Далёкий тысяча девятьсот шестьдесят восьмой год. Год, который стал ключевым во многих областях для СССР. Рождаемость в этом году была не самой высокой. Военное и послевоенное поколение детей не стремилось заводить своих. Самыми распространённым именем для девочек в этом году стало имя Наталья. Вот тогда-то в сложный, непредсказуемый, весёлый год земляной обезьяны родилась девочка, конечно же, Наташа, как все. Только не судьба ей была стать, как все. Хотя была судьба вплести в свою жизнь почти все события тысяча девятьсот шестьдесят восьмого.
Двадцать второго марта, в яркое весеннее равноденствие, когда наступило, наконец, новое древнеславянское лето, в госпитале забытого Богом, далёкого военного городка родилась девочка. Само рождение её уже стало уникальным, почти семьдесят сантиметров ростом и почти семь килограммов весом. Но мир встретил ребёнка агрессивно, это было уже не нормой, а в СССР любое отклонение от нормы каралось очень сильно. Ребёнку срочно начали сбавлять вес, а попросту, перестали кормить. Через месяц такой терапии вес спал, и не просто убавился, а стал катастрофически низким, всего полтора килограмма. Родители решили забрать ребёнка из больницы домой, в расписке было сказано: «Забрали домой умирать».
Но огромная тяга к жизни помогла девочке выкарабкаться, да ещё народные методы лечения бабушки – гадалки и провидицы бабы Мани. И уже к шести месяцам Наташенька бегала и выговаривала первые слова. Смерть отступила. Надолго ли? Она, смерть, у которой, можно сказать, из пасти вырвали право жить, так и осталась рядом, и неотступно ходит по пятам всю жизнь. Вся жизнь Наташеньки стала этакой игрой со смертью на выживание.
Тысяча девятьсот шестьдесят восьмой. Мистическая смерть Гагарина. В обиходе впервые появилось слово «Мистика», а дети захотели стать космонавтами. Мистика рядом с нашей героиней идёт от рождения до нынешнего времени. Мистически выздоровевшая, она, уже будучи взрослой, соберёт огромную коллекцию фотографий непознанного (привидений), а также случаев встречи с ним.
С детства девочку тянуло в небо. Все чердаки и крыши пятиэтажек были её площадками для игры. Затащив по пожарной лестнице велосипед, она с друзьями-мальчишками, гоняла по крышам, играя в салочки. Однажды, не справившись с управлением, вылетела за ограждение, повезло, велик зацепился за ограждение рулём, а хозяйка изо всех сил держась, висела вниз головой на высоте пятого этажа. Приехавшие пожарные велосипед сняли, девочки уже не было. Ловко подтянувшись, вспомним, что родилась она в год обезьяны, вылезла на крышу и по пожарной лестнице была такова. Конечно, родителей потом нашли. Ругали? Нет. Отец считал, что ребёнок должен быть сильным, ловким, смелым и уметь постоять за себя. Высота постоянно тянула Наташу, сначала это было залезание на крышу пятиэтажек по балконам, потом альпинизм, и, наконец, прыжки с парашютом. Этакая игра со смертью. Она говорила: «Я дико боюсь высоты. Но если я не сломаю этот страх, он сломает меня!» Вызов собственному страху.
С раннего детства Наташа ходила на охоту, сначала вместе с отцом, потом со старшим братом, а в восемь лет уже одна. «Лес – это вторая жизнь! Он кормит, поит, успокаивает и греет», – говорит наша героиня. Любовь к лесу она сохранила и до сих пор. Потом, годам к двадцати, эта любовь вылилась в занятие охраной природы, работу охотоведом.
Тысяча шестьдесят восьмой, полёт на Луну, зарождение авторской песни, расцвет советской поэзии, театра и кинематографа. Это тоже наложило отпечаток на жизнь нашей героини. Стихи начала писать рано, во втором классе это были стихи про любимый лес, охоту, лесную живность. В одиннадцать лет, взяв гитару, начала писать авторские песни. В школьные годы Наталья активно играла в театре, а в восьмом классе, уже ставила спектакли сама. Первая авторская постановка спектакля в девятом классе по своей сказке «Война Ивана-царевича и Бабы Яги. Всё закончилось нормально» закончилась успешно. Молодую поэтессу заметили, одни из тех, кто поддержали её были пермский писатель Николай Кинев и поэт Михаил Смородинов. Увы, общество тогда не очень жаловало писательскую братию, вспомним, что в том далёком шестьдесят восьмом люди впервые услышали слово диссидент и заклеймили его. А со словом диссидент тут же соотнесли писательскую среду. На пишущих смотрели искоса, крутили пальцем у виска и не давали двигаться вперёд. Поэтому многие писатели публиковались под псевдонимами, начинали жить двумя жизнями, боясь, чтобы его писательскую карьеру не соотнесли с реальной жизнью. Не стала исключением и наша героиня. Псевдонимы, как вторая кожа защитили её от репрессий в реальной жизни. Будучи комсоргом школы, а потом университета, сопричастность к писательскому братству ей была совсем некстати.
Авторская песня, это потом её назовут бардовской, накрыла героиню с головой. В оренбургской области группа «Дом в песках», далее в Перми «Живой родник» и «Великая Парма», были объединением авторов-песенников, поющих свои песни. Учась в университете, она стала одним из организаторов клубов самодеятельной песни, которые в конце восьмидесятых активно открывались по всему Пермскому краю.
Мечте поступить в институт кинематографии так и не суждено было сбыться. Из-за болезни опоздала на экзамены и в Москву после десятого класса так и не поехала. По настоянию родителей поступила на биологический факультет Пермского государственного университета. Ещё одной мечтой была медицина, уже после университета она воплотилась в учёбе в Свердловском (ныне Екатеринбургском) мединституте.
С детства Наталья отличалась абсолютным слухом, закончив музыкальную школу, были мечты также о музыкальном образовании, но им тоже не суждено было сбыться. Заиграв руки, о карьере музыканта-пианиста пришлось забыть. Но остался ещё один талант – рисование. Учась в девятом-десятом классе, попутно посещала занятия в художественном училище. Тогда родители посчитали занятие рисованием просто развлечением и были против дальнейшего обучения по этой специальности. Но любовь к рисованию Наталья сохранила на всю жизнь. Много картин, созданных для схем вышивки крестом, принадлежащих ей, можно сейчас найти в рунете.
И всё-таки, несмотря на таланты и образования, больше всего героиню привлекала игра со смертью, которая так и ходила за ней по пятам с рождения. Выбрав работу в военных силовых структурах, она участвовала в нескольких локальных военных конфликтах, была несколько раз ранена. Одно из ранений навсегда отобрало возможность петь. Как следствие тяжёлой контузии, сейчас потеряли чувствительность пальцы рук – тяжело играть на гитаре и почти невозможно рисовать – судорогой сводит пальцы.
С детства Наталья росла спортивной девочкой. Занималась художественной гимнастикой, получила звание кандидата в мастера спорта, но из-за высокого роста пришлось уже в одиннадцать лет уйти из гимнастики, далее легкоатлетическое многоборье, тоже кандидат в мастера, баскетбол, опять КМС, играла за пермский «Рубин», ныне «Уралгрейт». С двенадцати лет занималась, стрельбой, кунг-фу, потом радогорой, тренировала, но из-за травм позвоночника пришлось оставить спорт в прошлом.
Но весёлая, обезьянка по году рождения, Наташа не унывает. Активно занимается пропагандой народной медицины, лечит людей нетрадиционными способами, учит молодых целителей, имеющих к этому занятию определённые данные. «Учить и лечить надо бесплатно!» – вот её девиз. Также она занимается литературным творчеством. Правда так под псевдонимами и публикуется. Говорит: «Один раз прикрыв лицо, уже очень трудно снять маску, всегда страшно, что не увидев привычную личину псевдонима, народ просто не захочет читать мои изыски».
Основное занятие на сейчас у моей мамы, а вы, конечно, догадались, что это я про неё, работа на благо нашей любимой Родины, для спокойной жизни российских граждан. Пусть уже не оперативная работа, а почти круглосуточная аналитическая работа за компьютером. Кстати, вспомним, что наши любимые компьютера, самые первые, тоже начали появляться в тысяча девятьсот шестьдесят восьмом. Наверное, это судьба.
Сама себя она считает самым счастливым в мире человеком: «У меня есть трое талантливых, умных детей и Богом данный дар выразить всё в поэтическом слове». Основное её направление в поэзии – военная лирика. Вот два стихотворения, которые хочу вам предложить.
Вы летите, журавли, потише!
Над ущельем взрывы грохотали,
Разрывая смерчами песок.
А в Москве чеканили медали,
Отправляя валом на Восток.
В руки получали и посмертно
Или на подушку, коль нет рук,
Клала медсестричка милосердно,
Говорила: «Заслужил, мой друг!»
Ну, а друг от боли и печали
Плакал тем, осталось что от глаз.
Слёзы из пустых глазниц стекали,
Оставляя струйки красных трасс.
А в окне на небе тёмно-синем
Журавли, курлыча в вышине,
Словно души мальчиков, в Россию
Возвращались дружно по весне.
И подняв чуть голову повыше,
Простонал: «Без рук, без ног, без глаз...
Вы летите, журавли, потише!
Подождите, догоню я вас...»
На небе нам легко...
А помнишь, друг, как полыхал блокпост
Огромным ярко-сказочным тюльпаном.
Патронов нет. Мы встали в полный рост
С десантными ножами на душманов.
Они ползли, как тараканы, с гор
И радостно, по-своему, кричали.
Судьба свой написала приговор,
Отправив нас за речку для начала.
Одиннадцать трёхсотых на руках,
Двухсотых мы пока что не считали.
И у Христа вновь выиграл Аллах.
Ну, а в Москве чеканили медали.
Нам раненых вдвоём не унести –
Сдаваться в плен? Так лучше уж на небо!
Там говорят, и Бог простит,
Хотя никто ни разу там и не был.
Они бежали, голову сломя.
Почуяв очень скорую победу.
А замполит, с последней из гранат,
Лежал без ног, мечтал, что к дочке едет.
– Ребята, ну, прощайте – это жизнь!
Чем в плен, так лучше вместе в гости к Богу.
Подпустим их поближе. Ну, держись,
Глядишь и нашим подмогнём немного.
Ну, вот и всё, и вынута чека,
Штук сорок мы с собою прихватили.
На небе нам легко, издалека
Мы смотрим на зарытые могилы.
Ну, что ж помянем, нынче ставит Бог,
Себя и всех кто воевал когда-то.
И в феврале прекрасный есть предлог –
Вы поднимите тост за нас, ребята!
Публикуется в большом сокращении.
Миниатюра замечательная!