Произведение «На уроке литературы» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 635 +1
Дата:

На уроке литературы

                         
                В то время мы с Володькой учились  в девятом классе. Особым прилежанием к учёбе мы не отличались и в разряде отличников не значились вовсе. А Володьке особое неудовольствие всегда доставлял урок литературы. У него была просто непереносимая  «аллергия» к этому предмету. Урок литературы у нас вела учительница  Руфина Михайловна. Долгое время тогда по литературе, темой многих уроков, был разбор романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Наша учительница Руфина Михайловна как обычно подробно, настоятельно и вразумительно объясняла, разъясняла нам всё о каждом персоналии этого романа, чтоб оставить в голове каждого учащегося, как можно больше всего, что касается содержания этого произведения. Особенно много на своих уроках она вела речь о главном персонаже этого романа, центральной фигуре этого произведения, Родионе Раскольникове, это конечно, совершенно естественно и иначе быть не могло.
 
            Она  старательно  разъясняла нам, как отчаянное материальное положение, отсутствие средств к существованию, и вызванные им, складывающиеся обстоятельства его жизни, толкнули его на преступление. Что он, этот самый Раскольников, физически немощный, недоедающий, совершенно обессиленный,  был поэтому, не в состоянии окончить университет, чтобы получить там профессию и пристроиться, куда-нибудь, на службу. И, особенно обращала наше внимание на то, как он, бедный, больной и ничтожный, ничего не значащий, совершенно беззащитный в этом лютом мире,  судорожно ищет какой-то выход в этой смрадной, лишённой всякого смысла жизни. Придумывает своим больным воображением нелепые, бредовые теории и философии. Под их воздействием, и от полной безысходности из-за отсутствия средств, к существованию, у него всё больше помрачается рассудок и в результате, он совершает нелепое, бессмысленное преступление – жестокое убийство двух старух – рубит их топором. Что совершённое им преступление не имеет здравого смысла, оно результат тяжёлого психического расстройства главного героя этого романа Раскольникова.

      Она очень хотела, чтобы мы могли представить себе, ну, наверное, научить нас представлять, то, далёкое теперь время, как тогда, хронически недоедающий, голодный студент, чувствует себя несправедливо обделённым и отверженным в этом мире, среди богатых особняков и разряженных женщин. Как, чуть не попал он, зазевавшись, под богатую коляску, и кучер, на потеху прохожим, хлестнул его кнутом, глубоко оскорбив его этим. Это его, убеждённого в своей исключительности, мнящим себя прирождённым властелином судьбы, а не тварью дрожащей и пресмыкающейся. И в контрасте с таким богатством и роскошью, наблюдаемая им жизнь Петербуржских трущоб, полная отчаяния, беспросветной нужды и безысходного горя. Всё это способствовало ещё большему нервному расстройству и подводило его сознание к коллапсу. Его ближайшие родственники мать и сестра были настолько бедны, что не могли материально обеспечить его на время учёбы в университете. Были не в состоянии поднять его с социального дна, в котором он вынужденно оказался. В результате он сам, своим больным воображением, судорожно ищет выход и создаёт нелепую теорию, оправдывающую мотив задуманного им преступления, убийство скаредной, безжалостной старухи процентщицы. Из его теории следовало, что на общих весах жизни, жизнь этой чахоточной, глупой и злой старухи значит не более, чем жизнь сосущих кровь, вши или клопа, что её жизнь так же вредна и бесполезна в обществе, как вредна жизнь кровососа, вши или клопа. Предполагал, что результатом убийства этого бесполезного, вредного, не нужного в обществе существа, подобного вши или клопу, – злой старухи процентщицы, завладев её деньгами, это не только поднимет его с социального дна, но поднимет ещё выше. Но, после совершённого им двойного убийства, его совесть была никак не согласна с этим, в отличие от большинства прочих убийц. Его совесть не давала ему покоя – мучила его сомнениями и раскаянием, отвергала напрочь его теорию.

    Знакомя нас с содержанием этого  произведения, Руфина Михайловна обращает наше внимание ещё и на то, как запутывается  затем Раскольников в своих показаниях у следователя Порфирия Петровича, и как тот виртуозно разоблачает его в совершённом преступлении ловко расставленными логическими ловушками. Далее следует суд, приговор и наказание его. Каторга в Сибирь. И  как затем наступает его раскаяние, переживаемое им тяжелее, чем сама каторга. Приходит сознание своей полной ничтожности, неспособности стать властелином судьбы, понимание несостоятельности своей теории. Всё это ещё больше ранит и потрясает его душу.

          Конечно, в действительности, старух, да и не только старух, гораздо чаще, если не всегда, убивают без всяких на то теорий и философий. К примеру: в январе тысяча восемьсот девяносто третьего года была убита у себя в квартире в Москве с целью ограбления, родная сестра Фёдора Михайловича Достоевского, шестидесятивосьмилетняя Варвара Михайловна Карепина. Она  была задушена, проникшим в её жилище душегубом из-за денег, неким злоумышленником Юргиным, завладевшим несколькими тысячами рублей накопленных ею, и не сочинявшим в отличие от Раскольникова никаких теорий и философий при этом. Осужденным Московским окружным судом, к бессрочным каторжным работам в Сибирь подобно Раскольникову. Явно, что, он был не знаком с столь широко известным, и весьма поучительным литературным произведением её брата.  Да, обычно всё проще,  злоумышленники  не отягощают себя никакими теориями. Не строят столь сложных умственных конструкций, обходятся без них. И никакая мораль, их так же не отягощает и не стесняет, и деградировавшая совесть не тревожит и не терзает их как Раскольникова, вовсе. Раскаяние большей частью не ведомо им. Особенно яркая иллюстрация тому – разбойничьи орды девяностых прошлого века, это преступления без наказания, когда немало бандитов прорвались во власть. А на преступления (убийства, грабежи, разбой и т.д.) их подвигает или гонит только одна философия,  это простая и ясная для них философия неутолимой жажды наживы. Не имея каких-то иных гуманистических общественных идеалов (не отягощённых ими), они легко выходят на звериную тропу, на отлов и убийства своих жертв. И в каких-то иных философиях они просто не нуждаются. Философствующие разбойники встречаются редко. Ну разве что, среди, прорвавшихся высоко во власть, руководствующихся своей циничной, безнравственной философией эгоиста и стяжателя, оправдывающей  любые их преступления.

