Фотожурналистика – особая форма журналистики, использующая фотографию в качестве основного средства выражения. Фотожурналистика отличается от родственных жанров фотографии (таких как документальная фотография, уличная фотография и фотография знаменитостей) следующими свойствами:JenaBunshi в своем «Циничном блоге жизнерадостного журналиста» пишет:
Время – снимки имеют значение в хронологическом контексте развития событий.
Объективность – ситуация предполагает, что фотографии будут честными и будут точно воспроизводить запечатленные события.
Повествовательность – снимки в сочетании с другими элементами новостей информируют и дают читателю или зрителю представление о сути событий.
Читатель, как и женщина, любит глазами. Ему похер, что написано, главное – как это оформлено. Внимание читателя привлекает именно картинка. Вот почему многие тиражные газеты плюют на всевозможные принципы верстки в угоду картинке.
А теперь, внимание! Может ли картинка стать самоцелью, иначе говоря, картинкой, имеет ли она право заслонить собой идею, главную мысль текстового материала? Категорически: нет! Фотожурналист, репортер не имеет права превращать визуальный ряд в некий иконостас, начисто забывая о том, что фото – это, все-таки, не цель, а средство. Средство, помогающее дополнить, конкретизировать и/или интерпретировать текст, функционально поддержать весь информационный пакет.
Несколько отрицательных моментов, подмеченных кем-то из Сети:
Впрочем... на фоне общего падения качества фотожурналистики (в частности, не только любители, как показала практика, выдают фотомонтажи на фотографии) народ, увы, может схавать и это. Ходят же в макдональдс – и ничего.
При этом ни такой фотограф, ни (часто) редактор (дизайнер, верстальщик) не понимают отличия снимков репортажных от иллюстрирующих.
Если бы этот материал предназначался для печатного издания, то вполне мог обойтись без нижеследующего:
Кое-что о фотожурналистике в эпоху Интернета
Если коротко, то: профессиональная фотожурналистика «выдавливается» любителями, перестает конкурировать с медиа-сферой, порождающей огромный контент после любого более-менее значимого события. Газеты и журналы с удовольствием приобретали подобные снимки и раньше, приобретают и сейчас, когда фототехника стала по-настоящему качественной. Дэн Гиллмор, известный эксперт в области гражданской журналистики, отмечает следующее:
«...любительская видеозапись убийства Кеннеди в 1963 г. была куплена за $150 тыс. (около $500 тыс. на наши деньги). В наше время, с современным развитием мобильной фототехники, такую видеозапись и фотографии сделали бы десятки тысяч человек, со всех возможных ракурсов. Это и есть апогей развития гражданской журналистики, который мы наблюдаем с развитием блогов и мобильных компьютеров в наши дни. События 11 сентября 2001 г., а также цунами в Юго-Восточной Азии, теракты в Лондоне показали, что профессионалам там делать нечего. Они не могут справиться с такой работой».
Прописные фотографические истины, или чего следует избегать
1. Снимок «на паспорт», где видны голова и плечи, как правило, мужчины средних лет в костюме.
2. Рукопожатие «в объектив», т. е. товарищи, жмущие руки, смотрят не друг на друга, как это бывает в жизни, а в фотокамеру и улыбаются.
3. Ровный строй, когда группа людей что-то такое делала, но, пока фотограф их старательно выравнивал, забыла, что́ именно, после чего и была запечатлена.
4. Горделивый обладатель кубка/мяча/картины/приза/книги держит свое сокровище в руках, а сам смотрит в камеру.
5. Важная персона, сидящая за столом в кабинете, якобы ведущая разговор по телефону/просматривающая документы, но при этом не сводящая глаз с фотографа и его камеры.
6. Указание на пустое место, когда всё уже произошло, а фотограф припозднился с приходом на место проишествия/приземление НЛО/прибытия поезда/отплытия судна.
Наше послание читателю
Итак, определяемся, что будет предметом нашей публикации. Отталкиваясь от этой «печки», начинаем «танец» с фотоиллюстрациями.
1. Абстрактная проблема.
2. Отношение к событию или проблеме.
3. Информационное интервью, когда главным является именно информация, а не то, что она предоставлена определенным человеком.
4. Материал к пресс-конференции.
В последних двух случаях особенно важно понять, что мы будем иллюстрировать. Допустим, некто Дмитрий Дмитриев проводит опрос среди девушек на тему: какой парень нашел самый удачный способ познакомиться? Следовательно, предметом публикации является способ знакомства, а не сами девушки. Соответственно, и главной иллюстрацией будет не представленный нам своеобразный кастинг участниц опроса.
Та же задача ставится и при подборе фотографий к пресс-конференции. Рассказ о проблемах или информирование читателей предполагает иллюстрацию именно предмета рассмотрения, а не размещение скучного снимка задумчивых участников, руководителей или президиума заседания/собрания/официальной встречи.
Итак, не забываем определиться: что мы хотим сказать читателю, какая мысль, ощущение у читателя должны появиться, есть ли место иронии, какой категории читателей адресован материал, кто должен быть на иллюстрации.
Классика фоторепортажа
Наверное, историческую справку следовало дать в самом начале материала, но тема эта заслуживает отдельного рассмотрения и, если кого-то заинтересует, то можно подробнее изучить.
Книгу военного фотокорреспондента «Правды» Александра Устинова «С «лейкой» и блокнотом» по праву можно назвать фотолетописью войны. На ее страницах запечатлен ратный подвиг советского народа – народа-победителя – от первого до последнего дня Великой Отечественной войны.
Борис Игнатович. «Жизнь и творчество»
Борис Игнатович известен как талантливый и многогранный фотограф, чьи работы злободневны, чье мастерство ставит фоторепортаж вровень с лучшими образцами изобразительного искусства, а найденные ракурсы и по сей день копируются в работах фотографов и художников. Увлечение фотографией начинается с малого. Весной 1923 года Борису Игнатовичу дарят карманный «Кодак», и он просит пришедшего в редакцию «Смехача» М.Зощенко немного попозировать. Уходя же вместе с Зощенко с работы, Игнатович делает свой первый репортажный кадр – снимает писателя-сатирика, покупающим яблоки. Не на шутку увлекшись фотосъемкой, молодой художник приходит к пониманию неразрывной связи технической и творческой составляющих фотографии. Он изучает технику съемки, свойства оптики, познает секреты обработки фотоматериалов, что мгновенно дает результат. На всех фотографиях Бориса Игнатовича видно виртуозное мастерство владения камерой – а ведь в первой половине прошлого века техника была далека от сегодняшних стандартов как в оперативности и удобстве работы, так и в смысле технического качества получаемого результата. Для первых «фотографических» лет Б. Игнатовича характерно использование непривычных углов съемки, острого ракурса и «косины» горизонта – художник явно находится под влиянием А. Родченко. Впрочем, и в эти годы, художник не отдается слепому копированию – в его работах ракурс всегда обоснован и служит выражению мысли автора.
«Молодость». 1937 год. Не перестаем удивляться сочетанию несочетаемого – яркости конкретного образа и трагизма сталинской эпохи.
Оценить, насколько сильным может быть воздействие иллюстрации:
Фотограф Ник Ют сделал фото вьетнамской девочки, убегающей от взорвавшегося напалма. Именно этот снимок заставил задуматься весь мир о войне во Вьетнаме.