Произведение «Низовка»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Темы: детство
Сборник: Убежище.
Автор:
Оценка редколлегии: 9.2
Оценка рецензентов: 9
Баллы: 44
Читатели: 671 +1
Дата:
«Низовка» выбрано прозой недели
07.11.2022
«Низовка»

Низовка

      
      Приключения никогда не заканчиваются. Даже если их не ждёшь. Так, однажды ночью, глубокой и тёмной, сгребла меня бабушка в охапку. Надела на меня сонную тысячу одёжек, замотала в несколько одеял и вручила деду. Дед был обут в высокие бродильные сапоги, отвёрнутые до самого конца. И тогда я заметила, что в кухню зашла вода, она уже доходила до середины ножек кроватей, а кровати были высокие, железные. И понёс меня деда на улицу. Донёс до крыльца хаты и приказал стоять и не шевелиться. А надо сказать, что была уже поздняя осень, было очень холодно и сильный низовый ветер. Дрожала я, как осиновый листочек. Деду пришлось тогда и бабушку на калачах перенести, иначе набрала бы она в свои не высокие сапожки воды и могла бы тогда простудиться.

       Когда мы оказались в безопасности, я узнала, что к тому времени бабушка с дедушкой успели спасти все запасы на зиму и домашнюю живность. Собака и кошки были заперты в коридоре. А кур и продукты подняли на полати. Полатями у нас называли чердак. В хате было очень холодно, её не было смысла отапливать, раз жили в кухне. А сейчас надо было, но отсыревшие дрова не хотели разгораться, сколько не лил дед керосина в печку, не помогало. Пока не ушёл туда весь запас газет. Печка капризничала, но в конце концов разгорелась и теперь нещадно коптила на беленый  бабушкин потолок. Света не было, потому что сильный ветер, где-то на линии, оборвал провода. И тогда дедушка, забрав догорающий фонарик, куда-то ушёл. Мы с бабушкой остались одни в темноте. Она обнимала меня, пытаясь согреть и уговаривая заснуть. Да как можно, когда тут такое. А печка уже отбрасывала красные блики на стены и потолок. Вскоре деда вернулся с двумя керосиновыми лампами. Я наблюдала, как бабушка их заправляла и разжигала - это было любопытное действо. Когда загорелись огоньки, на лампы надели специальные стеклянные колбы, а на ажурных боках ламп, были маленькие колёсики и ими можно было сделать огонь поярче или наоборот приглушить. Волшебный свет залил комнату, а на печке, наконец начал шуметь чайник и хотя было ещё очень холодно, но уже намного уютнее. Дед периодически выходил, чтобы посмотреть уровень воды. Приходил хмурый, стихия бесновалась и вода продолжала прибывать. Кухню затопило уже по самые окна. И фундамент хаты уже скрылся под водой. Ещё не много и вода начнёт проступать сквозь пол. Бабушка уже начала собираться на полати. Для начала было решено погрузить туда нашего верного Байкалку и Белку с Васькой. Животные покорно с этим согласились, так как понимали, что их спасают. Хотя по ходу деду  пришлось применить крепкое словцо, но последние часы он только так и разговаривал. Меня погрузили следом, горячий чай отменился. Я сидела между кошками и собакой, свесив ноги с полатей. И мы все вместе, в ожидании, заглядывали вниз. Рядом кудахтали курочки, а я прислушивалась и уже начала понимать опасность происходящего. Бабушка предлагала подогнать мотолодку и погрузиться в неё, пока не поздно, но деда возражал, мол шторм, волна высокая идёт, перевернёмся к такой-то матери, а если в Дон выйти, точно потонем. Ждать, только ждать и надеяться. В крайнем случае, на крышу полезем. Ведь не было ещё такого, чтоб с крышами затопило. Бабушка причитала и молилась. И молитвы были услышаны. Думаю, что в ту ночь молились во всех хуторах и станицах области. Низовка начала стихать. Но вода, наверное по инерции, ещё поднималась. И в хате поднялась сантиметров на двадцать от пола. Сказать, что испереживавшиеся дедушка с бабушкой, облегчённо перевели дух, не сказать ни чего. Кое какую живность и меня, наконец спустили.
   
       На следующий день и далеко уже не утром, так как надо было отоспаться после бурной ночи. Я попросилась на улицу, но бабушка не хотела меня пускать, говорила, что двор ещё полон воды. Но это же самое интересное. Поддавшись моему нытью, бабушка разрешила выйти на крыльцо, предварительно укутав меня, как матрёшку. И строго настрого приказала не подходить к краю крыльца и стоять за перилами. Двор было не узнать, воды было очень много, она была везде. Исчез огород и маленькие заборчики, что были вокруг цветника. Лишь бесконечная серо-зелёная гладь сбежавшего моря. С раскрытым ртом и восхищением я разглядывала этот простор. И вдруг слышу знакомый шелест, так шелестит вода, когда по ней плывёт лодочка. Заглядываю за угол дома и вижу, как дедушка едет на каечке и осторожно гребёт бабайками, чтобы не зацепить и не повредить то, что было скрыто под водой. Бабайки - это по-нашему вёсла. Он ехал со стороны ерика, которого сейчас просто не было. И не было противоположного берега. Казалось, что всё слилось воедино. Там тоже стояли затопленные дома и подворья, и степь за ними, и всё до самого горизонта. Когда он подъехал ближе, я стала проситься к нему, чтобы покатал. С разрешения бабушки, деда осторожно погрузил меня в кайку и мы медленно отправились в путешествие по двору. Восторгу не было предела. Настоящее приключение. За штурвалом дед - пират, а я - маленькая разбойница и командую им: "Плыви туда!". А он покорно соглашается, но в  "открытый океан" всё же плыть отказался, опасно мол. И тогда я стала рассуждать, вот бы так всегда было, а дома и всякие там сарайчики и курятники можно было бы построить повыше. Ведь, как это здорово, когда вокруг целое море. И по-моему, впервые с прошлой ночи дедушка с бабушкой заулыбались. А деду так вообще эта идея понравилась, он ведь был моряк и море любил. И тогда можно было бы не уезжать надолго из дома.

© Copyright: Галина Гвоздецкая, 2017
Свидетельство о публикации №117060410444


Низовка
Послесловие:

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию
Воспоминания из детства сопровождают нас всю жизнь, и вне зависимости, с чем они связаны – с чем-то хорошим или, быть может, не очень – они не теряют яркости и не стираются. Рассказ «Низовка» -  тому подтверждение.
Но одно дело вспомнить, а другое – рассказать о своих воспоминаниях.  Да рассказать так, чтобы зацепило за живое, чтобы у читателей всколыхнулась душа.

Начинается рассказ немного тревожно: бабушка зачем-то сгребает малышку, надевает на неё всё, что можно,  а дальше взрослые с ребёнком оказываются во дворе. В голове взрослого читателя сразу возникает мысль: что-то случилось!
Но то, в чём умудренный жизнью человек увидит опасность, ребёнок может воспринять как увлекательную игру. Или как приключения. Правда,  дальше идут описания событий, от приключений очень далёких: на улице ночь, холодно. Света в доме нет, бабушка с дедом пытаются растопить печку, которая упорствует и никак не хочет давать тепло. Даже чай ввиду продолжения подъёма воды и угрозы затопления жилища попить не удаётся.
Всё написано настолько живым языком, что читателю так и кажется, что он словно оказывается рядом с героями рассказа, переживает вместе с ними холодную ночь, испытывают страх: как бы вода из разбушевавшейся реки не затопила дом. Автор как бы описывает ситуацию и с точки зрения взрослого человека – вот вода зашла во двор и ещё немного – и зальёт первый этаж дома, и одновременно так, как будто сам вновь оказывается в детстве: да, опасно, да холодно, но ведь всё можно пережить! В конце концов, рядом бабушка с дедом.

Композиционно рассказ словно разделен на две части: одна часть – описание подъёма воды и предположения, чтó может случиться, если водная стихия не остановится. Эта часть постоянно держит читателя в напряжении: а вдруг вода поднимется выше, чем крыша дома? А вдруг что-то случится с людьми? Вот уже и сквозь половицы проступила вода – что же будет дальше? Автор выстраивает повествование так, что читателю одновременно становится не по себе, когда он пробегает глазами строчки с описанием надвигающейся опасности, и в то же самое время хочется узнать, благополучно ли завершится полная тревог ночь.
Доведя кульминацию до максимальной точки, автор начинает потихонечку отпускать напряжение: совсем медленно, буквально по сантиметру, вода всё-таки отступает.
«Сказать, что испереживавшиеся дедушка с бабушкой облегченно перевели дух, не сказать ничего», - тут не поверить автору на слово невозможно. Ведь разлив реки очень опасен, и никогда не знаешь, что он таит и чем может обернуться.
В воспоминаниях ребёнка отчётливо остаётся момент, что как любой русский человек, бабушка начинает молиться. «Думаю, что в эту ночь молились во всех хуторах и станицах области», ‒ продолжает автор. Самое интересное то, что в рассказе только три действующих лица: сам автор и двое взрослых. Но у читателя отчётливо вырисовываются перед глазами все те люди, которые в минуту опасности обратились к Богу. Наверное, так устроен русский человек: если природа взбунтовалась, и при этом помощи ждать неоткуда, надежда только одна: на Всевышнего! И уж если молиться – то всем.

Вторая часть – начавшиеся после разлива реки приключения.
Как любые события, на которые наложилось детское восприятие, они яркие и полны позитива. Ребёнок понимает, что произошло что-то не очень хорошее, но всю величину опасности детский разум принять не в состоянии. И если первую часть можно охарактеризовать одним словом – «Тревога», то вторая – это «Интерес». В самом деле – не каждый же день речка разливается так, что бывает похожей на море. И это море приходит прямо во двор, где теперь можно и на лодке кататься! Глагол «приходит» в данном случае очень уместен. Для ребёнка море – живое существо, которое, так же как и люди, может ходить! Далее автор приводит интересное сравнение: «Бабушка отпустила меня, предварительно укутав как матрешку». Именно как матрёшку! Несмотря на то, что матрёшка – это деревянная игрушка с гладкими боками, которую никак невозможно укутать – читатель сразу представляет себе эту картину. Обычно в таких случаях на ум приходит загадка: «Сто одежек – и все без застёжек». Ответ знают все: это капуста. Но сравнивать себя с капустой, с точки зрения ребёнка – это так скучно! А вот с улыбающейся матрёшкой – другое дело!

Теперь, когда вода приток воды начал стихать, взрослые стараются всячески решить свалившиеся на них проблемы: передвигаться по двору теперь можно только с помощью плавсредств. Для  ребёнка, хотя он уже немного понимает серьёзность ситуации, появляющаяся во дворе лодка – это забава! «Настоящее приключение!» - пишет автор – и оказывается прав. По-другому, кроме как к приключению, ребёнок возможность покататься на лодке, даже не представляет. Фантазия срабатывает тут же: «Дед – пират, а я – маленькая разбойница – командую…» Безусловно, всё так и было, и читатель воспринимает картину с улыбкой: что ещё умеет делать разбойник, кроме как не командовать?

Как было бы хорошо, если бы было так всегда!  ‒ продолжает фантазировать кроха. А то, что все хозяйственные постройки не предусмотрены для разливов рек – не беда: ведь их можно построить повыше! Для малышей жизнь кажется не такой уж сложной штукой,  они совсем не представляют себе, какой труд нужен для таких перестроек – ведь это так здорово, когда вокруг целое море!
Так и хочется при этом вернуться к началу рассказа: действительно, приключения никогда не заканчиваются.
При этом река не просто течёт – она шелестит! Нечасто можно встретить такой глагол при описании течения. Но для детского восприятия шум реки – это действительно «шелест». Словно вода хочет шёпотом поделиться каким-то секретом. И не беда, что вода разлилась чуть ли не до самого горизонта. «Восторгу не было предела», - детские эмоции и восприятие живы до сих пор.
И бабушка с дедушкой, глядя на внучку, невольно улыбаются, хотя совсем ещё недавно они подвергались такой большой опасности.
На мой взгляд, что особенно ценно в таких произведениях – это умение выдержать повествование именно в том стиле, каким обычно говорят дети. Автор ничего не комментирует, не пытается что-то добавить, исходя из соображений повзрослевшего человека. Всё остаётся таким, каким запомнилось много лет назад.

Стилистически произведение выдержано хорошо.
Грамматические ошибки есть, но их очень немного: кое-какой пишется через дефис, вводное слово наконец выделяется запятыми с обеих сторон, в нескольких предложениях имеются лишние запятые, что, по сути, не является грубыми нарушениями.
Вывод: текст нуждается в дополнительном прочтении и исправлении указанных пунктуационных ошибок.

Ссылка на произведение: https://fabulae.ru/prose_b.php?id=85947

Оценка произведения: 9
Магдалина Гросс 14.12.2022
     07:21 01.07.2023 (1)
Стихийное бедствие глазами ребёнка... Очень точно и колоритно описано. Устояла деревня, (станица) - Слава Богу!
     09:29 01.07.2023
Благодарю, Александр! ❤ Очень приятный отзыв! 👍😊
Гость      18:44 28.12.2022 (1)
Очень хороший рассказ! Просто вернули в дество! Знаю, что такое низовка, в дестве жила на нижнем Дону, и иногда было очень страшно...а что если вода не остановится...и страшная ночь не закончится.... 
     21:09 28.12.2022
Благодарю Вас! Очень рада, что есть действительно понимающий читатель.
     14:48 18.12.2022 (1)
Когда я читала рецензию, я поняла, что речь идет о разливе Дона.
Интересно всё написано!
     15:22 18.12.2022
Да, вы совершенно правы, о нём самом. Спасибо большое, Анна!
     12:21 15.12.2022 (1)
1
С интересом прочитала рассказ-воспоминание. Согласна с рецензией Магдалины.

Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
​Наверное, надо кое-где убрать сорняк: было.   "Двор БЫЛО не узнать, воды БЫЛО очень много, она БЫЛА везде".  Поправить легко,
чуть изменив построение предложения.


     20:25 15.12.2022
Большое спасибо, Галина!
     00:34 15.12.2022 (1)
1
Очень понравилось, спасибо.
     00:38 15.12.2022
Благодарю!
     22:22 07.11.2022 (1)
2
Великолепно, очень живо и образно рассказано. Картина перед глазами.
При этом автор мягко акцентирует детское восприятие происходящего.
На самом деле - это катастрофа, стихийное бедствие. Но то, что понимают взрослые, для ребенка лишь волшебное приклбючение, масса впечатлений.
И как хорошо, что у малышки есть любящие родные - заботливые бабушка с дедушкой, что защищают ее душу от пугающей реальности и дают возможность насладиться лишь богатыми впечатлениями.
Спасибо!
     15:13 12.11.2022 (1)
1
Какой прекрасный комментарий, Ляман! Спасибо от всего сердца!
     15:20 12.11.2022
1
Вам спасибо огромное!
     19:58 08.11.2022 (1)
1
Очень хорошо, образно написано. Ощущение, что сам пережил наводнение.
     15:10 12.11.2022 (1)
1
Благодарю, Леонид!
     15:15 12.11.2022
1
Новых творческих удач.
     17:21 08.11.2022 (1)
1
     15:11 12.11.2022
1
     08:02 29.10.2022 (1)
2
Хорошо написано, что говорить... Воспоминания детства, а они для человека самые дорогие. 
     09:42 29.10.2022
Большое спасибо, Магдалина!
     03:07 13.09.2018 (1)
Это неплохо, но много "не".

Можно в личку ?
     03:28 13.09.2018
Да.
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама