Дэвид, добрый день!
Хороший, добрый, поучительный текст для детей (возможно, и для взрослых).
С точки зрения сюжета незамысловатый, с точки зрения построения образа – также.
А все это потому, что текст это в жанровом определении не чисто повесть. Он напоминает сказку. Композиционно совершенно четко выделяются: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, постпозиция – типичные составляющие повести. Но эти части сопровождаются «сказочным» атрибутом (на содержательном, лексическом, стилистическом уровне). Разберем подробнее:
1. Экспозиция.
В сказке: «В некотором царстве, в некотором государстве»
В тексте: «Когда-то давно, в детстве, когда я еще не умел считать, я был довольно жестоким мальчишкой. Моим любимым развлечением было издевательство над мошками.»
Экспозиция СТИЛИСТИЧЕСКИ повторяет сказку. А дедушка напоминает баяна, который вводит в сказочный мир («Я хочу рассказать тебе одну историю, малыш…» - дедушка слегка улыбнулся, а его глаза, некогда цветущие, а ныне серые, вновь, пускай и на мгновение, обрели луч жизни.»)
2. Завязка
В сказке: встреча с каким-либо препятствием, врагом.
В тексте: «Тогда, выйдя на улицу, я думал лишь об одном. О деле. Я не замечал людей. Шел по улице, словно она пустая. Натыкаясь на прохожих, я думал и говорил одно: «Смотри, куда идешь!» А ведь это только я не смотрел на дорогу. Подойдя к перекрестку меня остановил невидимый враг – голод. » Интересно заметить, что в тексте называемый враг (голод) выступает в качестве волшебного помощника, который помогает герою бороться со сверхврагом – злостью, чёрствостью. Девушка Вика также становится волшебным помощником для преодоления главным героем самого себя. СОДЕРЖАТЕЛЬНО перекликается со сказкой.
3. Кульминация – чудесное перерождение злости героя в сопереживание («В этот момент у меня в голове всплыли воспоминания о моем сегодняшнем утре. О том, что она отдала лучшие яблоки мне бесплатно. А себе оставила гнилые; те, которые и за пятьдесят копеек за ящик трудно продать. Как ошпаренный я выбежал из аптеки. Только чудо помогло мне разглядеть ее в толпе. Только чудо.»)
Чудо (везение, случай, удача, проведение и т.д.) не только помогло разглядеть в толпе девушку, оно включается до встречи с Викой в аптеке. Механизм чуда начинает действовать раньше, когда герой обращается с вопросительным взглядом к другу-аптекарю, и в этом взгляде читается не типичное для героя (злого мальчишки, который мучает слабых и негодует на сильных) неравнодушие к другому («Он увидел мой вопросительный взгляд, в котором так и читалось: «Что это за дамочка и почему ты так ее встретил?»). Весь дальнейший рассказ аптекаря о Вике, ее больной матери, денежных сложностях и ничтожном долге вмиг подменяет героя (заметим: который сам собирает себе капитальчик, стремится первым получить свое). Подменяет его каким-то чудесным образом, то есть все происходит по волшебству, вне типичных причинно-следственных связей.
Сходства текста со сказкой видны на лексическом уровне. Приведу все мои находки:
«Это история, которую я никому не говорил. Которую услышишь только ты»
«Когда-то давно, в детстве»
«Я рос, как и моя злоба.» (Здесь ускорение времени, которое также характерно для сказок)
«Именно в тот день мой жестокий мир был разрушен: зло в моей душе было повержено, и на место его пришла доброта»
«Она стала моим редким сокровищем, а позже… матерью твоего отца...
На этом дедушка остановился. На улице сеяла улыбка. На глазах были те самые слезы. А в глазах была жизнь.» (Доброе окончание сказки, когда спасенная девушка становится возлюбленной\невестой\женой)
Дэвид, о чем речь?!
Ваш текст – это, скорее, повесть+сказка. А упрощенность образов, лишенных сложного психологизма – это как раз ее признак.
Добрый, хороший, незамысловатый, понятный текст.
Спасибо!
| Помогли сайту Реклама Праздники |