Здравствуй, Пинхас - новый год! (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Религия
Автор:
Баллы: 2
Читатели: 694
Внесено на сайт:
Действия:

Здравствуй, Пинхас - новый год!

  Время неумолимо движется вперёд. Любое явление - рождение человека или государства, научное открытие, спортивное достижение - имеет начало, определённую дату.
  -И что такое – исходная глобальная точка отсчёта?
  -Наиболее логично - Новый год.
  Парадоксально, но почему у разных народов он «рождается» не всегда в одно и то же время, и почему в основе этого лежат различные поводы-причины? Ведь все мы – дети одного Бога, давшего нам жизнь через Адама и Еву. Поэтому начало, по идее, у всех должно быть одно.
  Ан, нет.
  Так и в честь кого (чего?) назначался Новый год?
  У большинства народов древности свой царь считался одним из божков. Естественно, с момента его вступления на трон и начинали новое времяисчисление.
  Те, кто верил, что самое мощное в мире – солнышко, прославлял его богов, поклонники луны – соответственно – своих, наиболее умные - обоих.
  Некоторые за основу брали какое-либо другое знаменательное для жизни событие, например, египтяне - разлив кормилица Нила,  греки - отсчет Олимпиад…
  Человечество развивалось медленно. Долгое время никакого планирования не было – день прошёл, еды достал, тебя не съели и – слава всем божкам, вместе взятым. С появлением государств начались и взаимовыгодные отношения. Финансы, торговля требовали единой точки отсчета, ведь планы стали взаимозависимыми во времени. Поэтому, несмотря на различные новогодние даты у многих народов, необходим был общий день начала года для всех.
  Вполне естественно, что недель (от «не делать») [1] сначала – не было. А зачем они, ежели человек пахал с утра до ночи на хозяина, или иным путём постоянно добывал себе кус хлеба? Только евреи получили от  Бога строгое указание - отдыхать в субботу, - и свято исполняли его. В Торе также повествуется и о семи днях творения.
 И здесь у многих – по-разному. Так, римляне верили, что бог Сатурн управляет последним днём недели, а он – невезучий. Поэтому, по возможности, и не работали – вынужденный выходной! А их древние «сородичи» имели вообще 8 дней в неделю, последний из которых был базарным. История дает нам информацию о множестве календарей, с различным количеством дней в неделе, месяце, году.
  Из их массы, (а сколько было, никто не знает), отметим два наиболее важных для нас.
  ЮЛИАНСКИЙ. Введен в действие в 45 г. до н.э. и посвящён двуликому богу Янусу.
  Начало года – 1 марта, перенесённое вскоре Октавианом Августом на 1 января. Неточность - отставание на 1 сутки за 128 лет. Мировой рекорд - он «дожил» в России до 1918 года. Хотя и ныне – жив курилка у православных России, Украины и ещё нескольких стран!
  На Руси до 15 века началом года оставалось 1 марта, затем, как в школе, перешли на 1 сентября. В 1700 году, как всегда, был решителен великий царь Пётр Алексеевич: «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять- на то других дней хватает» [2].
  ГРИГОРИАНСКИЙ. Введен в католических странах папой Григорием ХIII в 1582 году. В нём длительность обычного года - 365 суток, високосного - 366, а ошибка в одни сутки набегает за 3333 года. Прекрасно.
  Попытаемся разобраться, с какого дня начинается Новый год в религиях ЕдиноБожия.
  МУСУЛЬМАНСТВО. 16 июля 622 года, «под давлением» недругов, пророк Мухаммед покинул Мекку и стал жить в Медине. Это – дата нового года.
  Предпочтение отдано лунному календарю, поэтому начало года «плавает» - не совпадает с прошедшим.
В Хиджре (новом году) ежегодно наблюдаем сдвиг в назад на 10-12 дней [3].
  Начало суток – с момента захода солнца.
  Как всегда, у мусульман всё ясно, например: «Воистину, Аллах в тот день, когда сотворил небеса и землю, определил число месяцев в двенадцать» [4]. В 1-й и 7-й – запрещены войны, 8-й – наоборот, это месяц набегов; в 11-й – сидеть, оставаться дома, в 12-й – паломничество в Мекку.
  Правильность лунного календаря имам Джафар ас-Садик обосновал так: «Аллах сотворил год продолжительностью в триста шестьдесят дней и исключил из него шесть дней, в которые он создал небо и землю» [5].
  Также следует особо отметить, что пророк Мухаммед запретил своим последователям отмечать немусульманские праздники… Плюс - в священном хадисе сказано: «Суббота дарована иудеям, воскресенье - христианам, а пятница - мусульманам» [6].
  ХРИСТИАНСТВО. Любому носящему крестик понятно, что Новый год должен начинаться с момента рождения Иисуса или Его Светлого Воскресения.
  Основоположник летосчисления от рождества Христова (от начала новой эры) Дионисий Малый в 6 веке малость «поднапутал» с годом рождения Иисуса из Назарета.
  А как можно было не ошибиться, ежели в святых книгах – Евангелиях точно ничего не сказано, день воскресения Иисуса – воскресенье – узаконен ранее 1 Никейским собором в 325 году, а день Его рождения – 25 декабря - был принят в 431 г. решением Эфесского собора для того, чтобы вытеснить отмечавшийся в этот день праздник языческого бога солнца Митры [7].
  Конечно, православные, отделившиеся от католиков ещё за 500 лет до того, не могли перейти на новый, хотя и более точный календарь.
  От Архиепископа: «Церковь видела даже некоторое преимущество юлианского календаря, считая, что его неточности избавляют христианскую Пасху от совпадения по времени с Пасхой иудейской. А их одновременное празднование строжайше запрещалось Соборными правилами» [8], и до диакона: «Почему категорически недопустим григорианский календарь? Потому что он дает возможность неоднократного предшествования христианской Пасхи иудейской и даже совпадение с нею. Несколько раз подобные случаи происходили, а это категорически запрещено святыми канонами» [9] – защита древнего календаря.
  Обычай утвержден 7 правилом святых апостолов: "Если кто - епископ, или пресвитер, или диакон,- святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет, да будет извержен от священного чина". Решительно подтвердил его и первый Вселенский Собор: "Неприлично нам совершать празднование Пасхи вместе с врагами Божиими" [10].
  Интересно, что по календарю Римского Папы христианская Пасха иногда таки совпадает с еврейской и даже опережает ее. В частности, с 1851 по 1951 год католическая Пасха случалась прежде еврейской 15 раз. [11].
  В этих случаях Иисус воскресает раньше, чем был распят де-факто в соответствии с Евангелиями в начале еврейского Песаха, и эта разница доходит до месяца!
  А бывает и наоборот – бедняга страдает намного более трёх положенных суток...
  Конечно же, православные «пересчитали» и день рождения Иисуса. Он отмечается 7 января…
   ИУДАИЗМ. Календарь у нас лунно-солнечный со всеми вытекающими сложностями подсчёта различных дат.
  Неудивительно, что имеется несколько новогодних специализированных праздников. Маленький по численности народ, находящийся ранее на грани выживания, как из-за насилия других, так и из-за сложностей в добывании пищи, был благодарен Творцу за регулярно повторяющиеся дары через природу. Вполне естественно, что мы ежегодно отмечали и отмечаем, в соответствии с указаниями Торы, радостные и для взрослых, и для деток сельскохозяйственные дни.
  Рассмотрим три прекрасных праздника, следующих один за другим: Рош Ашана – Йом Кипур - Суккот.
  Рош Ашана – Новый еврейский год, начинается 1 тишрея - первого числа седьмого месяца. Два дня, именуемые днями суда. Тора говорит: «…в седьмой месяц, в первый день месяца, пусть будет у вас покой, напоминание о трубном звуке, священное собрание» [12].
  Йом Кипур – «в десятый день седьмого месяца этого - день искупления» [13].