  А  тема этого произведения по  истечении многих лет – более полутора веков с той поры, когда жил классик, всё никак не утрачивает своей актуальности. Гонимые жаждой наживы, вдохновлённые философией стяжения  эти злодеи, исповедующие только, религию золотого тельца.  Продолжают  без зазрения совести, доныне рубить, душить, травить, стрелять и резать свои жертвы.  Всё вернулось на круги своя. Никак не уходит окаянное время. Инстинкт наживы, всё так же запускает алгоритм этого всесокрушающего действия, вынуждает всех этих злодеев быть беспощадно кровожадными. Ф.М. Достоевский в своих произведениях дотошно анализировал, исследовал алгоритм этого действия и пришёл к весьма не утешительным выводам.

            Руфина Михайловна с большим старанием разъясняла нам тогда, какую картину мрачной, смрадной жизни, в середине, или уже во второй его половине девятнадцатого века, рисовал Ф.М. Достоевский в своём романе. А так же,  увлечённо и с тем же старанием разъясняла нам, и о композиционном строе этого романа, о месте каждого героя в нём, будто готовила из учащихся  литературоведов.

        Затем, на последующих уроках, так же, как обычно, она вела опрос учащихся по тому, что она так старательно разъясняла на уроках. Ну, естественно, она и просила, и даже требовала, и самостоятельного прочтения этого романа. Таких, кто прочитал этот роман тогда, было не более двух – трёх человек на весь класс. Так глубоко в проблемы, обозначенные в этом романе, в том возрасте, вряд ли кто вникал. Вряд ли у кого тогда хватало на это ума. По ответам у доски она расставляла и оценки, по тому, кто что усвоил, и оставил в своей голове из того, что она с таким старанием доносила до нас. Самые способные, успевающие ученики, отличники получали свои пятёрки так же вовремя, как поспевшие к сроку на возделанной ниве плоды, чётко, ясно, а больше умело озвучивая у доски всё объяснённое, и разъяснённое Руфиной Михайловной. Но таких в классе и было-то всего два – три человека. Основная масса класса получала тройки и четвёрки. Ну и два – три ученика получали двойки. Среди них оказывался по литературе и мой друг Володька. Он просто очень не любил читать – ничего. Нет, нет, тупым он не был вовсе, по другим предметам он был весьма способным. Особенно легко ему давались  математика –  алгебра, чуть похуже геометрия, хорошо читал радиосхемы, и химия (безошибочно составлял уравнения химических реакций, нисколько не хуже отличников класса). Оценки по этим предметам имел четыре и пять, редко тройки. И во многом другом он обладал не малыми талантами. А литература приводила его в высшую степень раздражения и неприятие её. Ну, я например, по литературе тогда всегда имел твёрдую тройку. Читать я любил и тогда, но до классиков Русской литературы в то время я конечно, ещё не дорос, она мне стала интересна гораздо позднее.

            Своим отношением к урокам литературы, Володька не только привлёк какое-то излишнее внимание Руфины Михайловны, но, стал даже, сильно раздражать её, вызовет, бывало, его к доске, спросит о чём-то по теме, а он не знает о чём даже речь идёт. Она с обычным старанием, досконально, чуть ли не на ухо пересказывает ему всё то, что она хотела слышать от него, как это говорят, разжёвывает и вдалбливает в его голову. А, он стоит… а, в голову ну, ничего не лезет –  как он обычно с раздражением, в таких случаях выражался. Ну, прямо какая-то неодолимая преграда для такой информации, сама собой  возникает, будто чем-то блокируется  в его голове. Проходит перемена, перерыв между уроками, на перемене говорим с ним о чём-то своём. Звенит звонок на следующий урок. Володька  с тревогой спрашивает, надеясь на какое-то чудо, способное будто изменить ход уроков, и ожидая,  какого-то успокоения в предполагаемом ответе – Сашка, какой сейчас урок? Я отвечаю ему, уже зная, что это его нисколько не утешит, одним словом, почти скороговоркой – литература! Обнаружив, что всё неизменно идёт своим чередом, он с гримасой  отчаяния и досады,  на лице, злобно выражается, – зажрали  эти Раскольниковы! А сказал он это  гораздо грубее – матерно. Готовый, ну, прямо вопить в бессилии что либо изменить, поверить в любое чудо, способное избавить его от пытки литературой. От этого предмета, он как никогда более, впадал в какое-то тяжёлое беспамятство. И как обречённый на пытку, понурив голову, шёл в класс. Ничто не сулило ему пощады или избавления. Ему как утопающему было не за что зацепиться, чтобы хоть как-то остаться на плаву. Начинается урок. После нескольких опрошенных, Руфина

Реклама
Обсуждение
     19:47 22.09.2016
Все-таки в Володьке есть элемент дебильности. Можно не любить что-то , но не до такого остервенения. А материал по Достоевскому изложен классно.
Реклама