Произведение «Камушек»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Миниатюра
Автор:
Оценка: 4.9
Оценка рецензентов: 10
Баллы: 114
Читатели: 1264 +1
Дата:
«Камушек» выбрано прозой недели
05.12.2016
Произведение «Камушек» участник на конкурсе
09.10.2016
Предисловие:
По мотивам личной переписки с бывшим одноклассником и моей первой любовью Олегом Ц...

Камушек

                                             Письмо первое

       Доброе утро, Оля. Я вспоминал тебя сегодня. И знаешь, почему?
Дело в том, что завтра я возвращаюсь домой, и потому пришёл на берег - попрощаться с морем,
и заодно, поискать камешки.
Помнишь, я люблю привозить из моих путешествий камешки для домашней черепашки.
Но, на Азовском море, камни - большая редкость, ведь рядом нет гор, и поэтому, камешкам в воде браться, практически, неоткуда.
И вот тут, я подумал о тебе - о твоей творческой натуре, и на меня нахлынула некоторая меланхолия и всякие иные мысли.
И пришло мне в голову: а не написать ли тебе рассказик про морской камешек. Хочешь, я начну, а ты продолжишь?
Ну, так я начинаю?

Я стоял на самом краю, между морем и берегом, и вдруг, волны вынесли на сушу камушек -
маленький, отшлифованный водою и временем.
Я понимал, что взяться-то ему, собственно, неоткуда, и проделана большая работа для того, чтобы этот камушек  возник  у моих ног.
Я чувствовал, что если промедлить, то следующая волна спокойно отнимет его у меня, и он опять начнёт долгий
и кропотливый путь на морских просторах, а я наверняка, больше никогда уже с ним не встречусь.
И, если я не протяну руку, и не вытащу его из моря, то он еще долго будет  появляться и пропадать в морских волнах. 
Я наклоняюсь к воде, выдёргиваю этот камешек из его кочевой (ну не жизни же! наверное... состояния),
и приношу, вернее, привожу к себе домой.
А что дома? Cкука! Тёплая, загаженная черепахой вода, нечастое, но достаточно агрессивное обращение моей хищницы с грунтом.
В период "критических" дней, она по несколько раз переворачивает верх дном весь аквариум, разрушая ракушки,
переваливая с места на место горы камешков со всего мира, так сказать, перемешивая расы, континенты и такое прочее......
Философия...
Еще много было всяких мыслей на эту тему. Так где же ему лучше, Оля: бесконечно путешествовать в море,
или надежно, но скучно лежать в моем аквариуме? 
И вообще, шибко задумался я о доле собраных мною камешков. Но слишком много мыслей о жмене симпатичных камней
не могут занимать долго мой мозг. Поэтому, я вспомнил, что ты у нас писатель и романтик, и  решил подкинуть тебе темку.
А ты развивай, если захочешь. А меня, может, упамянешь вскользь....

P.S. Оля, а ты? Вспоминаешь меня? А?
                        
                                           Письмо второе

     Привет, Олег! О, как я рада твоему письму! Ты - парень немногословный и получить от тебя сообщение в полтора абзаца - 
такая редкая удача, а тут... целый рассказ, да ещё и философия?! Спасибо, Олеж!
Интересная зарисовка у тебя получилась про камушек, да только вряд ли у меня получится рассказ написать.
Не могу я про камни, Олег. Я про людей люблю...

P.S. Вспоминаю, дорогой... 

                                             Письмо третье

      Конечно, ты права, Олечка! Человек - не камень! Можешь спорить со мной, если хочешь, но человек подобен камню:
одного прибьёт тихой волной к берегу - и хорошо ему, и спокойно, а другого бесконечно швыряет по волнам жизни.
Кто-то, подобно камню, непоколебим в своих убеждениях, а другой мается всю жизнь, мучаясь сомнениями:
а правильный ли выбор я сделал, а может, если бы решил... тогда... иначе, то сегодня жил бы по-другому.

P.S. Мы могли быть вместе, Оля... Мне нужно было только протянуть руку. Тогда... тридцать лет назад.
Ты была так близко...

                                            Письмо четвёртое
    Добрый вечер, Олег!
Ладно, я попытаюсь...
Ты спрашиваешь, где камню будет лучше? Ну, что сказать?
Откуда камню знать, как это - жить в аквариуме. Ведь, кроме как болтаться  в морских пучинах, он другой жизни не знает.
А вдруг, этому свободному и гордому камню понравится жить с милой черепашкой  ("женские" дни не в счёт).
Может быть, там - на  бескрайних морских просторах, ему не хватает спокойствия, стабильности и немного внимания.
Пока  камушек живёт в море, он не знает, какая она жизнь в аквариуме. И только, пожив  другой - новой жизнью -
он сможет оценить, что лучше: бурная стихия или надёжная скука. 
Хотя... возможно, я ошибаюсь. Наверное, ты прав.
Камню лучше там, где он родился, где ему спокойно и привычно - в его родной среде обитания...

