Произведение «НЕ СОТВОРИ СЕБЕ КУМИРА»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Баллы: 36
Читатели: 1069 +1
Дата:

НЕ СОТВОРИ СЕБЕ КУМИРА

                             После Великого Развала как-то было не до театров и даже кино. Хватало телевизора на фоне бандитских разборок и массового разворовывания промышленных и сельскохозяйственных объектов в стране. Но в конце 90-х началось в обществе какое-то оживление. Дошла эта волна и до меня.
 
                            Давно я не ходил в театр. Развал и разброд общества совместно с ценами и условиями существования создавали определенный психологически материальный барьер. Потом вроде и легче стало, но все равно не тянуло. Хотелось, но не тянуло. Так иногда хотелось послушать Макаревича, Малинина, посмеяться с Задорновым или Жванецким. Но зашел я как-то раз в Оперный, глянул на цены и ...не захотелось. А телевизор-то на что, подумал я! Так и решил. Но Филипенко я уважаю за его интеллигентность, за студенческий задор, за юмор и артистизм. И когда я увидел его на афишах драмтеатра им. Горького, дрогнуло мое сердце. Но так как сердце у меня дрогнуло не сразу, то в кассе на тот момент были билеты только по 150 и 180. А ведь были в начале и за 50 - 80 - 100 - 120.  Но были. Я взял за 150.
Людмила отказалась сразу:
                           – Что я с ума сошла за больше чем ползарплаты в театр идти! А что скажут на работе. Да и воды уже какой день нет в кране ни горячей, ни холодной. Да и воскресенье почти на исходе! Не пойду!
                            Я литра два воды подогрел, побрился, шею помыл, надел костюм праздничный, галстук красный и пошел в театр. Один.
                            Да, давно я не был в театре! Очень много молодежи двадцати пяти - сорока лет. Но все они какие-то не такие. И ходят как-то не так. И суеты много. Нет размеренности, нет уважительного спокойствия. Одеты в основном в джинс, рубашки на выпуск, свитера легкие (типа футболок) под пиджак и прочая пестротень. На ногах в основном ботинки самых разных фасонов. Я понял, что туфли сейчас не в моде. Это у мужчин. И зачем я надел галстук, да еще и костюм? Таких как я было десятка два. Женщины одеты почти также. У некоторых иногда из-под широких ремней белели-желтели животы и спины. Цацек на грудях и шеях мало. Почти не видно. Ощущение такое, что как бы никто в театр и не собирался, а просто шли мимо и зашли просто так (от 50 до 180) послушать, чем там Филипенко посмешит. Это все я созерцаю из ложи бенуара (так непривычно выговаривать).
                             Все, все. Началось! Сначала Филипенко читал Зощенко. Его короткие рассказы. Они как бы переносили нас в ту эпоху почти вековой давности. Эпоху наполненной той жизнью, разными несуразностями и соответствующим тому времени юмором. Было интересно, так как юмор Зощенко мягкий, щадящий и точный. Потом что-то от Акунина и затем чей-то гибрид событий 20 и 21 веков, где герои на стыке веков по воле божьей или просто по желанию автора меняются местами с соответствующими событиями. И вроде бы и смешно было видеть Вована с растопыренными пальцами среди дворянского сословия, или какого-то статского дворянина Константина среди новых русских 21 века. Все бы ничего, если бы не их разговоры. Ну никак не ожидал я, что такой классик российской сцены опустится до такого репертуара в угоду «вованов» ради кассовых сборов. Просто коробило, когда «Вован» среди дам и джентльменов конца 19 века с определенными понятиями о чести или дворянин Константин среди «вованов» без всяких понятий о ней и живущие по «понятиям» изощрялись на зонально – тусовочном жаргоне, выкрикивая иногда «сука», «мочалка», «перепихнемся» и др. Конечно в зале был не смех. Это был гогот на уровне «гы-гы-гы». Зал ревел, потеряв всякую интеллигентность, с которой он садился в кресла.
                              И что странно. Пока был Зощенко, зал внимательно слушал и интеллигентно откликался человеческим смехом и «гы-гы» практически не звучало. Бывало изредка выплеснется на нормальном фоне кто-то баритоном или сопрано «гы-гы» и все. Но стоило только перейти на «современный язык» и пошло. Ну, кривляется Петросян или Шифрин на сцене, ладно. Жанр у них такой и судьба такая. Но Филипенко!
                              Все антракт! Опять сверху рассматриваю зал. Интересно! Играют мобилки, разговорный шум, разглядывание друг друга и буфет. Так как было тепло, многие вышли на проспект дышать. Царит общее оживление – все вроде довольны. И чего это я так настроился и не так воспринимаю современный юмор. Надо перестроится. Все даю установку! И вовремя, так как прозвенел звонок.
                              Пока все повторяется. Зощенко. Тишина. Смех. Уже не Зощенко, кто-то другой. Тишина. Смех. Но вот идет рассказ о своей юности, когда Филипенко на саксе с «козлом» играли в 60-х, жалобы на несвободу, на сложную судьбу (это я слышал уже не раз), но когда он начал воспоминания о каком-то друге саксофонисте «нищим» зачатом на нарах в условиях несвободы и когда танцевали только польки и разные паде…, а музыка громко играла только на похоронах членов политбюро, то стало тошно. При этом он старался использовать соответствующий жаргон, инициирующий ржанье.
                              Да, он чувствовал зал! Конечно, в угоду этому можно опоносить и свою юность и свое прошлое, которое если почитать его биографию не такое уж и мрачное было. Естественно, что у каждого автора есть написанное что-то для себя, для друга или друзей, а то и шутки ради по какому-либо случаю. Но это не значит, что все можно тащить на большую сцену. Когда-то Довлатов описал случай, произошедший с Горбачевым, когда он после спектакля поздравлял артистов и в восторге восклицал «пирдуха», «пирдуха» (пир духа), пожимая каждому руку, что якобы вызывало скрытое недоумение окружающих.  Может и было что-то подобное и после авторской обработки и получилось что-то анекдотичное. Но неужели это надо было выдергивать в свой репертуар? Но зато как все надрывались! Как ржали! В этот момент прошел бы любой мат на ура! Иногда проходит. Туда и идем.
                              Я сразу вспомнил снова Петросяна с его «кибениматикой» и выступление Арканова на 50-летнем юбилее Инина «Ах, у Инина слог такой ясный, ах, у Инина все так прекрасно!» или он же на 10-летии радио «Эхо Москвы» выступил «Эху я посвящаю…», а за ним хор актёров кино потом вторил «Эху есть что сказать, Эху есть чем звучать...». Да, сейчас многое уже говорится хором, что раньше говорилось среди двоих-троих с оглядкой что-то типа «понимаешь, выходит он и объявляет: исполняет хор мальчиков и Бунчиков» потом хи-хи и взгляды по сторонам.
Одно дело «тогдашняя» несвобода и другое дело сегодняшняя демократия. Но зачем здесь «Кремлевские куранты» Довлатова. На зоне, где Ленина, Дзержинского, и других играют уголовники-рецидивисты. Кривляясь и путая авторский текст с «зональным», они конечно вызывают смех. Также можно поглумиться и над Шекспиром. Но где Шекспир, а где Филипенко! Да и язык Шекспира не всякий в зале поймет. Тем более пытаясь вызвать смех в Его трагедии можно и надорваться. 
                               Не у каждого народа были Линкольны и Мао! Но Трумэны, Маккарти и Буши были, как были Кравчуки и Кучмы. Но практически никто и нигде так яростно и со смаком не плюет в свою историю как мы славяне. Это надо же Хмельницкого назвать чуть ли не врагом народа за то, что он присоединился к России. Где те тираны прошлых веков? Калигулы, Нероны – это история. В португальских колониях Африки аборигены сохранили все меднобронзовые королевские величества прошлых веков веселого рабовладельчества. Для них они память! А нам лишь бы поржать утробно, да с матерком!
                                В одном рассказе Зощенко (30-е годы) рассказывается, как по российским городам гастролировали артисты трансформаторы. Они на мгновение появлялись на сцене и уходили, мгновенно переодевались и вновь появлялись в разных обличиях и формах, чем вызывали бурный восторг зрителей. Что они исполняли, пели, говорили, не имело значения. Главное в кого и как быстро они перевоплощались. Таков был тогда зритель. Что хотел, то и имел!                                             Сейчас тоже век трансформаторов. Смотрите, как зачах наш балет и опера, да и драматические театры тоже не очень процветают. Все они живут за счет трансформаторов. Таков век, таков зритель.  Да, зрителя Украины (России) умом не понять, раз он вместе с юмором, как сказал Жванецкий, ниже пояса! 
 
            Прошло с тех времен всего-то лет 15-20, а вроде ничего не изменилось. Правда, трансформаторы прошлого постарели или вымерли. «Камеди Клабы» захлебнулись в пошлом юморе и сгорели. Гастролеры из новых приелись, а некоторые стали не въездные по «политическим» мотивам. Даже смешно как-то: ну, какие у них могут быть мотивы, кроме «бабки» любой ценой и где угодно? Если даже такая «культурная кучка» как Примадонна, готова на все и везде. О Джигурде, Маме-Лошади, и Королевой можно и не вспоминать. Но где же вы, Голоса России, Украины и Белоруссии? Не слыхать. Просмотрев новогодние концерты можно подумать, что все они заморозились холодом корпоративных интересов.
Я не замечал, чтобы в оперный театр или драматические русско-украинские театры толпился народ у касс. Поэтому сдают они свои территории в аренду под выставки-продажи одежды, кондитерские, разные другие магазинчики, чтобы хоть как-то получить доход и удержаться на плаву. Не удивительно, что сейчас в театрах температура в пределах 10-15 градусов и в зале сидят в пальто. Прохладно, однако. В общем государству не до культуры. Вот отчитались недавно: сколько улиц, поселков, городов переименовали, сколько памятников завалили, сколько, где каких школ осталось, и где какая «мова» живет. А ведь это какие деньги! Так что уж не до драмы нам и не до балета. И похоже, что вся наша жизнь – сплошная драма и балет. У кого как!
Послесловие:
                         Для любителей статистики от искусства.
                         В рамках Закона о декоммунизации, решение о переименовании  АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА РУССКОЙ ДРАМЫ  им. Горького (основан в 1927 г) было принято 2 декабря 2016 года на сессии Днепропетровского областного совета на название Днепровский театр ДРАМЫ и КОМЕДИИ. Ну, и шо? Переименовали! Это же не трагедия. Театр их не играет! 

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     21:50 17.05.2017 (1)
Всё верно, Виктор. Но "камеди клаб" никуда не девался, пошлит вовсю. К ним ещё оторвы-"вумен"
присоединились. Словом, "всё хорошо, прекрасная маркиза..."
     05:52 18.05.2017
Но мы -то на них не ходим.  Пусть мучаются. Зайдите лучше на "Холодную ночевку..." Там хоть отдохнете. 
     21:12 04.05.2017 (1)
Вить, была у нас проверка неделю назад. И  один " проверяющий" спросил у меня, на какой улице живу.
Я ответила: - На улице Ильи Кулика. 
- Как? Её еще не переименовали?
-А с какой стати? Это же херсонский подпольщик! Герой Советского Союза!
-Вот именно, Советского Союза.
И тут "Остапа (т.е. меня) понесло".
За его спиной мне  показывали : молчи... Короче, "терпеть ненавижу " таких двуличных, как говорят: -Заставь Богу молиться...
Идиоты. 
     21:20 04.05.2017 (1)
Ну, чего ты, Света! На идиотов нервы тратишь. Им что говори, что не говори - майданутые шизики. Рад тебя видеть. Виктор.
     21:27 04.05.2017 (1)
Как  же не тратить? Всё  "с молчаливого согласия" начинается. Да и перед ветеранами - дедушками покойными стыдно.
Они -то такому морду уже никогда не начистят, к сожалению...
     21:37 04.05.2017
Отвечать надо, но только этих хероев часто на повтор заносит, на бесконечность.  
     09:24 03.04.2017 (1)
Мне понятна горечь автора статьи. Вы совершенно правы, ибо Ваши ожидания были опошлены.
Но необходимо понимать, что во все времена  искусство делилось на массовое и элитарное.
 Народ пел частушки и плясал "Барыню", а элита слушала оперу и смотрела балет.
Народ тешился лубком с Бовой-королевичем, а элита наслаждалась  полотнами Тициана и т.д.
На ярмарках  "представляли" в балаганах, а господа ходили в театры.
 Ничего не поделаешь, так было всегда и так будет всегда.
 Если вам "не повезло" и Вы не разделяете вкусы толпы, то не нужно  ходить на массовые представления.
 Большевики попытались сделать элитарное искусство массовым. Т.е. по радио звучали оперные арии, симфоническая музыка.
Театры были храмами искусства без матерной пошлости и что? Прижилось? Нет.  Как только упали соломенные стены комунячьего режима
народ с гиканьем рванулся к блатному шансону и мату со сцены.
Кто сейчас самый богатый певец в России?  Лепс? Стас Михайлов?  Вот это и есть то, что называют поп-культурой.
 Правильно это или нет? На мой взгляд правильно. Человек имеет право наслаждаться Ваенгой и "Камеди клабом". Или посещать маленькие
залы, где выступают  артисты с программами классических произведений.
 Возможность ВЫБОРА - важнейшее завоевание человечества.
 Мне так кажется.
     10:02 03.04.2017 (1)
Все вы говорите правильно. Только, к сожалению, выбора практически нет, а когда он появляется, то слишком большая у него цена. Такие времена. Вот и ищем тогда культуру в Инете. 
     10:27 03.04.2017 (1)
Да уж куда больше выбора сейчас? У меня постоянно звучит моя любимая классическая музыка! Так я еще и копаюсь, как курица в навозе: сравниваю исполнение одного произведения разными исполнителями! )))
 Кино, театральные спектакли, сколько всего можно найти совершенно бесплатно? А литература?  А художники? У меня был сайт: на нем собраны почти все классики, нажимаешь на имя и получаешь ВСЕ ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ! Любуйся до посинения! )))
 Даже путешествовать меня сейчас не тянет, могу увидеть всё лучшее из своего кресла у компа! ))
Не жизнь, а рай!
     11:06 03.04.2017 (1)
Согласен. Тем и живем. До рая далеко, но все равно ОК-ОК-ОК!!! Удачи Вам в борьбе с "разночинцами".
     12:28 03.04.2017
     22:51 07.03.2017
Справедливо, а оттого грустно. Что остаётся? Слушать хорошую музыку, наслаждаться природой, читать классику и...
писать. Когда вижу (слышу) низкопробное, просто выключаю или ухожу из зала (бывало не раз).
К сожалению, репертуары театров теперешних(или подача материала) многих серьёзных людей не устраивает, и они стали
редко ходить, а то и вовсе не ходят. Я знаю таких немало, которые были завзятыми театралами, а теперь не ходят в театры...
     18:42 25.02.2017
Круто и справедливо! Но думаю и мы сами были немного виноваты, ещё до того, когда смеялись над некими шуточками записных юмористов и над анекдотами. Смеялись не со зла, поскольку проскальзывала сермяжная правда бытия.  И тихо-мирно скатывались к плинтусу. Потому сейчас хоть ТВ не включай, такой пошлостью несёт. И если кто и проскочит в тот бомонд, невольно включается в круговерть - есть хоцца. Лишились руководящей линии, а сами не сумели. 
Но я надеюсь, что постепенно изменения произойдут - не будут люди ходить на такие спектакли, может и подумают. А переименования - это из той же лужи. Злобы много, а ума нет.
     19:56 19.02.2017 (1)
Виктор! А в каком городе Вы ходили в оперный?
У нас в Большом... самый дешевый билет стоил сто баксов в те времена.
Да и сейчас не 150 рублей.
     20:53 19.02.2017 (1)
Я был в академическом театре русской драмы им Горького в Днепре. В теперь переименованном. И что вас только этот вопрос и мучил? Я понял, что вы не до конца прочли, раз задали такой вопрос. Да и по комментариям можно было сориентироваться.  А у вас Большой - это где? Там еще топят?
     21:20 19.02.2017 (1)
Да, я только что пришла читать и задала вопрос. Сейчас продолжу. Большой театр - один на всю Россию.
Наверное, Вы были в моём любимом Днепропетровске?  Жила там, потом училась в Харькове.
Днепр я не знаю и знать не хочу - во мне 50% укрокрови - бандеровские переименования не признаю.
Зачем мне ориентироваться по чужим рецензиям, я их не читаю - пишу свои.
     23:03 19.02.2017
Понимаете , я писал не для обсуждения вопроса о переименовании и стирании русского из названия театра. Это только часть вопроса и она стоит как информационная добавка для оценки ситуации в культуре нации (ях). Или у вас все намного лучше, но по новогодним шоу этого не скажешь. А Большой он просто большой для Москвы и России, а каковы дела в региональных театрах. Понятно, что там русский не запрещают. У нас его снимают с вывески, скоро будет закон. И все это по "желанию" жителей, артистов и не только в любимом вами Днеропетровске (Днепре). Кто-то против, а баба Яга за.  
     16:40 11.02.2017 (1)
В основном правильно, Виктор! Но нельзя же так огульно. И артисты есть и театры есть, и исполнители. К примеру, во Львовский оперный билетов не достать, Вакарчук собирает стадионы, а название театра Днепровский, или Днепропетровский - какая разница? И дедушка Горький, согласитесь заслужил. Ибо нельзя было так мимикрировать в советские времена. Кстати меня доволно таки потешила фраза одной дамы по телефону во львовском аэропорту среди ночи, когда задержали рейс на Днепропетровск: - Отправьте нас в Днепр! Так ведь и утонуть можно!!!
     17:34 11.02.2017 (1)
Но зачем выбрасывать "русский театр драмы", если ВАС напрягает Буревестник. А теперь что по новому языковому закону, этот театр загрузить укропрграммой на все 100?  ВАкарчук у себя дома и там же его Крыша. У ВАС все ОК, а у нас краска сыпется со стен и потолка и сидим в пальто. Наверное, в разных мы странах. Я украинец, но мне противно, когда топчут других. Давайте тогда выбросим из названий отношение к национальностям. Пусть будут просто театры? не рус, не укр, не тат, не венг. Вижу , понравились вам переименования. Ну, раз деньги есть, то можно.
     17:43 11.02.2017 (1)
Да дело не в названиях и переименованиях и в нац. принадлежности - дело в сути! Либо верю, либо не верю! Кажется, так говорил Станистлавский?
     18:02 11.02.2017 (1)
Понял. Мы не верим. А вы верите и валите и переименовываете и запрещаете. Флаг вам в руки. Нет, не флаг, а факел. Вы уже привыкли к нему. Ладно, подождем поляков, венгров, румын, должны же прийти. 
     18:30 11.02.2017 (1)
Ну что Вы? Стоит ли нам ругаться? Не мы же с Вами переименовывали? С факелами у нас, как и у вас с красными знаменами, ходят экзальтированные отморозки, которые не отражают сути наций. А поляки, венгры, румыны, монголо-татары и прочие завоеватели уже приходили и уходили, не солоно хлебавши. Вот такие вот пироги, друг мой!
     19:07 11.02.2017 (1)
Да нет! Факелы стали узаконенными и традиционными. А вот сборы "других до кучи" могут спровоцировать беспорядки. Особенно на 2 и 9 мая. Да и по другим причинам. И пока большинство "власти и народа" будет хотеть "до победы на востоке", а не мира, до тех пор будет бардак и непонимание. И не будет тогда "друг мой", а все наоборот.  
     19:43 11.02.2017 (1)
ВЫ забыли про Одессу ! Про остальное вы тоже не помните. 
     20:04 11.02.2017
А что Одесса? Все от глупости тогдашних властей, допустивших проведение футбольного матча в такое время, о от провокационного поведения руководства местной милиции, которое дало драла в полном составе непосредственно после событий.
     21:39 05.02.2017
Виктор, Я вам отвечу, как человек, некоторое время, прослуживший в театре. Своими ушами слышала, как гл.режиссер сказал молоденькой актрисе на репетиции, когда она строптивилась  выполнять, простите, какие-то эротические па в танце: "Актер на сцене должен отдаваться зрителю!" Вот так, простите и было сказано! 
Виктор, вы знаете, к сожалению, сейчас складывается тенденция, что не учреждения культуры несут культуру в массы, а наоборот, как бы масс диктую свои правила учреждениям культуры. Они вынуждены выживать. И их выживают. Вот такая грустная игра слов в нашей жизни...
Спасибо вам. Вы все верно подметили...
     20:52 05.02.2017 (1)
Да, он чувствовал зал! Конечно, в угоду этому можно опоносить и свою юность и свое прошлое, которое если почитать его биографию не такое уж и мрачное было..

Но где же вы, Голоса России, Украины и Белоруссии? Не слыхать. Просмотрев новогодние концерты можно подумать, что все они заморозились холодом корпоративных интересов.

Да а уж...Ради денег мать родную и опозорят, и продадут!
     20:56 05.02.2017
Спасибо за понимание!
     21:02 03.02.2017 (1)
Да, Виктор, верно подмечено . Приоритеты поменялись...увы, не в лучшую сторону.
     22:15 03.02.2017 (1)
1
Ну, у Вас-то поменялись! Может, Вам повезет.  
     14:27 04.02.2017
Надеемся. очень хоЦЦа...
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама