Замполит негодовал… Обычно регулярные занятия по полит подготовке, проходившие два раза в месяц, как раз после бани, отличались размеренностью и спокойствием. Личный состав, отдыхая после омовения, записывал в конспекты основные тезисы и цитаты, которые замполит излагал невероятно грудным и бубнящим голосом, гипнотизируя аудиторию. И если строчка в конспекте вдруг переходила в плавно виляющую линию, это совсем не означало, что «отряд потерял бойца». Просто боец засыпал. Обстановка в ленинской комнате располагала. Сначала, конечно, шла борьба со сном, и буквы становились кривее, но затем, «отключка» - кривая линия, уходящая за предел конспекта. Но не сегодня. Сегодня все сидели смирно и внимали тирадам высокого худощавого майора. Замполит негодовал: «Как так можно! Это просто недопустимо! Разве можно так не уважать людей?!»
*****
Первый визит, вновь прибывшего рядового, в магазин офицерского городка запоминался на всю жизнь. Это был шок… Конечно, так нельзя было поступать с людьми с неокрепшей психикой. Надо было сначала провести подготовительную беседу, предупредить человека…
Все дело в том, что на дворе была середина 80х, а магазин тот был в воинской части, что располагалась в Германской Демократической Республике… «Ну и что?» - спросит современный обыватель, «А шок из-за чего?» Так солдат то наш прибыл из Советского Союза, где из-за высокой покупательной способности населения при недостаточном планировании снабжения, магазины выглядели иначе.
А тут… Заходит среднестатистический пацан-салага, в ещё толком не подогнанной форме, в этот «демократический» магазин и оказывается между полками и прилавками заставленными уймой всякого товара с яркими коробками и этикетками. Слегка очумелый, проходит он мимо гирлянды копченых колбас, подвешенных к потолку и оказывается в зале между двух стен, заставленных от потолка до пола. Одна стена – это кондитерские изделия: печенье, вафли, конфеты, шоколад, батончики, драже, пирожные. Все искрится, шуршит пакетиками. Далее, сладкие и шипучие напитки, соки, кофе, чай. А напротив… О, нет… Стена алкоголя. Так не бывает! Да, это не мираж.
Шнапс, водка, коньяк, пиво, шампанское, виски, ликеры, вина всех сортов. Бутылки от потолка до пола, известных и совсем неизвестных марок. Вот это удар!
Рядовые, как вчерашние дети, сразу понимали, что цель их службы попробовать хоть по разу содержимое продуктов на кондитерской стене. Офицерский состав принимал бой со стеной алкоголя. Суровое испытание. Рядом с этим все остальные задачи как-то мельчали.
Но где-то в Кремле, высокое начальство объявило борьбу с алкоголизмом. Началась безалкогольная компания, и борьба за трезвость от границ Союза распространилась и на заграничные военные округа. И вот, как по взмаху волшебной палочки, из гарнизонного магазина исчезла стена с алкоголем. Посетители, вместо привычного для них «разнообразия», вдруг оказывались в просторной комнате полностью заставленной кондитерскими изделиями и лимонадом. Такая «сладкая перспектива» очень расстроила прапорщиков и офицерский состав. Собственно, поэтому и негодовал замполит на очередном политзанятии: «Вот, любят у нас перегнуть палку!»
Майор хлопнул широкой ладонью по столу и вышел из ленинской комнаты.