Повесть
1
Прощальные ласки осени после затяжных дождей явились для меня неожиданностью. Лёгкий трепетный ветерок тепло обдувает лицо. Кажется, что оно молодо и красиво. Тонкая невидимая паутинка щекочет нос и щёки. Пряный запах переспелых яблок и груш уносит в тот, другой сад, где жива была моя бабушка с неизменным «Кушать хочешь? А съешь вот яблочко». Она до блеска натирает ситцевым фартуком краснобокий плод и с любовью протягивает его мне. Я слышу хруст откусываемого яблока и чувствую вкус, немного кисловатый и вяжущий. Очень солнечно здесь. Лазурное небо не закрывают густые кроны деревьев. Они поредели, и лучи солнца свободно проникают в прежде недоступные места. На кусте крыжовника, бесстыдно голом, висит несколько тёмно-коричневых ягод. Я срываю их и отправляю в рот. Они сухие и сладкие.
В глубине сада – сторожка или банька, похожая на сторожку. Это цель моего визита. В ней живёт странник, или, как его называют местные старухи, Божий человек. С весны он ходит по Руси, от храма к храму, а осенью возвращается в казачью станицу, сюда, в тихий сад своего детства. Он не привык к комфорту, был неприхотлив в еде, которую приносили ему верующие. Он существовал в своём мире, руководствовался своими правилами, продиктованными его непростой жизнью, связанной с историей страны.
Коллективизацию в тридцатые годы казаки восприняли как новое наступление против них. Казачьи районы оказались в числе «первоочередников». Получилось так, что казаки стали первыми жертвами раскулачивания. Этому способствовало нежелание их объединиться в колхозы. Основанием для раскулачивания являлись зажиточность, наличие хорошего инвентаря, нескольких голов скота, но особенно – использование наемных работников, сдача в аренду земли, занятие торговлей и т.п. Кулаками признавались сельские кузнецы («эксплуатировал молотобойца»), священники (имели «нетрудовые доходы»), кустари. При этом не имело значения, что у большинства все поименованное нажито общим семейным трудом.
Я шла к старику, который оказался захваченным круговоротом тех отдалённых событий.
Старик сидел на скамеечке у входа в убогое жилище – глинобитную баньку, крытую тёмным слежавшимся камышом. Он и сам тёмный, замшелый, со слезящимися, выгоревшими на солнце глазами. Желтоватая прокуренная борода прикрывает переднюю часть худой морщинистой шеи. Руки с короткими заскорузлыми обрубками пальцев лежат на выпрямленных коленях. Вытянутые ноги в серых вязаных носках и галошах, согбенные плечи, под линялой клетчатой рубашкой, лысая голова с редкими кустиками волос над ушами – всё оцепенело и напоминает восковую фигуру из музея мадам Тюссо.
Хрустнула ветка под моими ногами, и лицо старика ожило.
- Здравствуйте, Павел Матвеевич! - приветствую старика, стараясь говорить громко. Меня предупредили, что он плохо слышит.
- Здравствуй, дочка! Мы знакомы? – старик меня услышал, и в глазах у него появилась заинтересованность.
- Нет, нет. Я историк, пишу о репрессиях тридцатых годов на Кубани. Раскулачивание, расказачивание, голодомор. Директор станичного музея посоветовала к Вам обратиться. Вы ж очевидец тех событий.
- Как ты сказала? Очевидец? – вскинулся старик. – Правильно это: очами видел, на собственной шкуре испытал. Только не люблю вспоминать, говорить об этом … не люблю.
Я поняла, что он может замкнуться и ничего не рассказать. Надо разговорить его. Но как?
- Павел Матвеевич, вы ж не хотите, чтоб, всё повторилось?
- Кто ж хочет? – нехотя, вопросом на вопрос, ответил Странник.
- Надо рассказать молодёжи, как было, как бесчеловечно поступало государство со своими гражданами. Чтобы такого больше не повторилось.
- Да умом я понимаю. Но забыть хочу, дочка.
- Люда. Зовут меня Люда.
- Люда? Так сестру мою звали. Померла ещё маленькой. Мне тогда двенадцать лет было.
Он помолчал, потом, наверное, понял, что не отстану…. Или нахлынули воспоминания. У старых людей это часто бывает. Он согнул ноги в коленях и прислонился спиной к стене, будто ища опору. Глубоко вздохнул и начал рассказ:
– Тогда, в тридцатом, несколько дней по станице ходили чекисты и активисты – уточняли список населения станицы и делали пометки рядом с фамилиями тех казаков, которые подлежали выселению. Потом на станцию подали с десяток скотских вагонов. Станичники шептались между собой, боязливо поглядывая по сторонам:
– Выселять будут. Как в Уманской, в других местах – за один день там по тысяче семей вывозили на Север.
В один прекрасный майский день отца вызвали в сельсовет. Он вернулся поздно, слабый, усталый и, не глядя на мать, объявил:
– Собирайтесь, завтра на станцию, выселяют триста семей из станицы, в том числе и нас. Кулаки мы, оказывается.
И вот утро. Взрослые под присмотром активистов укладывают скарб на телегу, сажают плачущих детей. Мама тоже сильно плакала, почти всю дорогу, пока, держась за край телеги, шла до железнодорожной станции. Вёрст пятнадцать будет. Одна малая, Людочка, завёрнутая в пелёнки, безмятежно спала и не ведала, что пришла беда. С собой нам разрешили брать только самое необходимое. Но семья большая: отец с матерью да шестеро детей. Главный их сильно ругался, мол, пожитков много везёте. А что за пожитки! Постели, смена белья, одежда, посуда, еда – всё на восьмерых!
Несмотря на то, что нам твердили о каких-то временных работах, никто не сомневался, что покидаем Кубань навсегда. Погрузка в вагоны была страшная: плач, смертные обмороки, чекисты с оружием - невозможно было мне, ребёнку, смотреть на это. Окровавленные матери хватали своих детей, прижимали их к груди, теряли сознание, а чекисты бросали полуживых людей в телячьи вагоны и запирали на замок... Однако трудно извергам пришлось. Казаки с заречной стороны собрались тесной толпой и не желали грузиться. Их били прикладами. И вдруг они запели: «Ты Кубань, ты наша Родина, вековой наш богатырь...» Казаки как будто не замечали чекистов, их ярость, побои – всё пели и пели со слезами на глазах. И я, шепча слова знакомой смалу песни, плакал. И другие люди плакали. А дед мне говорил, что казаки не плачут.
Пришел новый, усиленный отряд чекистов, и переселенцам было объявлено, что при невыполнении приказа о посадке к ним будет применено оружие. Казаки, поняв серьезность положения и безрезультатность сопротивления, стали грузиться.
Ехали в переполненном душном вагоне два месяца. Стонали изувеченные, кричали малые дети, выли женщины – дурдом на колёсах. Много раз останавливались. Забирали трупы из вагонов, делали перекличку. На некоторых остановках вагоны с раскулаченными отправляли в тупик. Однажды нас забыли на две недели. Запасы еды закончились. Воды тоже не хватало.
Помню, я всё время хотел есть. Мать на станции просовывала сквозь щели в досках вагона людям вещи, а ей – хлеб, огурцы.
Люду похоронили уже за Уралом. Умерла от дизентерии.
Отец спрашивал конвоиров: «Куда везёте?» Они сами не знали. Махнут рукой на Север да и отвернутся. Один пожилой красноармеец всё поджаливал нас, детей. То сахара кусочек протянет, то хлеба краюшку. А сам по сторонам оглядывается: не увидел бы кто. Человеческая душа у него была….
2
Выгрузили из вагонов на каком-то полустанке, без названия. Тут уж нас ждала колонна ссыльных. Разрешили покидать наши заметно полегчавшие вещи на какой-то возок, который и без того был доверху забит узлами. И мы пошли вслед за лошадьми. Охрана не ослабилась. Наоборот, на всех стоянках конвоиры делали перекличку. Ставили оцепление: ни влево, ни вправо не отойти.
Прибыли мы на Обь. Река такая в Сибири, широченная…. Остановились в лесу. Жилья-то всего – несколько деревянных бараков да с десяток изб, так в Сибири хаты называют. Затем, помыв в общей бане сгоравших от стыда женщин, мужчин и детей, стража отправила их по баракам, где ранее находились заключенные, а теперь создавался спецпоселок лесорубов.
Отца и старшего брата сразу же в бригаду на лесоразработки определили. Дали в руки топор, пилу-лучок, да норму сказали. Опустились руки у отца:
– Ну, сынок, никогда не видать нам родимой земли. Так и загнёмся здесь.
Видно, умерла надежда: ударно поработать, а это он умел, и вернуться домой. Но такую норму, хорошо ли ты работаешь, плохо ли, ни за что не выполнить!
Поселили нас в бараке. Он был с перегородками. За каждой перегородкой – семья. Кроме кубанцев жили там донцы, хохлы, молдаване, волгари. Ещё татары были, ну, не казанцы, а так, из разных мест. По-русски хорошо говорили и по-своему лопотали, аллаху молились, прямо в бараке. Простелют дерюжку, станут на колени и напевают чего-то своему Богу.
В семье говорили мы по-нашему. Когда привезли новую партию ссыльных, те уж не отличали нас от украинцев и называли хохлами. Но было уже всё равно. Какая разница, кто ты по национальности? Лишь бы выжить
Наступил сентябрь, холодало, и даже три печки в бараке не помогали. На работе заняты были буквально все, рабочий день был более шестнадцати часов, трудились и после, и по выходным: корчевали пни, копали целину, строили новые бараки.
- Ну, какие это кулаки? – глядя, как упираются переселенцы, сказал однажды главный комендант спецпоселка. Тут же донесли куда следует. Его арестовали.
Смерть в посёлке косила всех, а особенно детей. Продолжали свирепствовать брюшной тиф, дизентерия, холера. В нашей семье уходом Людочки не обошлось. В 1931 году умер трехлетний брат – Николай. Больницы, разумеется, не было. Позже мы её построили и отапливали сами: запряжется группа рабочих по восемь – десять человек в сани вместо лошади и едут по дрова. Зато коменданты гарцевали на конях. Их в структуре администрации спецпоселка было четыре: главный, а также из ГПУ, НКВД, МГБ. Они были наделены функциями сельсовета. Милиции было дано задание - всех незаконно возвратившихся отправлять не к месту ссылки, а в лагерь особого назначения.
Во всех семьях детей было много. Мы как-то быстро подружились, вместе промышляли в лесу. Силки ставили на птиц, грибы, ягоды, орехи собирали. Грибами поначалу мама брезговала – на Кубани-то не принято их есть, но потом пошли за милую душу. Кормиться надо было. Матерей тоже на работу гоняли, сучья обрубать. В нашем барачном уголке хозяйничала старшая сестра Пелагея.
Природа сибирская совсем другая, чем на Кубани. Она вызывала у меня страх, и в тоже время поражала моё детское воображение своим величием. Сосны, ели, лиственницы…. Высокие до неба, толстые в обхвате. Мы спорили с ребятами, какое дерево толще. Каждый выбирает дерево и кричит; «Три обхвата!» или «Пять обхватов!» Кто угадывал, побеждал.
Мать у нас крепкая казачка была, высокого роста, с крутыми плечами и большими руками – так ей всегда начальники работу находили. Редко в бараке оставалась. Сестра старшая уберёт чисто, пол вымоет, похлёбку на костре сварит. Она в мать была, крупная, прямая, быстрая. Ещё братишка был, Петро, но тот умер, вернее, через год, как нас туда привезли, утонул в Оби: пошёл на сплав поглядеть, его затёрло брёвнами. Сплавщики даже не заметили. Когда мы кинулись искать его, один из охранников сказал, что видел мальчика. Вроде, он по брёвнам
|
Мое почтение