христос ни в чем не виновен (Ин. 19: 6), и, тем не менее, поддался на шантаж иудеев, которые грозились пожаловаться императору Тиберию, будто Пилат скрывает от правосудия человека, посягнувшего на императорскую власть (Ин. 19: 12).
Тем не менее, гнев императора не заставил себя долго ждать. Евсевий Кесарийский пишет, что Пилат всё-таки попал в немилость, был смещен и покончил жизнь самоубийством.
Теперь поговорим о народе израильском. Может быть, читатель, ты помнишь, что после того, как Христос воскресил Лазаря, который до того время был во гробе 4 дня (см. Ин. гл. 11), и чье тело уже начало разлагаться, первосвященники и иудеи собрали совет. Они посчитали, что если не убить Христа, то все уверуют в Него и придут Римляне и «овладеют и местом нашим, и народом» (Ин. 11: 47-48).
Мне кажется, что эти люди так и не поняли того, о чем говорил Христос. Несмотря на то, что Он не высказывал никаких политических планов, говорил о том, что «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18: 36), «Царство Божье внутри вас есть» (Лк. 17: 21), фарисеи и первосвященники так и не смогли отделаться от мысли о том, что Мессия – прежде всего политический лидер. А раз политический лидер, значит, будет возмущение народа против римлян, которые это возмущение подавят силой, лишат евреев остатков независимости, разрушат Иерусалим и Храм. Мысль о том, что Воскресивший четверодневного Лазаря, Тот Кому подчинялись и ветер, и море (Мк. 4:35-41) способен, если понадобится, унять и римлян, не пришла фарисеям в голову. Поэтому, по предложению Каиафы, решили, что «лучше пусть погибнет один человек, чем весь народ» (Ин. 11: 49-51).
Ну, и что получилось в итоге? Да, Христос умер на кресте, но что это принесло инициаторам Его казни? Прошло не очень много лет, и бунт против римского владычества всё-таки поднялся. И римляне подавили его. И разрушили Иерусалим. И Храм разрушили тоже. И вокруг бывшего великого города водрузили лес из крестов, на которых были распяты евреи – и те, кто бунтовал, и те, кто просто под руку попал. А те, кто выжил, попали в рабство.
То есть план Каиафы и его сподвижников полностью провалился, и смерть Христа не принесла им счастья. Это, читатель, прекрасное предостережение всем людям, и нам с тобою тоже – из плохого корня не растет хорошее дерево, и, сея зло, нельзя пожать добро. Нельзя строить свои расчеты на том, что вот, я сейчас сделаю грех (обману, украду, убью), зато потом из этого получится много добра. Не получится.
Итак – не напрасно псалмопевец сказал, что «князья и цари земные» помышляли против Христа «тщетное» - из этого бунта ничего хорошего выйти не могло. Богоборчество вообще дело глупое, и во все времена и в любых странах ни к чему хорошему не приводило.
Живый на Небесех посмеется им, и Господь поругается им. Тогда возглаголет к ним гневом Своим и яростию своею смятет я» (Пс. 2: 4-5).
«Господь поругается им» в переводе Юнгерова «Господь унизит их».
Во время распятия иудеи унижали Христа, говоря: «Если Ты Сын Божий, сойди с креста... Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него» (Мф. 27: 40-42).
Христос сделал большее – он не с Креста сошел, он саму смерть победил и из самого ада вышел! Воскресение Христово было Его победой, ну и, конечно же, Его победа стала унижением для Его врагов.
|