Произведение «Четырнадцать лет, четырнадцать завоеваний, четыреста газелей, четыре женщины - воина»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Темы: человек
Автор: Аноним
Оценка: 4.5
Баллы: 3
Читатели: 2180 +1
Дата:
Произведение «Четырнадцать лет, четырнадцать завоеваний, четыреста газелей, четыре женщины - воина» самая читаемая(40) работа за сутки
21.06.2020
Произведение «Четырнадцать лет, четырнадцать завоеваний, четыреста газелей, четыре женщины - воина» участник на «Конкурс «Яркими красками»»
08.08.2017

Четырнадцать лет, четырнадцать завоеваний, четыреста газелей, четыре женщины - воина

ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ЛЕТ, ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ЗАВОЕВАНИЙ, ЧЕТЫРЕСТА ГАЗЕЛЕЙ, ЧЕТЫРЕ ЖЕНЩИНЫ-ВОИНА.
 
В 1487 году в Ардебиле (нынешний Иран) в семье дочери Хасана Длинного и греческой принцессы Феодоры родился  мальчик – Шах Исмаил Хатаи.  В 14 лет он объявил себя шахиншахом Азербайджана, а к 23-м годам контролировал Восточную Турцию, часть Грузии, Азербайджан, Ирак, Иран, Афганистан и государство Узбеков. Прекрасное образование (он получил образование под руководством лучших учёных мира), сила, ум, великодушие и благородство сформировали из него одного их самых лучших правителей в истории человечества. Он стал великим монархом.
         Карл Маркс писал о нём: «Основатель династии Сефевидов Шах Исмаил был завоевателем. За четырнадцать лет своего правления, он покорил четырнадцать областей».
         Сефевиды призывали людей к социальному равенству и всеобщему братству и поэтому нашли много последователей не только по всему Азербайджану, но и в Сирии, Малой Азии  и в других странах.
         В конце ХV-го века междоусобицы привели к ослаблению государства. Мелкие и крупные феодалы обирали крестьян, что ещё более ухудшало положение сельского населения. Непомерные налоги, произвол чиновников и прочие обстоятельства привели страну к полному упадку. Умные головы Азербайджана понимали необходимость создания единого, централизованного государства.
В 1499-м году Исмаил отправился в дальний путь, чтобы собрать воедино своих сторонников. Пройдя тысячи километров он попадал в разные климаты, разные страны, встречался с племенами, с незнакомыми обычаями. Где бы, не побывал, сумел найти единомышленников. Тысячи, десятки тысяч людей пошли за  молодым шахом.
Мелкие феодалы, раздиравшие страну и обиравшие народ, были усмирены. Но Исмаил, купавшийся в лучах славы, не думал почивать на лаврах, он продолжал служить народу, которому решил посвятить свою жизнь. Один из султанов - вассал Исмаила, написал ему дружеское письмо и как подарок, отправил группу танцовщиц, чтобы развлечь венценосного монарха, на что шах ответил: "Я муж сражений и не нуждаюсь в таких "собеседницах". Мне надобно не зная покоя, кружить на коне вокруг Отечества моего».
В одном из сражений, в мужском одеянии рядом с Исмаилом сражались две его жены. Они сражались во имя славы Родины. Рядом с шахом воевали так же два молодых человека. Один из них охранял его справа, другой — слева. Скрыв лицо под вуалью, сражались они самоотверженно. Только когда они упали, пронзенные стрелами, шах узнал их. Одна из них была искусная танцовщица, красавица Айтекин. Она ненавидела Исмаила, причину, которой он так и не узнал, но она сражалась и погибла за него (Ох, женщины!). Другой была воинственная женщина, бакинка, жена одного из его приближённых - Султаным-ханум. Перед телами этих двух женщин Исмаил преклонил колени. Потом он узнал, что даже враг его - Султан Селим, велел похоронить их, как героев. 
Шах Исмаил объявил родной азербайджанский язык государственным на огромной территории от Дербента до Персидского залива. Стихи самого Исмаила, писавшего под псевдонимом Хатаи, заметно обогатили язык, и он считается классиком азербайджанской литературы. Сразу после коронации Исмаил вдвое уменьшил налоги и повинности. Шах покровительствовал науке, литературе и искусству, был начальником придворных поэтов.
         После установления своей власти Исмаил распорядился открыть в Тебризе библиотеку. В этом уникальном очаге знаний были собраны редчайшие экземпляры старинных книг и древних рукописей.  Исмаил  неплохо рисовал и даже проиллюстрировал обложку нескольких книг. Он также обладал прекрасным голосом и играл на музыкальном инструменте под названием барбад.
Налаживая связи с Европой, шах Исмаил старался наладить связи Азербайджана с остальным христианским миром. Во времена, когда  за ориентацию на Европу можно было угодить за решётку, шах Исмаил старался перенять у европейцев всё самое передовое. В период с 1507 по 1508 год были установлены дипломатические отношения с Папской Областью, Венецией, Неаполитанским королевством и с островными государствами Кипр и Родос. В то время Ислам не разрешал рисовать людей по европейскому обычаю, но Исмаил заказал венецианскому послу и художнику  написать свой портрет. Картина получилась превосходной и прекрасно сохранилась до наших дней. В данный момент хранится  она в Уффицийском музее, во Флоренции.
Помимо того, что Исмаил был шахом и одновременно поэтом, у него было ряд увлечений - борьба, каллиография, музыка, охота. С первых дней правления Исмаил распорядился открыть по стране несколько зорхан (спортивных комплексов).  О физической силе шаха в народе ходят легенды. В 13-ти летнем возрасте он убил огромного пещерного медведя, нападавшего на людей.  Интересен случай с турецким султаном. Турецкий султан попросил у Исмаила меч, которым он совершал свои подвиги. Исмаил послал этот меч, но в руках султана он наносил посредственные удары. Тогда султан направил Исмаилу письмо: "Шах, кажется, ты меня обманываешь, меч-то не тот!", на что тот ответил: "Меч - тот, а вот рука - не та!"
Несмотря на короткую жизнь, шах Исмаил оставил неизгладимый след в истории Азербайджана и всего человечества. Он стал единственным правителем Азербайджана, которому народ посвятил высшее проявление своей любви - дастан!
Да, Исмаил прожил короткую жизнь, больше времени он посвящал государственным делам, но он оставил также ценное и огромное поэтическое наследие. Среди них 400 газелей.  Его поэзия превозносит такие человеческие качества, как любовь, дружбу, преданность и отвергает низкие чувства - ложь, корысть, предательство, зависть. Большинство его стихов носят лирический характер. Любовная лирика Хатаи чиста, исходит от души. Газель Хатаи «Душа моя» звучит как прощальная мольба к любимой:
    Душа моя, жизнь моя - счастлива будь!
    Простимся, в далёкий собрался я путь...

    Душа моей плоти умершей - живи!
    Со мной пришлось тебе горя хлебнуть!

    Немало я пролил и крови. и слёз,-
    Прости меня, милая, не обессудь...
   
   Я видел толпу возле окон твоих,
   И горько мне стало, и дрогнула грудь...
 
 Тоска, словно, чёрные кудри твои,
 Мешает мне нынче на солнце взглянуть.

 Пускай я погибну - ты вечно живи!    
 Но мученика Хатаи не забудь!


Поэт-правитель писал в форме народной поэзии, понятной даже самым безграмотным слоям населения. Хатаи был дипломатом  и придавал слову большое значение:  «Слово есть - отсечёт голову, Слово есть - остановит войну» - писал он.
Великий поэт Мухаммед Физули посвятил Хатаи своё  произведение "Опиум и  
вино". Муслим Магомаев (старший) создал одноимённую оперу, посвященную Хатаи.
Исмаил писал в своём завещании: «За свою короткую, отпущенную мне Богом жизнь я сделал для вас все, что мог. Я старался силой меча объединить наш истерзанный на куски край — вот к чему были направлены все мои завоевания. Горсть родной земли считал я дороже горсти золота, одно коротенькое слово на нашем языке — выше меры драгоценностей. Во имя вечной жизни обоих — Родины и родного языка — я сделал все, что смог. Не поминайте меня проклятьями! Умножьте, все то хорошее, что я начинал! Не повторяйте моих ошибок!.. Таково мое завещание. И еще я оставляю вам стихи. Если они доставят вам удовольствие, будет спокоен мой мятежный дух, я обрету в могиле покой. Три залога оставили нам мудрые предки, и я завещаю их вам: наш язык, нашу честь и нашу Родину — берегите же их как зеницу ока!"
 Шах Исмаил Хатаи умер в 37 лет.  Возраст гения!
 
 
         
Реклама
Реклама