«Я хочу рассказать тебе одну историю, малыш…» - дедушка слегка улыбнулся, а его глаза, некогда цветущие, а ныне серые, вновь, пускай и на мгновение, обрели луч жизни. Тот луч, что дарит дитя своим родителям, когда оно достигает в детстве значимых успехов; или больной, который вот-вот перешагнет черту жизни, по непонятным никому причинам, по вмешательству некой великой сущности, вновь обретает жизнь, получает второй шанс.
Вот и мой дедушка. На его лице блеснула легкая, едва заметная улыбка. Одна рука едва дернулась и в то же мгновение потянулась к моей. Я не стал дожидаться и взял его руку. Теплую. Руку, которая некогда с легкостью поднимала немыслимые мне тяжести и которая когда-то давно так нежно трепала мою голову.
«Слушай… внимательно. Это история, которую я никому не говорил. Которую услышишь только ты.» - по его щекам покатились чистые, словно вода горного ручья в солнечный день, слезы. Но это были слезы не боли или обиды, не страха или переживаний. Это были слезы давно минувших воспоминаний.
Дедушка понял, он всё понимает. Не видя, не слыша, он чувствует и знает. Улыбка стала заметнее и он начал свой рассказ.
Ты же знаешь, мой дорогой, что люди не всегда одинаковые? Одни в детстве добрые, но познав предательство, ложь, обман, боль… становятся злыми. А другие? Другие совсем наоборот. Яркий тому пример сейчас лежит перед тобой, дожидаясь смерти и проживая свой последний час.
Когда-то давно, в детстве, когда я еще не умел считать, я был довольно жестоким мальчишкой. Моим любимым развлечением было издевательство над мошками. Отрывая крылья мухам, я с радостью наблюдал, как они мучаются, бегают по столу. Представлял, как они стонут в агонии и умирают в ужасающих муках. Не любил я и самых верных друзей человеческих – собак. Ударить один – два раза маленькую беззащитную собачку – лучшее, чем все заканчивалось. Худшее? Тебе лучше не знать.
Я рос, как и моя злоба. Но став постарше я переключился на людей. Я понял: «звери мне ничего не сделали и не сделают, они глупы; а вот люди другой разговор: они предают, убивают, воруют… так чем я хуже? Лучше я первый получу свое, чем кто-то заберет мое!» Так я и думал. Эта мысль жила со мной еще несколько лет. До того самого дня. До того дня, когда я прекратил наживаться на других, портить жизнь людям ради собственной выгоды.
То утро было обычным. В моей голове уже были планы на этот день. Планы, как преумножить свое скудное богатство. Но в тот день всё переменилось. Именно в тот день мой жестокий мир был разрушен: зло в моей душе было повержено, и на место его пришла доброта.
Тогда, выйдя на улицу, я думал лишь об одном. О деле. Я не замечал людей. Шел по улице, словно она пустая. Натыкаясь на прохожих, я думал и говорил одно: «Смотри, куда идешь!» А ведь это только я не смотрел на дорогу. Подойдя к перекрестку меня остановил невидимый враг – голод.
«Черт. А ведь я не ел со вчерашнего вечера!» - быстрая, словно пуля, мысль пронеслась у меня в голове.
Посмотрев по сторонам я увидел милую девушку, которая стояла у стены здания, а возле ног стоял небольшой ящик с яблоками. Вид у них был не очень, но другого выбора не было, и я пошел к ней.
Окинув взглядом ассортимент, я увидел, что многие яблоки гниют, часть побита, а часть выглядит просто отвратно. «Сколько стоят яблоки?» - спросил я, одновременно нащупывая в кармане две копейки. В голове у меня не было и мысли, что эти яблоки будут стоять дороже.
«Полтора рубля.» - нежно ответила девушка, протягивая мне одно яблоко.
Возмущению моему не было предела. «Полтора рубля за это?! За то, что даже скотине не дают на корм?!» - мои крики были слышны на соседней улице, а прохожие бросали нервные взгляды в мою сторону.
«Молодой человек, пожалуйста, не стоит так нервничать. Мне просто очень нужны де…» - но я перебил ее. Не дал сказать ей, не дал закончить фразу. Начал говорить (а точнее кричать), что это цена за яблоки перебор. Особенно за такие паршивые. И мне плевать, что ей на что-то там не хватает.
«Простите меня, пожалуйста. Возьмите в качестве извинений. Бесплатно.» - она протянула мне два самых лучших яблока, которые у нее были. Я не стал возражать, забрал их и удалился по своим делам быстрым шагом, попутно поедая яблоки.
Вечером того же дня я был у друга на работе. А работал он обычным аптекарем. Бизнес маленький, доход тоже, но зато все было стабильно и честно. Он был не злым человеком, но и не был добряком, который раздает нуждающимся деньги или еду.
Во время нашей беседы в магазин зашел покупатель – та самая девушка. Мой друг задал лишь один вопрос: «Принесла?» - на что девушка отрицательно покачала головой. А друг тут же указал ей на выход, после чего девушка спокойно удалилась.
Он увидел мой вопросительный взгляд, в котором так и читалось: «Что это за дамочка и почему ты так ее встретил?»
«Это была Вика. Девушка, конечно, милая, но безработная. И мужа у нее тоже нет. Вся ее семья состоит из одной матери, которая болеет одной неприятной болезнью. Каждый день ей нужны лекарства, которые продаются у меня. Стоит они не очень дорого, но их нужно не мало. Раньше она приходила каждый день и покупал по несколько штук. Потом стала приходить лишь раз в неделю. А однажды заявила, мол, дать ей в долг, а она потом вернет. Ну, подумал и дал ей. Причем не один раз, вот и накопился небольшой долг. Вчера я устал от этого и заявил, что больше ничего бесплатно давать ей не буду. Что если ей надо, то пусть приносит деньги, а не обещания. А сегодня утром видела, как она яблоки в одном из дворов собирает. Яблоки, к слову, очень уж противные на вид были…»
«А какой долг?» - внезапно для себя и для него спросил я, прервав рассказ.
«Долг? А. Да не большой! Рубль шестьдесят.»
В этот момент у меня в голове всплыли воспоминания о моем сегодняшнем утре. О том, что она отдала лучшие яблоки мне бесплатно. А себе оставила гнилые; те, которые и за пятьдесят копеек за ящик трудно продать. Как ошпаренный я выбежал из аптеки. Только чудо помогло мне разглядеть ее в толпе. Только чудо.
В этот момент я понял: если гнаться за богатством, то можно пропустить настоящее сокровище. Я вручил ей два рубля и извинился. После этого наша жизнь изменилась. Именно в тот момент я понял: добро есть во всех, но не всякий может его увидеть и лишь редкий человек может его дарить. Она стала моим редким сокровищем, а позже… матерью твоего отца...
На этом дедушка остановился. На улице сеяла улыбка. На глазах были те самые слезы. А в глазах была жизнь.
| Помогли сайту Реклама Праздники |
добро есть во всех, но не всякий может его увидеть и лишь редкий человек может его дарить.
Какие слова! Золотые. Спасибо за поучительный, интересный рассказ, Дэвид.