Произведение «Памяти Даниила Гранина»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Сборник: Помарки на полях истории современности
Автор:
Баллы: 49
Читатели: 1340 +1
Дата:

Памяти Даниила Гранина

   Русский писатель, один из последних мэтров советской литературы, её патриарх и видный общественный деятель Даниил Гранин скончался на 99-м году жизни.
   Творчество Гранина отразило несколько эпох в жизни страны. И он умел отвечать запросам времени. Гранин выбрал для себя выигрышную тему – наука, технический прогресс. Вспомним романы «Искатели», «Иду на грозу», «Зубр».  И коллизии каждой из книг строго соответствовали тогдашним трендам. Здоровые силы науки в упорной борьбе одолевали  ретроградов. Тогда это соответствовало общественным настроениям. От науки ждали всяческих благ. И книги, посвящённые испытателям природы, находили огромную аудиторию.
   Писатель участвовал в Великой отечественной войне, которая также стала темой его творчества. Гранин создал вместе с белорусским автором Алесем Адамовичем «Блокадную книгу», выступив в художественно-документальном жанре, предвосхитив в какой-то мере успех Нобелевского лауреата Светланы Алексиевич. Книга вызвала неудовольствие тогдашних властей Ленинграда, но всё же вышла с купюрами в 1977 году в журнале «Новый мир». И уже в новом тысячелетии роман Гранина «Мой лейтенант» стал лауреатом национальной литературной премии «Большая книга».
   Пресса отмечает, что писатель занимал активную общественную позицию, до последнего времени боролся за сохранение за Исаакиевским собором статуса музея и пытался донести точку зрения петербуржцев до властей. От себя добавим, что не чужд был Даниил Гранин и конкретной политики. Он оказался в числе 42-х литераторов и деятелей культуры, поддержавших в октябре 1993-его года президента России Бориса Ельцина во время его конфликта с Верховным советом.
Любопытно, что настоящая фамилия писателя - Герман. А псевдоним Гранин он взял по просьбе своего однофамильца, известного тогда писателя Юрия Германа.
 

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     15:25 05.07.2017 (1)
1
Достойный, редкий человек. Ничем не запятнал свою совесть. И дана была ему долгая жизнь!
  Помню,  как зачитывались им мои родители, и я проглатывала его книги, еще не понимая полностью их смысл.
 Печаль на сердце.... уходят те, кому можно было верить с закрытыми глазами, они не солгут!
 Вечная память сыну России Даниилу Гранину!
Вечная память Светлане Кармалите!
 Помянем обоих, двух достойных людей.
     21:30 05.07.2017 (1)
Считается, что питерских щелкопёров он держал в узде.  Духовно близких, естественно.
Не знаю, что сейчас, но одно время и Союз писателей, и Союз журналистов были расколоты. Это последствия 93-го года. У меня, например,  есть билет одного СЖ, а международная карточка журналиста - от другого.  
Но для меня Гранин советских лет важнее, нежели позднейший. Я сперва убрал пассаж о его 93-ем годе. Но подумал и вернул. Это всё-таки важно. Тогда ж было, конечно, не стенка на стенку, но вполне серьёзно. 
     22:38 05.07.2017 (1)
90-е годы  да еще в таких специфических вопросах, как отношения СЖ или СП, для меня терра инкогнито.
Понятия не имею что там было. Просто за всю свою жизнь ни разу не читала Гранинских текстов в холуйском тоне.
За это и  уважаю.
     01:09 06.07.2017 (1)
Соцреалист, однако.
Тогда всё же интересно было. Грызлись стенка на стенку.
Помню, Всеволод Кочетов выдал полноформатный роман-пасквиль "Чего же ты хочешь?" Там писатели (запроданцы Западу) были легко узнаваемы. Сейчас какие-то тухлые поклёпы. 
     07:11 06.07.2017 (1)
Меня  умиляет бред о том, что Запад покупает кого-то! Особенно если это касается писателей и прочих художников!
 Хотела бы я видеть ту кассу, где нужно расписаться в получении денег!
 Любое мнение, отличающееся от разрешенного,  для россиян испокон века повод орать о продаже и измене.
 А Кочетов - это патологический выкидыш литератора. Партийная мразь.
     08:08 06.07.2017 (1)
1
Но тогда были и искренне верующие. Даже по принципу "ибо это абсурдно".
Но в итоге всё это привело к серьёзной эмиграции. Вся "молодёжная проза" оказалась за кордоном. Сбежал даже автор "В окопах Сталинграда" Виктор Некрасов. Но сам факт открытого конфликта показал резкое смягчение нравов. 
Всё же брежневщина исподволь разлагала систему.
Финал был фейеричен. Пятилетка пышных  похорон. Я ходил на работу в чёрной водолазке. Небеса словно решили смести человеческий материал эпохи. 
А под понятием "покупает" понималось "издают". Если  они это делали не из чисто коммерческих соображений, то всё равно делали правильно.
     08:17 06.07.2017 (3)
Издание за рубежом на русском языке - это блеф, никому не нужный. А если в переводе - это признание автора, ибо дорого! Значит рассчитывает издатель на прибыль. И в таком случае травля автора, изданного за бугром, - элементарная зависть бездарей.
     21:28 14.08.2017
1
Я читывал русскую прозу, изданную на русском языке в Париже. И в Риме тоже. В фундаменталке МГУ, куда пускали с третьего курса, выдавали русские книги, изданные в Париже. Философию. Беллетристику.  
Пример немного из другой оперы, но всё же. "Доктора Живаго" я читал по двум томикам размером с блокнот, изданным чуть ли не в Италии. На титуле было извинение за мелкий шрифт. Дескать, книга издана в таком формате для удобства нелегальной доставки в Россию. Надпись идиотская. Нельзя было соврать, что нашёл в парке на скамеечке. Хозяин так и не появился. И откуда я мог знать, что это запрещёнка.
В принципе, всё, что не было издано в СССР могло быть объявлено запрещёнкой.
Но из всего вышесказанного следует, что ваше заявление не слишком компетентно. 
     17:24 14.08.2017
1
Было время, и я лично это видел своими глазами, когда на московскую сцену огромного зала входил персонально Сева Новгородцев и плёл дежурные слова.
Русская культура на Западе  - это  реальность. Ибо реальность - это русская диаспора. И не такие уж мы кондовые в лучших проявлениях, чтобы быть совсем неинтересными западной публике. Особенно в части литературы.
Я одно время достаточно много общался с француженкой, которая преподавала русский в одном из провинциальных университетов Франции. В России она и совершенствовала свои навыки преподавания. Правда, это было ещё в советское время и имелся, скажем так, излишек советских гостей в её доме.
     08:49 06.07.2017 (1)
1
Когда писатель дружески хлопает по плечу другого писателя, то и это есть выражение зависти. А уж.... когда за бугром издают... то звонят и поздравляют, наглотавшись валерьянки.
Я  не думаю, что наших диссидентов издавали обильно. Что они богатели. Исключения редки. Солженицын - это совсем не типичный пример. Правда, скандал с Пастернаком начался с издания его романа в Италии. Я право не знаю, на каковском языке. 
     15:32 26.08.2017 (1)
сколько Вам лет,пане?)
мать Вашу )
     17:01 26.08.2017 (1)
1
Не надо о грустном. Увы. Уже много.
     23:06 07.08.2018
Последняя Ваша заметка...
Комментарий от 26 августа...
Впереди оставался Вам только месяц жизни...
Кабы знать...
     05:04 14.08.2017 (1)
Хорошо, но лично мне не хватило проявления темы "советскости" писателя. Не могу не помнить слова Довлатова о том, что Гранин  советовал ему найти щель для публикаций, а Довлатов подумал тогда, что в щели пролазят - тараканы. Хотя Гранин человек был, конечно, очень умный и талантливый. Но и то, и другое - в допустимую временем меру. 
     10:27 14.08.2017
1
Довлатов, конечно, прав про тараканов и щели, но у каждого своя судьба. Гранин ведь в последние годы был весьма ретрограден. Но он и был человеком прошлых лет.
Я ж Гранина и "обругал" мэтром советской литературы. 
Не так уж много писателей делают время. Обычно оно "делает" их.
Почти вся "исповедальная проза" в положенное время оказалась за кордоном.
Некоторых позднесоветских писателей и поэтов мне искренне жаль.