  Суккот - праздник, напоминающий нам о странствиях в пустыне по выходу из рабства. Его называют также "хаг а-асиф" – праздник урожая.
  Цитирую раввина Григория Котляра: «Самым главным праздником в году был Суккот - праздник сбора урожая. Настолько главным, что если в Торе сказано просто ХАГ, без всяких эпитетов (то есть, Праздник с большой буквы), то это всегда подразумевается Суккот. Самое большое число жертвоприношений приносилось в Храме в Суккот. Он длился дольше всех других праздников - 8 дней (Песах - 7 дней, Хануки тогда еще не было). В эти дни в Храме проходило празднество Симхат Бейт-Шоэва (радость дома черпания), когда жертвенник поливали водой. Талмуд говорит про это, что тот, кто не видел праздника черпания - не знает, что такое радость. Считалось (и считается до сих пор), что в дни праздника Суккот определяется количество дождей на будущий год, а для общества, живущего сельским хозяйством и зависимого от дождей, это самое главное.
  Теперь, 1 тишрея и 10 тишрея в Торе вспомогательные даты, этапы подготовки к празднику Суккот.
  1 Тишрея - день трубных звуков, извещение о том, что начался месяц тишрей и все должны начать готовиться к празднику Суккот и паломничеству в Иерусалим. Этап очень важный в эпоху, когда нет телевизора, радио и интернета.
  10 Тишрея - Йом-Кипур (наиболее близкий к первоисточнику перевод - День очищения). Главный праздник года Суккот надо встретить чистыми и физически, и духовно (очиститься от грехов). Этой цели и служит Йом-Кипур.
  Со временем, когда евреи стали жить в галуте и Храм был разрушен, сельскохозяйственное значение праздников уходит на второй план. Суккот поэтому становится менее важен, а Рош ха-Шана и Йом-Кипур выходят на первый план».
  Вы обратили внимание, уважаемый читатель, что в Торе нет прямого указания, что 1 тишрея - праздник Нового года?
  Как сказано – от дня начала суда до дня искупления – 10 суток раскаяния за свершенные ошибки. И при чём здесь Новый год?
  А при том, что Талмуд вещает: «Согласно рабби Элиэзеру, мир был сотворен в месяце тишрей» [14]. А это – день рождения первого человека.
  «Значение самого Дня Суда, приходящегося на первое Тишрей, скрыто – Рош Гашана даже не упомянут в Торе явным образом как День Суда. Тора хотела, чтобы страх перед грехом сохранялся у человека в течение всего года, и у него не было повода отложить раскаяние до Рош Гашана – дня, когда он предстанет перед Судом.
  Еще одна причина сокрытия – дата Дня Суда должна быть надежно скрыта от сатаны, обвиняющего еврейский народ, и он не должен знать о суде до его начала. Поэтому-то месяц Тишрей – единственный, приход которого не благословляется в синагогах в последнюю субботу предыдущего месяца» [15].
  Плюс: «Мы не объявляем заранее, в какой день будет Рош-Ашана. А когда этот день придет и соберутся евреи в синагогах молиться Б-гу – он узнает, начнёт суетиться, прибежит на Суд – пришло время трубления в шофар – это его очень испугает, он всегда боится, когда протрубит Великий Шофар. И пока Сатан придёт в себя – суд закончится и мы, конечно же, выйдем из него чистыми и достойными всяческих благ» [16].
  Оказывается – наши ортодоксы боятся сатана и идут на хитрые уловки, чтобы его обмануть!
  И чего бояться, ежели ты прав? Ведь ангел сатан – помощник Творца в поиске и наказании нарушителей [17], это в одном лице и главный прокурор, и главный полицейский мира. А обман Божьего ангела – наказуем! Да и под силу ли это человеку, даже ежели он - еврейский


Оценка произведения:
Разное:
Книга автора
Чем ниже солнце, тем выше тени 
 Автор: Виктория Чуйкова
Реклама