Произведение «Довлатовфест в Пушкиногорье»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 8
Читатели: 415 +1
Дата:

Довлатовфест в Пушкиногорье

              
 
 Прочитал на Фейсбуке интересную тему. Обсуждали увольнение Псковского губернатора Турчака, и обмолвились, что он открывал (или присутствовал на открытии) в Пушкиногорском Заповеднике «Фестиваль Довлатова». Во - как! В Пушкинском заповеднике – фестиваль какого-то Довлатова. Где Пушкин, и где Довлатов!
 
Я много раз бывал в Заповеднике. Был в советские времена, когда в Заповеднике не протолкнуться было от туристов, был в более поздние, перестроечные, когда поток туристов иссяк, люди сидели по домам и выжидали – чем же все это закончится? Даже в лютые девяностые находил возможности, чтобы ежегодно ездить на Псковщину. И не потому, что такой уж великий любитель поэзии или почитатель Пушкина, просто в Заповеднике как-то все сошлось вместе: и поэзия, и природа, и история страны… Благодаря неустанным трудам и стараниям его бессменного Директора – Семена Степановича Гейченко.
 
И вот настали другие времена. Ушел из жизни Гейченко… Мне кажется, его сильно подкосил развал Союза и все, что было с этим связано. Пришли другие люди, деловые, хваткие. Но вместе с Гейченко ушел из Пушкиногорья дух эпохи, да и о Пушкине, как поэте, и его поэзии как-то стали забывать, отодвинули его на задний план, но зато Заповедник приобрел вид вполне успешного коммерческого предприятия, в котором Пушкиным торгуют буквально и оптом, и в розницу. Дают и на месте, и на вынос. А спросите любого, побывавшего сегодня в Заповеднике, кто такой Пушкин, и чем он так ценен для России – восемь из десяти станут в тупик. Помню, как в лютые девяностые, когда вокруг царило запустение, стояли мы на парковке у Савкино (тогда еще не было и намека на охрану), подъехал какой-то тип полууголовного вида на «дэвятке», и спросил: «Не скажете, что здесь можно посмотреть?» - чем загнал меня в совершеннейший ступор.
 
А и правда: что можно «посмотреть» в Пушкинском Заповеднике?.. В Петербурге можно посмотреть Эрмитаж, Исаакиевский собор, Петропавловку. В Пушкине – Екатерининский дворец, парк. В Петергофе – фонтаны… А что можно посмотреть в Заповеднике? Домик поэта? Таких домов по России тьма. Парк? Есть и получше, помасштабнее парки, и ехать далеко не надо. Что же так неудержимо тянет именно в эти места?
 
Наверное, сама атмосфера Заповедника, в которой удивительно органично переплелись природа, осененная талантом поэта, и поэзия, вдохновленная, навеянная поистине волшебной природой. И как в это вписывается Довлатов, мрачный, злобный, желчный – убейте, не пойму. И почему именно Довлатов? В Пушкиногорье жили и другие, более известные и значимые писатели, напитывались, так сказать, вдохновением. Почему же именно Довлатов?
 
Одно время он подвизался в Заповеднике в качестве экскурсовода, но главное – его «курировал» местный гэбешник, капитан Мальчонков. Зачем, спрашивается, надо было «курировать» этого пустозвона? Чем он так опасен был для советской власти?
 
Все объясняется просто. Гэбня традиционно «курировала» творческих людей. К обоюдной для обеих сторон выгоде. Творцы получали известность, публикации, гонорары, некоторые - даже Нобелевские премии. А гэбнюкам капали звезды на погоны, шли повышения, премии и прочие приятные вещи. Но известных и великих писателей в стране было немного, и уж совсем единицы из них становились Нобелевскими лауреатами. Соответственно, и не каждому гэбнюку выпадало такое счастье – взлелеять своего лауреата. А хотелось многим. Ох, как хотелось!.. И капитан Мальчонков, прозябающий в псковском захолустье, тоже мечтал найти своего лауреата, тем более, что руководство требовало результатов работы, а какие результаты мог показать скромный труженик невидимого фронта в псковской глубинке?.. Появление Довлатова в Заповеднике дало Мальчонкову робкую надежду, хотя, в СССР она была весьма призрачной. Тем не менее, он, засучив рукава, принялся ваять своего кумира.
 
Но пришла беда – откуда не звали: рухнул СССР, а с ним и советская идеология, и Довлатов уже давно уехал в Америку, и даже умер за рубежом, и капитан Мальчонков совсем загрустил в своем захолустье. А может, и выперли его из «органов»… за ненадобностью. И правда: за кем надзирать ФСБ в Пушкиногорье? Шпионы в такую глухомань не полезут, а крупного бизнеса, которого согласно статуса должно бы «крышевать» местное ФСБ, тем более не было и в помине. Разве что «Пушкиногорский молочный завод»?
 
Вышел Мальчонков на пенсию, и оглянулся вокруг. И увидел много интересного, а именно: сколько народу сделали себе имя (и состояние) на изучении и популяризации творчества Пушкина. Вот где непыльная работа! А он-то думал, что в гэбухе лафа, ан вон оно как. Подсчитал количество гласных в романе «Евгений Онегин», и вот ты уже на коне. А главное – при деньгах и при славе. И шпионов ловить не надо, особенно там, где их нет и быть не может. И призадумался бравый капитан: а как бы и ему влезть в этот бизнес? А что! Чем он хуже какого-то там Лотмана, или Мейлаха?
 
Но втиснуться в плотные ряды пушкиноведов оказалось не так-то просто. Легче взять штурмом петербургский Большой Дом, нежели занять тепленькое местечко у корыта почитателей Александра Сергеевича. И вспомнил тут Мальчонков, как «курировал» другого великого писателя, Довлатова, и подумал: а чем черт не шутит? Не заняться ли продвижением в массы трудящихся Довлатова? Тем более, что периодически и на ТВ, и в бумажных СМИ, проскакивали некоторые восторженные материалы о творчестве нашего «старика Хэма».
 
И вот уже появился в Пушкиногорье «Дом-музей Довлатова», смотрителем которого, естественно, стал наш бравый капитан, а по всем гостиницам, по всем турбазам и гостевым домикам раскидали буклеты, приглашавшие в новый музей. Договорились с экскурсоводами, и те стали водить группы так, чтобы как бы невзначай пройти мимо новоявленного музея, как бы - зацепиться за него. Ну, и как тут не зайти? И дело пошло!
 
Так постепенно, что называется тихим сапом, продвинули в массы нового кумира. И уже сам губернатор области открывает… гм!., Гм!., фестиваль.
 
Что тут скажешь!
 
 
Октябрь 2017 г.
 
 
Реклама
Обсуждение
     21:31 16.03.2024
Довлатов - просто армян-еврейский алконавт, не знающий, куда бы и приткнуться...
     02:18 19.07.2020
Я сторонник сохранения прошлого, какое бы оно не было, хорошее или плохое. И не потому, что я коллекционер вещей ушедших времен и эпох. Без истинного прошлого не может быть правды настоящего. Я не знаю Довлатова , может он и талантливый человек , судя по википедии, а может и нет. Но А.С. Пушкин это наши истоки Русской литературы и поэзии. И впихиваь грубым сапогом нового кумира в священное , это моральное преступление.
Реклама