Гармонично в новый мир вошёл, как и полагалось, Высоцкий. Моя дочь родилась уже после его  смерти. Но диплом в университете она написала по его творчеству. Он и для её поколения реальность. А в 88-ом в Лужниках устроили грандиозную "коронацию" Высоцкого. Евтушенко вполне вписался в новый мир.
А Гранин всё же иной масштаб. Но что-то даже пишет.
     20:38 06.07.2017 (1)
Только светлые чувства!
     22:51 07.07.2017
Так мы и поверили.
     01:50 06.07.2017 (1)
Однако прожил он очень долгую жизнь... И до маразма не дожил, что очень важно. Но я не помню, чтобы в 70-е вокруг книг Даниила Германа(Гранина) была  такая же толкотня, как вокруг работ, скажем, Юрия Трифонова или Юрия Нагибина. Номера "Юности" с "Ардабиолой" Евгения Евтушенко рвали в библиотеках просто зверски, книги Владимира Маканина продавали из-под полы, а вот про Гранина я никогда ничего подобного в 70-х не слыхал. Он толково держался - и не извивался перед Кремлём, как Юрий Бондарев, но и фронды никакой себе не позволял. Да и главную тему - науку, выбрал весьма мудро...  Но писатель, конечно, был крупный. Что ж, хорошо пожил, хорошо помер...
     02:41 06.07.2017 (1)
1
Речь идёт лишь о "Блокадной книге". С ней были проблемы. У нас даже некоторые зверства фашистов "засекречены". Это полушутка. Но питерский обком КПСС по старой традиции был самым дуболомным в стране.
Элементарный втык от обкома таков: "Не показана роль партии в чём-то там".  
Гранин был вполне лоялен. А в последнее время вообще охранитель. 
Гранин ни в коем разе не может соперничать с Трифоновым. Трифонов, на мой взгляд, выходит из ряда даже как мастер прозы. В смысле чистой техники письма. 
Претензии были и к "Бабьему яру" Евтушенко. Но ту троицу поэтов всегда долбали.  А Евтушенко особенно долбали. 
Гранин же - это классический автор места и времени.
Нужно же помнить и об особенностях советских издательств. И о том, что СП был почти министерством по делам литературы.  
     12:56 06.07.2017 (1)
В СССР самым дуболомным в плане верноподданичества был не Лениградский обком КПСС, а вся КПУ. В Киеве среди околодиссиденствующей публики в 70-х ходила мрачная шутка, что, мол, за то, за что в Москве вежливо  предупреждают, в Киеве сходу дают "антисоветскую пропаганду и агитацию" с непременной отсылкой в Мордовию... В концлагерях украинские диссиденты по количеству уступали только евреям...
Касательно покойного Гранина. Он никогда не светился ни в каких коллективных письмах - ни в пропартийных, ни в антипартийных. Жил тихо, никому не мешал и, в общем-то, кроме "Блокадной книги" ничем в истории советской литературы не прославился... Ну, что ж - дожил советский писатель до 99-и лет, не обгадился об Кремль - и за то ему поклон!
     01:37 07.07.2017
Про письма не знаю. Но я к таким вещам отношусь спокойно. Следует входить в ситуацию. Подпишешь и тебя подпишут к печати. Серединки-то не было. Или шагай со всей писательской ордой или - в диссиденты.
А какие монстры сидели на постах в СП.
Есть забавнейшая книга "Далеко от Москвы".  Ажаева, кажись. Классический соцреализм о строительстве нефтепровода на Сахалине. Но читаешь и что-то не так. Вроде бы ударный труд, Соцсоревнование. А потом  понимаешь, что герой-то не бригадир, а лагерный бугор. И так далее. Автор строил газопровод, будучи зеком. И написал об этом. Но перевёл лагерные понятия и нравы на язык производственного романа. Кажись, отхватил государственную премию. 
     13:55 06.07.2017 (1)
1
Первая книга Гранина, прочитанная мной Иду на грозу. Она соединила в себе, на мой взгляд, как , тражицию соцреадизма с прозой шестидесятников, будучи ребёнком впечатлительным я  мысленно вписывала себя в сюжет произведения и проживала жизнь героев довольно долго, перечитывала её, пересматривала фильмы. Гранин конструировад души молодых современников, подобно  авторам соцреализма и выпускал их на волю . Спасибо ему, вечная память
     01:18 07.07.2017
Да. Он был двойственный писатель. Вроде и соцреалист. Но уже без кондовости. Ибо первые образцы соцреализма были всё же добротной литературой.  Потом пошли "Гидроцентрали".
Но он был именно таким, каким быть требовало время. Обогнать его и не пытался.
Я эти опусы и рассматриваю как дань памяти моему кругу чтения. Особенно в школьные годы. В университете стало доступно многое иное.
     14:25 05.07.2017 (2)
2
Да, печальное известие...
     00:39 06.07.2017 (2)
-2
Но государственную принял...
     03:38 06.07.2017
И я б принял.
Одно время в тематических планах советских издательств честно писали в аннотациях, что книга написана по социальному заказу издательства.  Сколько откровенной муры печатали. А на Достоевского бумаги не хватало.
     00:57 06.07.2017 (3)
1
Это всё детали...
Нельзя быть ангельски безгрешным.

Юнна Петровна Мориц, например, перешла сейчас на... ммм... довольно странную, я бы так сказал, поэзию...
Правда, она называет это своей всегдашней склонностью к протесту.

Изменилось ли от этого моё отношение к творчеству Юнны Мориц? Нет, не изменилось.
Все имеют право на ошибки.

Или вот Карен Шахназаров подписал (как известно) письмо в поддержку известных действий одного известного президента в одной известной стране.
Но от этого я не стал меньше любить "Город Зеро".
     01:29 06.07.2017 (1)
Киношники больше зависят от государства и тем самым от начальства.
Я помно, в какой транс привёл многих твёрдых соцреалистов роман Булгакова. Он же советских классиков мордой об стол стукнул. Дело не в художественных достоинствах. Выходило, что и тогда было можно свободно писать. Долго думали и рецензию в "Правде" доверили Константину Симонову. Тот признал роман частью советской литературы.
     01:34 06.07.2017 (1)
Да кинематографисты зависят, конечно.
Что в советское время, что сейчас...
     01:44 06.07.2017
У меня такое ощущение, что литература никого не волнует. Но на кино давят.
Я в этом году впервые за 15 или даже 16 лет не выпустил свой коллективный сборник
     01:13 06.07.2017
Я не вижу ничего дурного в советских госпремиях. Они доставались, порой, вполне приличным писателям. К людям тех лет надо подходить с линейкой тех лет. 
     01:09 06.07.2017
-2
Ты прав... с ней понятно, там же тяжёлый Альцгеймер, кто  уродует след творчества "больной старухи", на их совести...
Но ведь даже капля дёгтя... земля пухом.
     14:40 05.07.2017 (1)
Славно пожил. 
     15:00 05.07.2017 (1)
Светлана Кармалита, вдова Алексея Германа, тоже умерла вчера.
Такие вот совпадения..
Гость      15:16 05.07.2017 (1)
Комментарий удален
     15:18 05.07.2017 (1)
Вы чего ж не читаете то, что Александр уже написал в заметке!
Ух!!
Гость      15:23 05.07.2017 (1)
Комментарий удален
     19:02 05.07.2017
За что я ценю Ажановну? За здоровый и здравый подход к любой ситуации.
     19:34 05.07.2017 (1)
1
Полезная и интересная информация.
     21:37 05.07.2017
Спасибо.
     12:43 05.07.2017 (2)
Даниил Гранин относился числу честных писателей, таких, как Виктор Астафьев, Борис Васильев, Виктор Некрасов и немногих других, писавших о войне без прикрас и вранья.
Вечная ему память. Он прожил достойную жизнь.
     14:44 05.07.2017 (2)
1
Ну, Некрасов порвал с режимом. Оказался в эмиграции.
Гость      15:24 05.07.2017 (2)
Комментарий удален
     18:08 05.07.2017
"В окопах Сталинграда".
     15:49 05.07.2017
Другой.
Тот был Андрей.
Есть ещё и Всеволод.
     14:44 05.07.2017
Я в курсе.
     14:11 05.07.2017
В "Блокадной книге" они с Адамовичем были реалистами.
С военной темой тогда получилось так. Сперва отписались генералы от литературы. Очередь лейтенантов с окопной правдой настала не сразу. 
А потом уж пошла лавина мемуаров.
У меня такое подозренье, что Воениздат готовил некие болванки для будущих авторов.
Самобытных текстов не так уж много.
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама