Произведение «Место гибели: Черное море. Глава 1. По сигналу "Дортмунд"» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Повесть
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 6
Читатели: 964 +2
Дата:
Предисловие:
            От автора
 
С 2014 по 2017 годы волонтерами ООД «Поисковое движение России» были найдены останки более чем 62 000 советских бойцов, погибших в годы Великой Отечественной войны и считавшихся пропавшими без вести[1]. Просто вдумайся, читатель: шестьдесят две тысячи человек! Целый корпус, или несколько дивизий. За 3 года существования организации. А ведь на сегодняшний день «Поисковое движение» насчитывает порядка 1 300 поисковых отрядов, в которых состоит более 40 000 поисковиков. Это в среднем на двух поисковиков приходится 3 найденных солдата!
Но ведь останки пропавших без вести солдат искали и много раньше. Можно ли представить себе, сколько их осталось лежать после войны на просторах нашей Родины и сколько еще лежит?
Однако, несмотря на такие, бесспорно, впечатляющие результаты работы по  увековечению памяти воинов Великой Отечественной на земле, остается одна стихия, которая аналогичной работой охвачена еще очень слабо. Стихия эта – море. Да, во время войны в море тоже гибли люди, гибли сразу десятками (если речь идет, например, о катерах или тральщиках), и даже сотнями и тысячами (если это более крупный корабль, например, эсминец, крейсер или линкор).
Если сравнивать с массовостью поисковой работы на сухопутье, то людей, стирающих белые пятна истории в войне на море, можно перечесть по пальцам. Связано это прежде всего c трудностью подводных исследований, необходимостью наличия специальных навыков и подготовки, а также дороговизной оборудования для проведения поисковых, водолазных и судоподъемных работ.
В этой книге я хочу рассказать именно о той работе, которую проводят люди, делающие решительный шаг в бездну для того, чтобы вернуть истории имена людей и кораблей, которых поглотила безжалостная буря морской войны. Я затрону лишь некоторые эпизоды и географически ограничусь одним только Черноморско-Азовским театром военных действий, ибо чтобы охватить все – не хватит и жизни.
Эта книга с научной точки зрения едва ли будет интересна историкам и исследователям, в ней вряд ли встретятся сенсационные факты и новые открытия. Она – для более широкого круга читателей, для тех, кто еще не знает, какие славные и горькие страницы нашей истории укрывают собой волны Черного моря.

   [1] Из интервью руководителя ООД «Поисковое движение России» Е.М. Цунаевой для «РИА – Новости», 2016 г.


Место гибели: Черное море. Глава 1. По сигналу "Дортмунд"

            Глава 1. По сигналу «Дортмунд»
 
21 июня 1941 года корабли Черноморского флота вернулись в бухты Севастополя – Главной базы – после совместных маневров с сухопутными частями Красной армии. Личному составу кораблей было разрешено увольнение на берег, командный состав же собрался на банкет по случаю успешного окончания маневров. Однако, корабли Черноморского флота все еще находились в состоянии полной боевой готовности[1].
Никто в Севастополе, как, впрочем, и во всей стране, не знал, что в 13:00 по берлинскому времени войска германского вермахта получили по каналам связи условный сигнал «Дортмунд», означавший, что начало вторжения германских войск на территорию Советского Союза состоится точно по плану – в 04:00 22 июня 1941 года.
Севастополь оказался в числе первых городов Советского Союза, подвергшихся налетам и бомбардировкам гитлеровской авиации. Около 3 часов ночи посты ВНОС[2] засекли немецкие самолеты, идущие курсом на Севастополь. К этому времени Черноморский флот уже находился в состоянии оперативной готовности №1, согласно распоряжению Наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова, переданному шифрограммой в штаб Черноморского флота около 1 часа ночи 22 июня.
Очевидно, авиагруппе, совершавшей налет на город, была поставлена задача заблокировать корабли ЧФ в бухтах Севастополя. Чтобы лишить наши корабли возможности выхода из базы на оперативный простор, с самолетов были сброшены на фарватеры магнитно-акустические мины, которые гораздо сложнее вытралить, чем обычные морские мины якорного типа. Однако, командованием Черноморского флота был отдан приказ кораблям и частям противовоздушной обороны отразить атаку германских бомбардировщиков. По сути, это был первый приказ оказать решительное противодействие агрессору, в то время как на других направлениях творилась полная неразбериха из-за потери связи и управления войсками.
Стремление немецких войск к захвату Севастополя было обозначено с первых же дней войны и диктовалось в первую очередь необходимостью лишить Черноморский флот Главной базы, поскольку, в силу ее географического расположения, советские корабли имели возможность быстро выходить на морские коммуникации, осложняя своими действиями перевозку морем войск и грузов. Кроме того, военные не зря называют Крым «непотопляемым авианосцем» - базирующаяся в Крыму авиация способна контролировать практически всю северную часть Черного моря вместе с побережьем. Оставлять такой стратегически выгодный во всех отношениях плацдарм в руках наших войск в условиях планируемого блицкрига немцы никак не могли.
Маневры, проведенные в начале 1941 года, подтвердили надежность обороны Севастополя с моря и воздуха, и в то же время выявили совершенную неготовность к обороне с суши. Причиной тому явилось отсутствие оборонительных укреплений: если со стороны моря, помимо кораблей ЧФ, базу прикрывали 30-я и 35-я береговые батареи, вооруженные орудиями калибра 305 мм, а также множество других батарей с более скромным вооружением, то со стороны суши Севастополь не оборонялся практически никак. Из всего этого были сделаны правильные выводы, начали разрабатываться соответствующие мероприятия, однако, к моменту начала боевых действий подготовить линию оборонительных укреплений все же не успели. Возможно, и это явилось одной из причин того, что летом 1942 года после 250-дневной обороны город был полностью захвачен врагом.
Для того, чтобы лучше понимать события, происходившие на Черном море в годы войны, нам, читатель, нужно иметь представление о количественном и качественном составе сил сторон, нашей и противника. Здесь я хочу предоставить слово замечательному историку, руководителю Севастопольского отделения ООД «Поисковое движение России», автору книги «Черноморский флот в годы войны. 1941-1945» Александру Валерьевичу Неменко:
 
«Организационно Черноморский флот, к 22 июня 1941года включал:
   -эскадру;
   -две бригады подводных лодок;
   -две бригады торпедных катеров;
   -отряд учебных кораблей;
   -Дунайскую военную флотилию;
   -охрану водного района военно-морских баз.
   Эскадра кораблей базировалась на Севастополь, и в нее входили:
   - линкор "Парижская коммуна" (командир капитан 1 ранга Ф.И.Кравченко). Линкор прошел капитальный ремонт и модернизацию в 1933-1938 гг.на базе Севастопольского морского завода, в ходе которого изменилось зенитное вооружение, бронирование и была модернизирована энергетическая установка.
   - бригада "старых" крейсеров в составе "Червона Украина" (командир капитан 1 ранга Н.Е.Басистый) и "Красный Кавказ" (командир капитан 1 ранга Гущин). Третий крейсер бригады, "Красный Крым" (бывший "Профинтерн") с 1938 года находился в ремонте, который был завершен только 21 августа 1941 года.
   - 1-й дивизион эсминцев. Дивизион входил в эскадру формально, т.к эсминец "Шаумян" (капитан-лейтенант Валюх) был придан Одесской ВМБ, эсминцы "Фрунзе" (командир- капитан-лейтенант П.А.Бобровников) и "Дзержинский" (капитан-лейтенант П.И. Шевченко) были переданы в оперативное подчинение Батумской военно-морской базе, а "Железняков" (капитан-лейтенант В.С. Шишканов) до 20 октября 1941года в ремонте на Севморзаводе.
   - 2-й дивизион эсминцев в составе "Ташкент" (капитан 3 ранга В.Н.Ерошенко), "Быстрый", "Бодрый" (командир капитан 3 ранга В.М.Митин), "Бойкий", "Безупречный" (командир капитан 3 ранга П.М.Буряк), "Беспощадный". При этом, "Ташкент" находился в Николаеве, на ремонте, в ходе которого устанавливалось артвооружение, эсминец "Быстрый" (командир капитан 2 ранга С.М. Сергеев) находился на ремонте, на заводе N201 в Севастополе.
   - Отряд легких сил (командир контр-адмирал Т.А.Новиков) в составе крейсеров "Молотов" и "Ворошилов" и 3-го дивизиона эсминцев: "Москва" (командир капитан-лейтенант А.Б.Тухов), "Харьков" (капитан 3 ранга П.А.Мельников), "Смышленый" (командир капитан 3 ранга В.М. Тихомиров-Шегула), "Сообразительный" (командир старший лейтенант С.С.Ворков).
   В стадии достройки и ходовых испытаний в Севастополе находились эсминцы "Свободный", "Способный" (командир капитан-лейтенант Е.А. Козлов) и "Совершенный" (ВРИО командира старший лейтенант С.И. Федоров), планируемые в 3-й дивизион.
   Первая бригада подводных лодок (командир капитан 1 ранга П.И.Болтунов, начальник штаба капитан 1 ранга А.В.Крестовский) базировалась на Севастополь, и в нее входили:
   - 1-й дивизион в составе трех "Ленинцев" ("Л-4", "Л-5", "Л-6"), из которых в строю находилась только "Л-5", да и то, во 2-й линии, ожидании ремонта и модернизации. Капитальный ремонт "Л-4" был завершен 7 августа 1941года. От капремонта подводной лодки "Л-5" решили отказаться, однако ее техническое состояние все же заставило поставить ее в ремонт, который продолжался с ноября 1942года по май 1944-го. Ремонт "Л-6" завершился в октябре 1941года.
   -2-й дивизион в составе трех "Декабристов" и четырех "Сталинцев" Из которых "Д-4" в ремонте на СМЗ (закончен в октябре 1941года), Д-5 (во второй линии в ожидании ремонта), "Д-6" на ремонте на СМЗ, ремонт завершен не был, лодка затоплена у пирса при оставлении Севастополя. С-31, С-32, С-33, вошли в строй в 1940-41м году, и находились в строю. С-34 находилась на испытаниях.
   - 3-й дивизион в составе Щ-204, Щ-205, Щ-206, Щ-207 (ремонт), Щ-208, Щ-209, Щ-210, плавбаза "Волга";
   - 4-й дивизион насчитывал в своем составе всего одну действующую подводную лодку Щ-211, остальные лодки Щ-212, Щ-213, Щ-214, Щ-215 находились на ремонте в Николаеве.
   Обслуживала бригаду плавбаза "Эльбрус"
   В районе Главной базы проходила ходовые испытания подводная Щ-216, планируемая в 4-й дивизион 1-й бригады.
   Вторая бригада подводных лодок так же базировалась на Севастополь, и в нее входили:
   - 6-й дивизион в составе одной старенькой "импортной" ПЛ "А-4", которая находилась в Поти, остальные лодки в это время, ремонтировались в Севастополе ("А-1", "А-2", "А-3", "А-5";)
   - 7-й дивизион в составе "малюток" М-31, М-32, М-33, М-34, М-58, М-62 и находящихся в достройке М-59, М-60;
   - 8-й дивизион в составе всего двух лодок М-35, М-36.
   Обслуживала бригаду плавбаза "Львов"
   Для выполнения учебных боевых задач 2-й бригаде подводных лодок, во временное оперативное подчинение, были приданы эсминец "Незаможник", сторожевой корабль "Шквал" (находившийся в ремонте в Севастополе) и тральщик Т-401("Трал").
   Первая бригада торпедных катеров базировалась на Севастополь и имела в своем составе 38 боевых и три учебные единицы.
   Вторая бригада торпедных катеров базировалась на Очаков и находилась в оперативном подчинении командира Одесской ВМБ. Она имела в своем составе 23 боевых и пять учебных единиц.
   Отряд учебных кораблей включал в себя учебный крейсер "Коминтерн" и учебные суда "Нева" и "Днепр".
   Охрана водного района Главной базы (Севастополь) включала в себя тральщики Т-404, Т-405, Т-406, Т-407, Т-408, Т-409, Т-410, Т-412, Т-413; мобилизованный незадолго до войны минный заградитель "Островский" (гражданский теплоход "Чайка", мобилизованный в 1940-м); постановщик боновых заграждений "Сетевик" и 14 сторожевых катеров типа "МО-4".
   На полигоне в Феодосии находились тральщики Севастопольского ОВРа: Т-403, Т-411 и буксир "Джалита".
   Одесская военно-морская база включала:
   - Отдельный дивизион канонерских лодок в составе "Красная Абхазия", "Красная Грузия", "Красная Армения", "Красный Аджаристан";
   - охрану водного района в составе четырех сторожевых катеров типа "МО";
   Новороссийская военно-морская база включала:
   - учебный дивизион подводных лодок в составе Щ-201, Щ-202 (базирование в Феодосии), Щ-203 (находившаяся на ремонте в Севастополе), М-51 (ремонт в Севастополе), М-52, М-54 (ремонт в Очакове), М-55 (ремонт в Севастополе), плавбаза "Очаков";
   - отдельный отряд торпедных катеров (6 ед.);
   Батумская военно-морская база включала:
  - отдельный дивизион торпедных катеров (с базированием в Поти, 12 ед.);
  - охрана рейдов;
   Кроме этого базе были приданы эскадренные миноносцы "Фрунзе" и "Дзержинский", подводная лодка А-4.
   Николаевская военно-морская база включала:
   - дивизион вновь строящихся и капитально ремонтирующихся подводных лодок в составе: С-35 (на стапеле), Щ-216 (на ходовых испытаниях в районе Севастополя), М-111 (на заводских испытаниях), М-112 (на заводских испытаниях), М-113 (на заводских испытаниях), М-117 (в достройке), М-118 (в достройке), М-120 (в достройке), Л-23 (на заводских испытаниях), Л-24 (в достройке), Л-25 (в достройке);
   - эскадренный миноносец "Свободный" (в достройке); эсминец "Огневой" (на стапеле),
   Дунайская военная флотилия включала:
  - дивизион мониторов ("Ударный", "Мартынов", "Ростовцев", "Железняков", "Жемчужин");
   - дивизион бронекатеров (22 единицы пр. 1125);
[i]   - отряд

Реклама
Обсуждение
     19:07 22.01.2017
1
Огромное  вам  спасибо, что поднимаете этот  вопрос и доводите  его  до тех, кто  уже  начал забывать  о  погибших  в этой  страшной и жестокой  войне.
Книга автора
Феномен 404 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама