Роман Смирнов
***********Четвёртое время************
В преддверии зимы нисходит благодать
натруженным крылам и, с чисткой оперенья,
ложится первый снег на наши города –
невидимый покров, недолгое паренье.
Когда ты слеп, но свят причастностью к следам
седых поводырей, разметивших пространство,
легко осознавать наличие стыда
и тихо повторять: “Я мало, но старался…”.
Прозренью есть цена, и место есть ему.
Три времени, как три скачка через барьеры
к четвёртому прыжку – в сиянье или тьму –
в зависимости от сомнения и веры.
Но в час великих дел, всё чаще мы земны,
тем более поэт, принёсший через лето
начальную строку “в преддверии зимы”,
нисколько не страшась, а сбудется ли это.
************Роман Смирнов - 08.11.2017************
Зима – хорошее время года для итогов. Год на сайте Фабула – повод обдумать: что же запомнилось, что запало в душу. Конечно, не все прочёл, не всех, но уже достаточно чтобы заметить и полюбить.
И первое, что вспоминается это стихотворение Романа Смирнова «Четвёртое время» (опубликовано на сайте 08 11 2017).
Поэзия, как таковая, рождается из повседневной жизни, из конкретных впечатлений, переживаний. Эти впечатления и переживания по большей части-бытовые. Они повторяются. Все пишущие люди проходят через одни и те же коридоры сомнений, натыкаются на те же грабли и пр. Вот отчего стихи похожи друг на друга. Придумать новый сюжет все сложнее, а перепевы стандартных ситуаций надоедают и приедаются. Тяжело воспарить над приземлённым бытом, и найти возвышенное в банальном, воспарить к философским высотам обобщения.
Тяжела эта задача и тем, что за 70 лет советского неиссякаемого пафоса, пафос публике приелся, и публика от пафоса морщится-слишком много наслушались бодрых фальшивок.
Но у поэзии есть неиссякаемый источник вдохновения, и он же и приём – а именно: иносказание. Второй план (он же подчас и основной). То, что в театре называют сверхзадача.
Стихотворение Романа Смирнова открывается пейзажной панорамой, и эта панорама сильна конкретикой, сочными образами и экономией в красках.
В преддверии зимы нисходит благодать
натруженным крылам и, с чисткой оперенья,
ложится первый снег на наши города –
невидимый покров, недолгое паренье.
В экспозиции поэтического представления с первых же символов закладывается возвышенный образ.
Нисходит благодать - из молитвенного обихода. И слова натруженным крылам воспринимаются уже в этом контексте. Крыла-ангельские. В этом куплете нет слова тишина, но упоминание о первом снеге всегда связано с тишиной, которая накрывает город. Звуки глохнут, все становится тише. Тишина становится почти молитвенной. Так с первых строк создается исповедальная атмосфера. И уже сейчас, можно понять, что предстоит услышать исповедь. Читатель настроен на серьёзный, торжественный лад: пейзажем, снегом, меняющими оперенье крылами, тишиной и высоким строем слов.
А вот и сама исповедь:
Когда ты слеп, но свят причастностью к следам
седых поводырей, разметивших пространство,
легко осознавать наличие стыда
и тихо повторять: “Я мало, но старался…”.
Редко приходится видеть такое глубинное содержание, выраженное столь экономно.
Здесь и слепота, в которой признается ЛГ, и причастность к следам, «седых поводырей, разметивших пространство» (Я сначала прочёл «слепых поводырей». Думается что автор забраковал этот вариант, чтобы два раза не повторять о слепоте. Но это зря. Слепота разная. ЛГ не увидел пространства, а слепые поводыри его разметили, и мы идём по их следам).
Следование следам разметивших пространство даёт протяжённый во времени образ пространства культуры и поэзии, в котором мы движемся, стараясь понять его глубину. И малость старания, в чем сознается ЛГ, это не только и укоризна самому себе. Это ещё и та малая веточка, торчащая из снега, которая подчёркивает величину возвышающегося за ней могучего русского культурного леса.
И в тему покаяния снова вплетается пейзаж. Но уже - как мерило времён и самой жизни.
Прозренью есть цена, и место есть ему.
Три времени, как три скачка через барьеры
к четвёртому прыжку – в сиянье или тьму –
в зависимости от сомнения и веры.
Прозренье ЛГ приходится на начало зимы. Зима - в природе, но она - ещё и возраст героя. Это мера его жизни, которая подходит к неизбежному концу, побуждает к подведению итогов. Человек совершает прыжок во тьму или в сияние. Близость этого финального прыжка придаёт всему стихотворению высокий и даже высочайший трагизм. Понятный, впрочем, не всем. Надо физически дожить до этого четвертого прыжка, чтобы оценить трагедию человека перед лицом времени. И эта бездна требует от ЛГ выбирать.
Возникает тема выбора. Отчасти она уже предрешена словами «в зависимости от сомнения и веры» Но это остаётся недосказанным, не выраженным хоть в какой нибудь дидактической форме. А все потому, что мы земны и редко задумываемся о вечном. Стихотворение заканчивается очень человечным финалом, пронизанным симпатией к лёгкому поэтическому отношению к жизни. Финал наполнен светлым оптимизмом. Похвалой мужеству перед лицом «смены времен» и умению видеть дальше - а, следовательно, эту перемену времен преодолеть. И работать, работать нисколько не страшась а сбудется ли это.
Но в час великих дел, всё чаще мы земны,
тем более поэт, принёсший через лето
начальную строку “в преддверии зимы”,
нисколько не страшась, а сбудется ли это.
Особо надо подчеркнуть музыкальность слога и выдержанность высокого стиля, который как никакой другой уместен в философском стихотворении.
Мне понравились, и я рекомендовал в 2017 около 500 стихотворений. И далеко не все, что прочёл.
И вот из этого круга, по моему глубокому убеждению, - это лучшее и по слогу, и по стилю, и по глубине, и по силе и образности выраженной мысли.
По результатам 2017 года я ему в своём рейтинге присвоил первое место, как лучшему стихотворению 2017 года.
Хотелось бы видеть его на главной странице. Но это уже в заведовании редакции. В моем личном сборнике-оно уже там.
| Помогли сайту Реклама Праздники |