Произведение «Гости Бала сатаны у М. А. Булгакова»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Сборник: М.А.Булгаков
Автор:
Баллы: 1
Читатели: 1476 +1
Дата:

Предисловие:
Сатана правит бал посреди России и среди россиян ...

Гости Бала сатаны у М. А. Булгакова

Роман "Мастер и Маргарита". Глава 24 "Извлечение мастера".
Маргарита произносит, прощаясь с Воландом:
"- Нет, ничего, мессир (ещё одно выражения с двойным дном мессир-мессиR-мессиЯ), кроме того, что если я еще нужна вам, то я готова охотно исполнить все, что вам будет угодно. Я ничуть не устала и очень веселилась на балу (там её многократно умыли кровью в бассейне). Так что, если бы он и продолжался еще, я охотно предоставила бы мое колено для того, чтобы к нему прикладывались тысячи висельников и убийц..." 

Большинство читателей романа "Мастер и Маргарита", поведясь на уловку М.А.Булгакова, понимают эту фразу буквально. Как то, что на балу сатаны принимают участие исключительно изуверы всех времён и народов. Для подкрепления этого ощущения автор вставляет в текст узнаваемые образы знаменитых своей жестокостью и преступлениями исторических личностей прошлого. Только им М.А.Булгаков уделяет очень мало внимания, да и имён этих всего несколько: госпожа Минкина или домоуправительница Аракчеева Настасья Минкина (она жгла лицо своей служанки, завидуя её молодости и красоте), Гай Кесарь Калигула (известный  своими пороками), Мессалина (жена римского императора, известная своим распутством), Малюта Скуратов (руководитель опричников при царе Иване Грозном, известный своей жестокостью). Это полный список упомянутых автором извергов, избранный писателем нарочито из всех, которые существовали в прежние времена. Но ведь и народов без своих отрицательных нарицательных образцов не бывает.
Остальные названы обобщённо в числе прочих как бы очевидных преступников: "...королей, герцогов, кавалеров, самоубийц, отравительниц, висельников и сводниц, тюремщиков и шулеров, палачей, доносчиков, изменников, безумцев, сыщиков, растлителей".
Но разве не такими или подобными обвинениями осуждались и подвергались казни невинные люди в СССР? Да и что за преступление быть королём, герцогом, кавалером, самоубийцей, тюремщиком, сводницей, доносчиком, душевнобольным безумцем, сыщиком, наконец?.. Но ведь М.А.Булгаков перечисляет их всех скопом! Точно также, как это происходило в советское лютое время репрессий 1920-ых и 1930-ых годов.

А теперь обсудим другие персонажи "закатного" романа, тех, кому автор уделил конкретное внимание. Предлагаю этот перечень полностью и последовательно.
1. Господин Жак с супругой известен из истории, как Жак Ле-Кёра, 1400-1456 гг., который был обвинён в мнимых преступлениях и умер оправданным и собственной смертью честного гражданина, его супруга вообще не имела отношения к его выдуманным преступлениям.
2. Граф Робер или граф Роберт Лейчестер, 1532-1588 гг., в истории также известен сфальсифицированными обвинениями и умершего своей смертью, как честный человек.
3. Госпожа Тофана, действительно образ знаменитой династии отравительниц, среди которых есть создательница яда без вкуса и запаха Теофания ди Адамо, возможно давшая персонажу романа имя, но дальнейшее описание её преступлений в романе прямо противоречат историческому образу. Во-первых, госпожа Тофана в романе никого не отравила, а освободила жён от их мужей, совратив их умы посредством пузырьков со странной водой, фактически она выступила феминисткой. Во-вторых, детали её туалета выдуманы М.А.Булгаковым и иносказательно указывают на нечто совершенно определённое, которое легко проецируется на образ М.А.Спиридонойой - пламенную революционерку, террористку, расстрелянную Сталиным в 1941-ом году, что естественно ещё не было известно автору. 
4. Фрида - очевидный исторический образ во второй половине 1930-ых годов направляет мысль читателя и современника М.А.Булгакова к образу Фриды Кало, абсолютно отрицательной исторической личности с точки зрения Сталина, давшей приют в Мексике опальному Л.Д.Троцкому (Бронштейну). Но в чём преступление в романе этого злосчастного персонажа? Она убивает своего рождённого от насилия неким "хозяином" (помните, как звала челядь Сталина и сколько раз это обращение в романе означает Воланда) ребёнка по причине того, что ей нечем его кормить. Разве во времена голодомора в России, Белоруссии, в Украине, в Казахстане от того же самого не пострадали МИЛЛИОНЫ матерей Советского Союза? И отчего именно этой детоубийце М.А.Булгаков выделяет в тексте такой большой объём действий? С какой стати, М.А.Булгаков вставляет в текст характеристики намеренно подчёркивающие "красоту её сложения", традиционно приписываемую молвой исконно русским женщинам? Разве не беспробудное пьянство российских обездоленных баб отражает Фрида на балу с "бессмысленными умоляющими глазами на совершенно пьяном женском лице"? И разве не спасение изображает её распростёртое христианским крестом на полу тело после избавления от воспоминаний прошлого?..
5. Брокенских гуляк (или разорённых предпринимателей, в  переводе на русский язык) никак нельзя назвать висельниками. Они скорее сами жертвы.
6. Несколько очевидных служащих НКВД в чёрных мантиях, то есть в кожанках, и два непосредственно и узнаваемо названных подчинённых кота Бегемота (Н.И.Ежов), которые якобы пытались организовать его убийство, то есть Г.Г.Ягода и П.П.Буланов.

Вот и весь реестр висельников и убийц.
Другие люди, участники Бала сатаны по описаниям автора составляют весь спектр народов и профессий Советского Союза. То есть Булгаков этой метафорой  демонстрирует масштаб жертв произвола советской власти.

Очевидно, что М.А.Булгаков висельниками и убийцами от имени Маргариты иронично с сарказмом называет Воланда и его свиту.
Вот только Воланд или Сталин этого ни в романе, ни в жизни не понял.
Послесловие:
Итак, Ваши опровержения ...

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама