Произведение «М.Е. Салтыков Щедрин и импортозамещение» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Автор:
Баллы: 10
Читатели: 1025 +1
Дата:

М.Е. Салтыков Щедрин и импортозамещение

 

 

Западные страны огорчились на Россию за то, что в 2014 г Крым вернулся в ее состав и объявили России санкции.

Что это за санкции - толком не понять, увидеть их перечень невозможно. Но раз говорят-значит, что-то есть. Дыма без огня не бывает. В общем, дело темное.

Однако Россия тоже не сплоховала, и отказалась ввозить западные колбасы, сыры и вина. Тут то и возникло словечко «импортозамещение», что в переводе на общепонятный означает: сами горазды! И сыры наквасим, и колбасы навертим. И все об этом говорят и пишут. Пишут и говорят Полное в умах случилось импортозамещение 

 Каково же было мое удивление, когда, обнаружил, что проблеме импортозамещения уже лет 150. И уже тогда волновала она умы россиян. И вот привожу отрывок из романа Салтыкова Щедрина «Современная идиллия» с некоторыми моими подчеркиваниями. Писано как для сегодняшнего момента. 

Судите сами!

По мне так-лучше не скажешь!  

 

М Е Салтыков Щедрин.  «Современная идиллия».

 

                «Разумеется, прежде всего нас заинтересовало кашинское виноделие.

           Оказалось, что никаких виноградников в Кашине нет, а виноделие производится в принадлежащих виноделам подвалах и погребах. 

        Процесс выделки изумительно простой. В основание каждого сорта вина берется подлинная бочка из-под подлинного вина. В эту подлинную бочку наливаются, в определенной пропорции, астраханский чихирь и вода.                         Подходящую воду доставляет река Кашинка, но в последнее время дознано, что река Которосль (в Ярославле) тоже в изобилии обладает хересными и лафитными свойствами.

Когда разбавленный чихирь провоняет от бочки надлежащим запахом, тогда приступают к сдабриванию его. На бочку вливается ведро спирта, и затем, смотря по свойству выделываемого вина: на мадеру -- столько-то патоки, на малагу -- дегтя, на рейнвейн -- сахарного свинца и т. д. Эту смесь мешают до тех пор, пока она не сделается однородною, и потом закупоривают.

Когда вино отстоится, приходит хозяин или главный приказчик и сортирует. Плюнет один раз -- выйдет просто мадера (цена 40 к.); плюнет два раза -- выйдет цвеймадера (цена от 40 коп. до рубля); плюнет три раза -- выйдет дреймадера (цена от 1 р. 50 к. и выше, ежели, например, мадера столетняя). Точно так же малага: просто малага, малага vieux и малага tres vieux, или рейнвейны: Liebfrauenmilch, Hochheimer и Johannisberger,

Но ежели при этом случайно плюнет высокопоставленное лицо, то выйдет Cabinet-Auslass, то есть лучше не надо. Таковы кашинские вина {Разумеется, я описываю процесс выделки кашинского вина на основании устных рассказов, за достоверность которых ручаться не могу. За одно ручаюсь: виноградников ни в Кашине, ни в Ярославле нет, а между тем виноградное вино выделывается во множестве и самых разнообразных сортов. (Прим. M. E. Салтыкова-Щедрина.).   

        Когда вино поспело, его разливают в бутылки, на которые наклеивают ярлыки и прежде всего поят им членов врачебной управы. И когда последние засвидетельствуют, что лучше ничего не пивали, тогда вся заготовка сплавляется на нижегородскую ярмарку и оттуда нарасхват разбирается для всей России. Пьют исправники, пьют мировые судьи, пьют помещики, пьют купцы, и никто не знает, чье "сдабриванье" он пьет.

    Разумеется, приказчики и нам любезно предложили пробу. Некоторые из нас выпили и не могли вместить, но "корреспондент" и Очищенный попросили по другой, сказавши: было бы мокро да в горле першило! И им не только не отказали в повторении, но отпустили по бутылке высших сортов на дорогу.

      Соображения высшего экономического и политического порядка так и лезли в голову по этому поводу. Начались дебаты, в которых приняли живое участие и приказчики. Экономическая точка зрения была совершенно ясна. 

Во-первых, вытесняя с внутренних рынков дорогой иностранный товар и заменяя его однородным собственного производства (и притом не стоящим выеденного яйца), кашинские виноделы тем самым увеличивают производительную силу страны.

Во-вторых, те же виноделы, давая приличный заработок нуждающимся в нем, тем самым распространяют в стране довольство и преподают средства для безбедного существования многим семьям, которые без этого подспорья были бы вынуждены прибегнуть к зазорным ремеслам.

И в-третьих, наконец, устраняя из обращения иностранный продукт, виноделы сохраняют внутри государства целый ворох ассигнаций, которые, будучи водворены в их карманах, дадут возможность повернуть "торговый баланец" в пользу России.

   

Принимая во внимание все вышеизложенное, приказчики единогласно полагали: ввоз иностранных вин в Россию воспретить навсегда. О чем и послать телеграммы в московский Охотный ряд для повсеместного опубликования.

   -- Постойте! -- остановил я их, -- но как же вы с таможенным доходом устроитесь? Известно вам, что иностранное вино оплачивается золотыми пошлинами...

   -- А таможенный доход -- это само по себе, -- ответили они без затруднения. -- Как это можно, чтобы таможенный доход не поступал... да это спаси бог! Таможенный доход, позвольте вам доложить, завсегда должен полностью поступить. Мы это даже оченно хорошо понимаем.

   И тут же, в живых и наглядных образах, доказали свое понимание.

   -- Вот извольте, вашескородие, смотреть. В сем месте, скажем примерно, скрозь дыра -- значит, и вода в ем не держится. А в сем месте -- грунт; значит, и вода в ем завсегда есть. Так точно и в эфтом деле: в одном месте вода скрозь течет, а в другом -- накапливается.

   -- Но ежели везде дыра?

   -- Ах, вашескородие! разве это возможно!

   Разумеется, я успокоился, и таким образом фискально-финансовое затруднение было без хлопот устранено.

   Политическая точка зрения была еще яснее. Прежде всего кашинское виноделие развязывает руки русской дипломатии. Покуда его не существовало, на решения дипломатов могли оказывать давление такие вопросы: а что, ежели француз не даст нам лафитов, немец -- рейнвейнов, испанец -- хересов и мадер? Что будем мы пить? Чем гостей потчевать? А теперь эти вопросы падают сами собой: все у нас свое -- и лафиты, и рейнвейны, и хереса. Да еще лучше, потому что "ихнее" вино -- вредительное, а наше -- пользительное. Съел лишнее, выпил ли -- с "ихнего" вина голова болит, а с кашинского -- только с души тянет. Дайте только ход кашинским винам, а там уж дело само собой на чистоту пойдет. Сгрубил немец, зазнался -- не надо нам твоих рейнвейнов, жри сам! -- а отвечай прямо: какая тому причина?

   Но, главным образом, кашинскому виноделию предстоит содействовать разъяснению восточного вопроса. Что нынче в Средней Азии пьют? -- все иностранное вино, да все дорогое. Перепьются да с нами же в драку лезут. А дайте-ка кашинским винам настоящий ход -- да мы и в Афганистан, и в Белуджистан, и в Кабул проникнем, всех своими мадерами зальем!

   -- Потому что наше вино сурьезное, -- в один голос говорили приказчики,да и обойдется дешевле, потому что мы его на всяком месте сделать можем. Агличин, примерно, за свою бутылку рубль просит, а мы полтинник возьмем; он семь гривен, а мы -- сорок копеечек. Мы, сударь, лучше у себя дома лишних десять копеечек накинем, нежели против агличина сплоховать! Сунься-ко он в ту пору с своей малагой -- мы ему нос-то утрем! Задаром товар отдадим, а уж своих не сконфузим!

   Затем тон собеседования, повышаясь все больше и больше, получил такую патриотическую окраску, в которой утопали и экономические, и политические соображения.

     - Да мы, вашескородие, от себя целый полк снарядим! -- в энтузиазме восклицал главный приказчик. -- За сербов ли, за болгар ли -- только шепни Максиму Липатычу: Максим, -- мол, Липатыч! сдействуй! -- сейчас, в одну минуту... ребята, вперед!

      - И что за причина, вашескородие! -- удивлялись прочие приказчики, -- все будто бы прочие народы и выдумки всякие выдумывать могут, и с своим делом управляться могут, одни будто бы русские ни в тех, ни в сех! Да мы, вашескородие, коли ежели нас допустить -- всех произойдем! Сейчас умереть, коли не произойдем!

   Одним словом, ежели с кашинской мадеры, как в том сознались сами приказчики, с души тянет, зато кашинский подъем чувств оказался безусловно доброкачественным и достойным похвалы. Только вот зачем приказчики прибавили: коли ежели допустить? Кто же не допускает? Кажется, что у нас насчет рейнвейнов свободно...

   

[justify]    - Послушай! ведь у нас насчет хересов и мадер свободно? -- обратился я к Глумову, когда мы


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     20:18 15.01.2018
1
Салтыков-Щедрин, как всегда в точку. Вообще, удивительный писатель, провидец.
Одна его "Пошехонская старина" чего стоит... Великое произведение.
     09:32 15.11.2017 (1)
Каково же было мое удивление, когда, обнаружил, что проблеме импортозамещения уже лет 150

Бери больше, кидай дальше!
Россия со времен Петра 1 за Европой гонится,
никак догнать не может.
С чего бы это? При таких-то богатствах...
P.S. В Германии, к примеру, практически нет полезных ископаемых, а уровень жизни на порядок выше.
     19:38 15.11.2017 (1)
Заметьте, по Салтыкову Щедрину 150 лет назад именно немецкие вина были в большой чести у русской провинции.Он перечисляет все немецкие названия.Их то и подделывали кашинские "виноделы. Так что Германия и сто лет назад была для России актуальным примером.Таким и остается.
     10:23 17.11.2017 (1)
Воровать некоторым меньше надо и все наладится.
     11:15 05.01.2018
Воровство и грабёж составляет суть российской души ...
     05:51 05.01.2018 (1)
 Крым стал российским в результате аннексии. Западный мир в силу своей цивилизованности не принял такой вариант, как противозаконный по всем международным правилам.
 Все санкции известны и лпубликованы. Найти их не сложно.
 В современном мире невозможно жить в изоляции без серьёзных материальных потерь ...
     10:56 05.01.2018 (1)
-1
Кстати, а где "опубликованы" эти санкции. Киньте ссылочку. Мне профессионально интересно прочитать.
     11:15 05.01.2018
 Дорогой Валерий, если Вам лень искать самому, то мои поиски для Вас будут стоить серьёзных денег.
 Ваш профессионализм меня умиляет.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама