Произведение «Уроки любви»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Миниатюра
Автор:
Оценка: 4.8
Баллы: 7
Читатели: 329 +2
Дата:

Уроки любви

 

     Человек видит, опознает и различает только то, что есть в нем самом.
       Если бы человечеству удалось воспитать хотя бы одно поколение без примеров насилия, то мир на Земле был бы гарантирован.
Все негативное, что мы распознаем – это мы сами. В нас засели все те пороки, с которыми мы сами и пытаемся бороться. Значит, мы боремся сами с собой. Неравная схватка – очень сложно победить самого себя…Только осознав это, можно прийти к выводу о необходимости коренного изменения методов и системы образования, вернее сказать, воспитания.
 
 Маленькая, старенькая двухэтажная школа-восьмилетка на окраине Запорожья, разделяющая поселок частного сектора и довоенные кирпичные постройки с квартирами (как их называли) на двоих или на троих – коммуналки.  Старый город со старыми названиями – Ореховское шоссе, улица Степная, остановка Южный рынок…
 
       Это потом шоссе переименуют в Космическое, напомнив о постоянном движении вперед и будоражащих победах в развитии технического прогресса и успехами в области становления и воспитания нового человека. (!)
 
А пока я иду в первый класс!
Мне шесть с половиной лет, тогда, как зачастую детей отдают в школу даже с восьми, дав посидеть еще годик, но мама очень хочет, чтобы я попала в класс к Зинаиде Семеновне, а Она “набирает” в этом году очередной класс.
Больших усилий стоило убедить работников отдела образования, что я уже и читаю бегло, и знаю наизусть много сложных стихотворений, одним словом, соответствую!
 
        Зинаида Семеновна Пивоварова, учительница младших классов, состарившаяся вместе со школой; у нее пенсионный возраст наступил десять лет назад, но она по-прежнему энергичная активная и, что самое главное………
 
       Как и в любом классе, у нас были озорники, так называла их Она, наша Зинаида Семеновна. Никогда я не слышала слов бездельних, неряха, негодник (ряд слов может быть продолжен до наших дней……..).
       Коля Трофимов, маленький, юркий, постоянно вертящийся на своем месте непоседа, мешает плавному течению урока. Она подходит к его парте, кладет свою руку на его голову, гладит, слегка обнимает (эти движения даже помогают Ей вести урок, делая необходимые акценты), притягивает его к себе так, что они соприкасаются. Коля замирает в этом объятии. Урок, который соединил в себе и новую важную тему, и Колины шалости, и объединил всех нас в одну большую семью, продолжается…
 
       Днепр – чудо-воспоминание детства!
       Мне еще предстоит осознать, что “Чуден Днепр при тихой погоде…” и всю истинную красоту неоднократно воспетой, могучей реки!
Сейчас же для меня Днепр – это и паром, перевозивший “на тот” берег, и множество маленьких песчаных островков (перейти от одного к другому можно было вброд), и расцветающие прямо на воде огромные белые цветы. “На тот” звучало как существительное.
       - А мы идем на тот берег! – хвастался кто-нибудь во дворе, и все понимали, что ожидает счастливчика - это пляж, песок, красновато-желтого цвета (от песчаного дна) вода, огромные деревья, срезанные кувшинки, расположившиеся на шее и обвивающие ее, как змеи, причудливых форм ивы, наклонившиеся до самой воды…
 “Tот берег” – это легендарный остров “Хортица”.
 
       - На следующей неделе у нас экскурсия! – объявляла Зинаида Семеновна, и весь класс взрывался от радости.
Упакованные бутерброды, удобная одежда и обувь, приподнятое настроение…
       - Здравствуй, Хортица!!!
 
Осенние пейзажи необычны для пляжного места – где же зной и желание немедленно окунуться в воду? Но обилие желтых листьев, в которых можно бродить по колено, не дают шанса сожалению.
       - Зинаида Семеновна, смотрите, какой я нашел лист!
       - Ой, какие грибочки!
       - А это что такое?
       - А эти ягоды можно кушать?
       - О-го-го, какой дуб! А желуди можно есть?
 
Зинаида Семеновна разговаривает с нами как подруга, которая старше нас на три-четыре года, и поэтому ее слова звучат особенно авторитетно!
Взрослые всегда дают нам понять, что они ужасно умные, а вот Она рассказывает о неизвестном так, как будто сама недавно об этом узнала.
 
       - Ребята, ну-ка, сядем, поговорим!
Мы усаживаемся в круг – это привычная форма для нашего общения.
Зинаида Семеновна не в центре, не на каком-то возвышении, а в нашем круге, где нет “лучших” или “худших”, глупых и умных, где все РАВНЫ!
И мы все вместе познаем мир: исследуем, ощущаем свою сопричастность со всем окружающим, мы все – часть Природы!
       И даже классная комната, с ее партами для учеников и столом для учителя, превращалась для нас в тот самый КРУГ, где мы – Единое Целое, Один Организм!
 
Так как же нам следовать древним и мудрым высказываниям, в точности и правдивости которых никто не сомневается?
       “Не делай другому то, чего ты не хочешь, чтоб делали тебе”
       “Возлюби ближнего как самого себя”
 
… Я вспоминаю КРУГ – где вместо Меня – Мы, и если Я и мой Друг соединены кругом, то любовь циркулирует по этому кругу, и не нужно стараться любить – все происходит естественным путем.
Реклама
Реклама