Произведение «Одиночество»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Оценка: 4.7
Баллы: 23
Читатели: 447 +1
Дата:
Предисловие:

Одиночество

Случилось на деревне  несчастье, сгорел  у Егора  Ивановича  дом, доставшийся  ему  в наследство от  родителей.
Сам Егор,   окончив школу  семилетку,  ушел пытать  счастье в областной  центр.  Добыл отец справку в сельсовете, без  которой  устроиться  в городе, в те годы было невозможно.

Без  отрыва от производства Егор окончил среднюю школу и поступил  в  институт. Отучившись,  остался работать в городе.
Женился  поздно, детей не нажил. Оправдывался  тем, что  не  желает  плодить нищету. Хотя, квартира у Егорушки забита коврами  и хрусталём.  
Незаметно  подкралась  старость.  После смерти жены в городе жить  не хотелось. Закрыл   квартиру и переехал в родительский дом.

Отец  Егора, комбедовец   коммунист, твёрдо  верил в коммунизм и светлое будущее.  Брать из  лесу деревья на строительство дома, как все остальные  жители  деревни, не желал и всячески  мешал это делать  другим. Считая это  воровством, хотя  лес от Бога и издревле  принадлежит  всем людям.

Так и осталась    избёнка  не перестроенной!  Как гнойный прыщ  выделялась в деревне хата Цвиркуновых, построенная до  революции, неведомо кем и доставшаяся  Ивану Цвиркунову от  раскулаченного крестьянина.

 Некогда  Ивану перестраиваться. Работал  он в колхозе  объездчиком, гонял голодную детвору  с колхозных полей. Нещадно  сёк  кнутом, за  поднятые  с земли  колоски.  Сёк с такой  силой, что рубашонки  на детских  спинах  лопались!

      - Зерно даже  упавшее на землю принадлежит народной  власти и не вам нищим оглоедам, жрать  его! - Любил приговаривать Иван Цвиркунов, полосуя детские  спины  кнутом  из сыромятной  кожи. Бил безжалостно, бил  до  крови!

- Это я жалеючи с детишками  обхожусь, в других  местах  за три колоска под  расстрел  подводят! - Тяжело  вздыхая, жаловался Иван  активистам в правлении.

От сытого коня, объездчика Ивана, убежать невозможно, но   дети послевоенных  лет,  делали набеги  на поля. Чувство  голода  пересиливало страх, пересиливало боль.

В школе измождённые, голодные дети рядовых колхозников, глотая  слюни,  смотрели как сын  Цвиркуновых, Егорушка, на перемене ест кусок хлеба, толсто  смазанный коровьим  маслом.

И  масло, и муку Иван получал с колхозной  кладовой, как  особо полезный  работник. Остальные, кроме управленцев,  трудились за  палочку в ведомости.
Прожив во, вросшей  в землю, избёнке  и не сумев привести её, как остальной  народ, в  надлежащее  состояние, чета  Цвиркуновых  ушла  в мир иной.

Оставив    Егору,  полусгнившую развалюху, именуемую домом.
Городской, пенсионер, крепкий  мужик, ходил  по деревенской  улице с шахматной  доской  под  мышкой,  в поисках напарника для отдыха.

Это   очень  трудная, почти невыполнимая задача, ибо деревенские  мужики, отдыхают  иначе.
Егор  Иванович, так отдыхать не умел,  у него нет  отрицательных привычек, он  строг к себе и  к людям, не курит и не любит пьянства.

Считая, что ему вполне  хватает пенсии, усадьбу не распахивал и на земле  не работал, пахотная земля  заросла бурьяном.
Дважды  в неделю выезжал  в город, благо дорога бесплатная. Ездил за  продуктами и проверял квартиру. Двухкомнатные хоромы,  в центре города, он получил от завода и как все люди  с достатком, приватизировал.  
 
Егор Иваныч на  просьбы деревенских знакомых: пустить на  квартиру, обучающегося  в городе ребёнка, отвечал  категорическим  отказом:
- У меня  мебель новая, могут  испортить!-

В родительскую хату,  дальше  крыльца людей не пускал, хотя  сам  ходил  к соседям без спроса и незвано.
Но деревня есть деревня, как говориться  шила  в мешке не утаишь. Выяснили бабы, расспросили фельдшерицу, заходившую к   Егору делать уколы.

- В хате  у Егора не прибиралось  со времени похорон   родителей, и сам он не каждый день  умывается, а зубы  вообще  не чистит, воняет у него из рта. -

Сообщила женщинам фельдшерица, Любовь  Петровна.

      Потеряли вдовицы интерес к новоприбывшему жениху.  
Ходил Егорушка по деревне с шахматной доской, как неприкаянный,   изредка находя  напарника, из  приезжих переселенцев.

Свои  мужики, ровесники, с кем он рос  и учился в школе,  играть в шахматы умеют, но с Егором не хотят.
Не ушли из    памяти детские обиды. Сытая  морда Егорушки, вызывала  давно забытое  чувство голода!

Занятый  у нас на селе народ.  Усадьба  заботы  требует, некогда  мужикам в шахматы играть. А появилась  свободная  минутка, тогда  можно в карты перекинуться и самогоночки хлебнуть.

Сгорела у Егора хата!  Писал  заявление, что   подожгли его завистники!

 Хотя причина пожара   видна  всем. Не обкосил лентяй, бурьян  вокруг дома,  пришел  к нему весною, огонь  по сухой траве!
Выжигают люди на  межах и покосах, прошлогоднюю траву, дабы косу не портить о бодылья, хотя  это строго  запрещено пожарниками. Того, кто  траву  поджег, поди, найди! Каждый  мог  это  сделать.  Оберегают   люди  усадьбу  от  огня, обкашива  бурьян.

Остался Егор без родительского наследства. Но  в город не вернулся, говорил: тяжелый  в городе воздух и вода  плохая, хлоркой воняет.
Купил  у Степана  Полютина   старинный домик, только   ухоженный и уютный, не сравнить с  избёнкой  Цвиркуновых.

Купил  вполовину  ниже  цены. Уступил  Степан, считая, что грех наживаться на людском  горе. Но,  при встрече  с соседями Егорушка  жаловался:   заломил  Степан цену несоразмерную.

Как-то, собрался Егор в город. Сельчане в рейсовом  автобусе ехали, кто на рынок, кто по делам.
Сосед и  поинтересовались у Егора:
-  Что собираешься делать с участком, на котором стоял  сгоревший дом  родителя? 
-  Продам, как только найдётся  покупатель.-
-  Сколько  вы хотите  получить  за  ваше  пепелище, Егор Иваныч?
Вежливо  поинтересовался кто-то из  пассажиров.
-  За  пятьдесят  тысяч отдам!- Громко, что бы  слышали все, произнёс Егор.

        Больше половины пассажиров автобуса, услышав цену,  рассмеялись. Егор  Иванович возмутился:
- Что такого  смешного  я сказал, у меня  там,  на сарае шифер  новый  положен. 
Егор Иванович не заметил, что  сказал несуразность

- Значит дом  Степана, в который ты  вошел, живёшь в тепле и уюте, за  сорок тысяч дорого! А за  своё пепелище и сгоревший шифер, ты  просишь пятьдесят и это,  по-твоему, нормально!?

 Спросил удивлённо сосед.

- Сейчас рынок! Моё пепелище и цена  моя, сколько хочу, столько и прошу, кому  надо, тот купит.-  

Огрызнулся на  соседа Егор  Иванович. Не думая о том, что он одинокий  человек и ближе  соседей у него нет  никого.
Как у нас  определяется  одиночество? Человек  одинок не тогда, когда  ему,   стакана  с водой  некому подать.

- Одиночество - это, когда из  морга,  тело  не забирают. - Говорит народная мудрость
 Ушел из жизни Егор Иванович.
- Умер от безделья! - Поставили   диагноз острые на язык, мудрые бабы.

Соседи взяли на себя заботы о  почившем пенсионере, в складчину проводили земляка в последний путь. Дом  в деревне отошел сельсовету, квартира в городе, вместе с   мебелью, досталась неведомо  кому.
Вскоре неухоженная могила Егора, так же  как и могилка его родителей, затеряется среди  подобных холмиков.
Уйдёт  из  памяти сельчан, семья борца за  счастливое  будущее всех людей.
Усохла  ветвь комбедовца, коммуниста Ивана Цвиркунова.
Оказалась ненужной на  общем древе жизни!
Послесловие:

Реклама
Обсуждение
     12:43 29.04.2017 (1)
Поучительная история. Заставляет задуматься о месте человека в этом мире. Два поколения жизнь прожили, а памяти доброй по себе не оставили. И даже вещественное доказательство их бытия и то Провидение развеяло по ветру. Сгорел дом Цвиркуновых. И кирпичика после него не осталось. Впрочем, как и памяти народной. Что, как говорится, наробили, то и едят.
     17:40 29.04.2017
1
Спасибо, за  мудрый комментарий, Анна. А  сколько  их  таких вот  Цвиркуновых, жизнь доживают в злобе  и  унынии.
И  проклинают  тех,  кто  отобрал  у них  возможность,  творить  обиды тем,  кто  рядом  с ними, себя  считая  честным  человеком.
     16:21 03.04.2017 (1)
Память народная-это все, человека по делам ценят!
Поэтому была рада логической и справедливой концовке-концу рода вертухаев.
С другой стороны, он не пил и не курил, причина смерти не указана.
Заметно, что в основе лежит реальная stori-частица нашей общей истории.
И любви у него не было захватывающей-серый человечек.
Успехов,Валентин Иванович!
     16:31 03.04.2017
Спасибо большое, Ольга. Вы правы. человек  ценен добрыми делами,  которые откладываются  в памяти людей.
     21:08 14.02.2017 (1)
пасип за сказку!
Иначе сказать не могу: коли эту повесть обозначить "былью", становится страшно!
Так что - пусть будет сказка!
     21:39 14.02.2017
Быль это  Саня,  быль и  на  моих  глазах  Егорушка  этот  мир  покинул. Правда  папеньку их я не застал.
     17:57 14.02.2017 (1)
1
Каждый человек делает( создает) свою жизнь- САМ!
     19:18 14.02.2017
Согласен с  вами Екатерина,  и ни  кто бы  ему  не  помог.
     21:43 12.02.2017 (1)
3
Он был бесполезным человеком. Сам не ам, и другому не дам! Хорошо, что таких людей мало.
     01:25 14.02.2017 (1)
1
Но,  они  были,  я  читал  рассказ, жаль  автора не помню,  как  объездчик было забил насмерть  учительницу,  которая повела  первоклашек посмотреть  на  колхозные  поля. И он  никак не  мог  понять, за что  его  судят?
Ведь он оберегал колхозное.
     07:07 14.02.2017 (1)
1
Честно говоря, я тоже слышала историю, как колхозники картошку выбирали из земли, а по краям поля ходили охранники с ружьями . В те годы жизнь человеческая ничего не стоила.
И еще я слышала одну историю, немного из другой оперы: учительница младших классов, видимо такая же, как Егор, повела свой класс смотреть на пленных немцев. После войны уже. И когда дети увидели грязных, оборванных людей, сбившихся в кучку, они расплакались и кинулись отдавать пленным немцам кусочки еды, которые были у них в портфелях. Это рассказывала о своем детстве актриса Любовь Соколова. Чего хотела добиться учительница непонятно, может она думала, что ученики будут в немцев кидать камнями? Но дети оказались гораздо лучше ее!
 
     13:54 14.02.2017
Учительница была  из  Азии. Детишки  из  средней  азии закидывали  камнями  и  натравливали  собак,  на  одиноко бредущего  путника. У каждого  народа  свой менталитет.  У  Русских  принято жалеть нищих,  калек  и побежденных
Реклама