P.S.  Человек - не камень, Олеж. Его невозможно взять в руки, подчинить своей волей.
Человек сам выбирает свой путь. Ты не протянул тогда мне руку, но и не отталкивал...

                                        Письмо третье

     Добрый день, Олечка! Не забывай, дорогая, что на бескрайних морских просторах, камню не так уж и сладко.
Вода ворочает его без остановки, стирая неповторимые, присущие только ему, грани. Лишает его индивидуальности,
приближая к округлой форме обыденности.
В море, он такой как все. А у черепашки, он был бы  индивидуален!

P.S. Я тебя не отталкивал?

                                        Письмо четвёртое

       Округлость - не всегда обыденность, дорогой! И алмаз может иметь округлую форму совершенной огранки...  

P.S. Тогда, тридцать лет назад, я была безмолвным камушком, Олег.
Я могла только чувствовать, а выражать словами свои чувства, ещё не научилась.
Я не умела сказать тебе, что ты для меня - самый лучший...
Ты не протянул мне руку, и не отталкивал меня. Ты, просто, не разглядел...

                                        Письмо пятое

      Округлость для камня в море - это быть, как все. А огранка - это работа Мастера, Оля!

P.S. Ах, Оля, Оля...

                                         Письмо шестое

      Олег, дорогой! Можно изменить жизнь. Только вот...
Если  не понравится тебе новая жизнь, и ты поймёшь, что прежняя была лучше, назад будет непросто вернуться.
Да и годы берут своё.
Приходит такое время в жизни, когда тяжело что-то менять, или начинать сначала...
Ничего не остаётся, как смириться, и принять то, что есть...

P.S.Олеж, камни только издали кажутся одинаковыми. Но, если протянуть руку, выдернуть его из жизни, согреть в ладони,
прижать к сердцу, то увидишь, что он неповторим.
Человек не камень, дорогой. Человек - неповторимый и прекрасный бриллиант.
У которого свой путь, своя история, и свой неповторимый рассказ...
Послесловие:
Выражаю благодарность Олегу за разрешение на публикацию нашей переписки, за мысли, идеи и помощь в написании рассказа.
Реклама
Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию
«По-моему, достаточно собрать письма людей (слегка коснуться их опытной, осторожной и разумной рукой редактора) и опубликовать их — и получится новая литература мирового значения. Литература, конечно, выходит из наблюдения людей. Но где больше их можно наблюдать, как не в их письмах» 
А.Платонов

Дорогая Авива! Как я уже и говорила, ваш рассказ взволновал меня и дал почву для размышлений. Если позволите, я бы хотела поделиться ими.

Но вначале, мне хотелось бы сказать несколько слов о жанре вашего произведения. Оно являет собой образчик эпистолярного романа в миниатюре. Очень интересная, но достаточно редкая в нынешнее время форма. Правда, в последнее время, с возникновением переписки по электронной почте, этот жанр, восходящий еще к романам Ричардсона («Кларисса Гарлоу» и «История Грандисона»), и к «Персидским письмам» Монтескьё, обрел новую жизнь. Первым произведением, написанным на основе электронных писем был  роман «Сердце Вольтера»Ньевеса.

Как мне представляется, умение писать письма–  это особая грань человеческой натуры. Еще Вересаев отмечал, что женщины обычно плохо пишут стихи и романы, но великолепно – дневники и письма. Вот и ваша миниатюра, выстроенная как переписка двух некогда любивших друг друга людей, представляется мне необыкновенно аллегоричной. Все в ней – изящно завуалированные символы.

Начну по порядку. Во первых отмечу прием амплификации , который вы удачно применили при написании миниатюры. Амплификация как стилистический приём  может принять вид повышения, то есть расположения выражений, относящихся к одному предмету, по принципу нарастания их значимости, эмоциональной действенности и т. п. В основном это применяется в поэзии. Но в данном случае мы имеем дело с приемом риторическим, резко бьющим на повышение восприятия (еще Цицерон говорил – что амплификация – мать красноречия).

Вы выстроили шесть писем по нарастающей. От письма к письму сдержанное напряжение возрастает. Герои очень осторожно, даже как бы играючи, говорят о своих чувствах. Но каждому  образу сообщается особый смысл.

Камень. Что-то монолитное, весомое, фундаментальное. Но речь идет о камушке. Маленьком, перекатываемом морскими волнами. Море – стихия жизни. Жизнь перемалывает многих. И как море, полирует камни, сообщая одним из них  округлость и неповторимый блеск, а другие дробит на мелкие невзрачные кусочки. В данном случае – камушек – это героиня Оля. 

Герой Олег – обаятелен и непоследователен одновременно. Из тех, о которых говорят – и хочется, и колется. Он и хочет взять камушек, не отталкивает его, но и не протягивает к нему руку. Словно сомневается, и в себе, и в своих чувствах, и в любимой девушке. 

И камешек играет и переливается в морских волнах. Появляется и пропадает. И вот герой вроде решается», выдергивает (превосходный глагол, Авива! Именно выдернуть, не поднять, не взять, а выдернуть- исторгнуть из стихии жизни!) его из моря и принести в «загаженный черепахой аквариум».

И тут снова сомнения героя. По сути, переписка – это не только диалог двух людей, но и их внутренний монолог, разговор с собой. Аквариум – образ быта, черепаха – образ рутины. Олег боится ее. Просто боится. Что ж, это не ново. Когда-то один из знаменитых литературных героев воскликнул: "Случайно вас когда-то встретя, В вас искру нежности заметя, Я ей поверить не посмел: Привычке милой не дал ходу; Свою постылую свободу. Я потерять не захотел.» и вслед за ним уже почти 200 лет эти слова на разные лады повторяются многими мужчинами!

Отсюда и все его оправдания, мол, камешку в привычной морской среде более лучше, или «одного прибьёт тихой волной к берегу - и хорошо ему, и спокойно, а другого бесконечно швыряет по волнам жизни.; А что дома? Cкука! Тёплая, загаженная черепахой вода».

Но героиня с чисто женской прозорливостью и мудростью возражает ему: «Человек не камень, Олег.  Камни только издали кажутся одинаковыми. Но, если протянуть руку, выдернуть его из жизни, согреть в ладони,прижать к сердцу, то увидишь, что он неповторим.Человек не камень, дорогой. Человек - неповторимый и прекрасный бриллиант.У которого свой путь, своя история, и свой неповторимый рассказ»

По большому счету – это противостояние душевной лености и сомнений героя  трепетному чувству ожидания героини. Она – женщина, безмолвный камушек,  она не может прыгнуть в руки сама, она может только ждать, пока ее заметят, разглядят и поймут, что она прекрасный бриллиант. Но для этого надо быть наделенным двумя  необходимыми качествами: любовью и куражом. То есть хотеть и сметь.  Ни того, ни другого нет у героя, а если и есть, то в каком-то вялом, зачаточном состоянии В общем, как говорила известного фильма: "Хороший ты мужик, Андрей Егорыч, но не орёл!»

Так вот и ваш Олеж, увы, не орел! А может и не было у него ничего к героини, кроме теплого расслабляющего, необязывающего чувства.  Такого, о котором приятно вспомнить под легким флером ностальгии. Но не более…Знаете, как  в известной песне Вертинского: "Как хорошо с приятелем вдвоем/ Сидеть и пить простой шотландский виски/ И, улыбаясь, вспоминать о том,/ Что с этой дамой вы когда-то были близки."...

И напоследок, Авива. Читая вашу миниатюру, я все вспоминала свою любимую поэму Симонова «Пять страниц». Там тоже мастерски использован прием амплификации, эмоциональная действенность увеличивается с каждой главой. И рефреном звучат слова «Там начало конца, где читаются старые письма. Где реликвии нам, чтоб о памяти вспомнить нужны».

То же и у вас, Авива. Начало конца. Героиня намного мудрее и проницательнее героя. Она  прекрасно понимает, что у героя особых чувств и не было, просто ворошит пару-тройку теплых воспоминаний как угасающие угли в камине. И произносит и за себя, и за него те слова, которые он не решится высказать: «Приходит такое время в жизни, когда тяжело что-то менять, или начинать сначала... Ничего не остаётся, как смириться, и принять то, что есть...»
 
Благодарю вас сердечно, Авива. Очень емкое и глубокое произведение. И нежное той особой щемящей нежностью, которой нет даже названия в человеческом языке, и которое можно сравнить по ощущению лишь с запахом увядающих хризантем – печальным и терпким…
Оценка произведения: 10
Ляман Багирова 08.12.2016
     12:17 21.03.2018
Талантливый автор и о камушке может написать так, что захочется читать...
     19:09 14.02.2018 (1)
1
Отлично!
     19:27 14.02.2018
Благодарю Вас, Елизабет! От всей души!
     20:27 17.01.2018
Очень хорошо, трогательно, жизненно.
     20:54 07.09.2017 (1)
1
Прекрасно, интересно  написано, хорошая идея - рассказ в письмах, но... думаю, Автору надо дистанцироваться  от "личной переписки",  стараясь быть над ЛГ. Иначе нас начнут путать с ЛГ.
Может пусть живут своей жизнью.   
     10:32 08.09.2017 (2)
1
Спасибо большущее, Леонид!
Вы правы. Грешу)) 
Писать от собственного лица легче и произведение выглядит правдоподобнее.
Вы правы. Буду стараться лучше.
     03:24 04.11.2017 (1)
1
А мне как раз понравился нестандартный подход к написанию рассказа. Переплетение размышлений о камешке и судеб реальных людей.
Всё очень естественно. Разговор о камешке перекликается с личными мотивами и потихоньку отходит на второй план. В то время как личное, настоящее, неподдельное выходит на первый...
     13:16 04.11.2017
Спасибо большущее, Александр!!
Леонид прав. Он видит то, что Вы не увидели.
У меня почти все рассказики от первого лица.
А Леонид много прочёл из моих, потому и поправил меня.
Вот, если прочитаете ещё парочку из моих, тогда поймёте)))
Это - намёк или завуалированное приглашение)))
Спасибо Вам!!
     19:19 08.09.2017
1

     11:09 18.06.2017
Работа философская по сути, но поэтическая по содержанию. Красиво!
     12:31 13.05.2017 (1)
1
 Добрый день, Ольга, ещё раз!
 Мою дочь зовут Камажан, а я зову её Камушком, друзья Камой ...
 В детстве она замечательно пела песню про камушки ...
 Спасибо, что напомнили ...
     12:56 13.05.2017
1
Спасибо, от всей души, Ержан!
Какое замечательное имя у Вашей дочери! Камажан... Прекрасно!
     12:10 14.04.2017
Зацепило, сижу вспоминаю.  Все было.....а если бы все сначала. Начать свой рассказ. А надо ли?
     06:45 14.04.2017
Какие правильные мысли! По юности не ценим того, что идёт нам в руки, кажется, что вся жизнь впереди, а потом начинаем мучительно кусать локти от того, что счастье не случилось с тем, кого оттолкнул. Но... это жизнь! И каждого она огранит по-своему: кто-то превратится в алмаз, кто-то так и останется булыжником...:)
     08:11 03.04.2017
Как часто только на склоне лет мы понимаем, что не разглядели что-то в другом человеке, но ведь он  (человек), как камушек его молодости уже другой.
Спасибо за рассказ!
     14:02 12.12.2016 (1)
Как грустно, что камни лишены возможности выбирать. протянул руку. а камень раз... и отодвинулся на пару сантиметров.Не его рука. Море жизни, оно такое. оно обтёсывает камешки до похожего округлого состояния. Но так нужно. Иначе  от ударов стихии камешек  с углами и гранями может просто разбиться. Тонкая аллегория. Простые слова не сказаны, на помощь пришла образность, и двум стало всё понятно. Очень понравилось. У меня где-то в столе спрятана старая миниатюра. с похожими мотивами. Тоже письмо, тоже другу, и тоже о камешках. Найду, непременно вам покажу.)))
     15:56 12.12.2016 (1)
Спасибо большущее, Анна!
Какая необыкновенная мысль: 
у камней нет выбора... Я поняла)
И Вы правы! Смотри хорошенько,
и ... Отодвинься, уйди вовремя, чтобы потом не мучиться в холодных руках)
И как Вы правы: становимся похожими друг на друга (становимся округлыми)
Но это жизненно необходимо, если хочешь жить в обществе...
Интересно, Вы сказали то, о чем я не думала...
Спасибо! Не забудете про Ваше прои?
     16:10 12.12.2016 (1)
Нашла. Там письмо большое. Скопировала лишь отрывок. Где именно про камешки.)) Показываю, как и обещала.
"Привет. Вот пишу. Почему тебе? А почему нет? Человек должен кому-то выговориться. Что я и делаю. Ты – далеко, прочтёшь – сотрёшь, вот и все дела.
Ну,  конечно, я о море.  Так не хотелось ехать! Ты знаешь, читал. Но ехать надо было. Меня  не поняли, если бы отказала.
Не буду про отель, полный набор цивилизации. Я о море.
Таким я его никогда  не видела. В Анапе море другое. Мы не ходили на грязный песчаный пляж.. Только на валуны. Чтобы искупаться в чистой воде, надо было заплыть далеко.
А тут длинный, длинный чистейший пляж. Весь в мелкой галечке. Любой камешек возьми и любуйся. Как будто художник  кисточкой узоры выписывал. И каждые три секунды волна бьёт. Смотреть можно бесконечно. Завораживает.
Я вечером приходила, садилась на прибрежный валун и наблюдала за  морем, пока не стемнеет.
Ш-ш-ш, набежала волна. Новые камешки принесла. Вот назад отхлынула. Захватила с собой целую пригоршню. Подумалось: «Камешки как люди. Кого-то волной принесло в жизнь, кого-то туда, на глубину,  унесло. Нет одинаковых. Все разные камешки-судьбы.»
     18:18 12.12.2016
Очень - очень, Анна!
Как интересно! Думаем о том же, и
каждый по - своему...
Спасибо Вам!
Книга автора
Феномен 404 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама