КАК ЦАРЬ ПЁТР НА ДОНУ ПИВО ВАРИЛ
Петр вынашивает мысль об образовании именно в Таганроге столицы Российской империи. В письменной и устной форме делится со своими деятельными сподвижниками и единомышленниками – Ф. Головиным, Ф. Апраксиным, И. Толстым, К. Крюйсом – размышлениями о проведении в гавани дноуглубительных работ, постройке базы для изготовления боевых и торговых кораблей, обустройстве причалов и полноценного морского порта.
Рассматривается также вопрос об обеспечении войск питьевой водой. И с первых дней строительства новой крепости для работников варят... пиво. В экономической части отчета от 5 декабря 1711 года есть информация о том, что «…ныне налицо в Троицку работных людей – 679... на пивоварне пиво варят шесть душ...».
Для продовольственного обеспечения морских команд некоторые продукты доставляются из губерний «натурой», другие заготовляются на адмиралтейских заводах или поставляются подрядчиками. Морская провизия отличается от береговой большим ассортиментом и разнообразием. В нее включается сбитень или пиво и вино, которого в месяц полагалось 16 чарок на человека*.
• * См.: Энциклопедия Таганрога. Ростов н/Д: Ростиздат, 2003.
Справка
Можно предполагать, что, несмотря на скудость информации по этому вопросу, для экипажей строящегося флота Петр I распорядился варить пиво. По моей просьбе информацию по этому вопросу подготовил ветеран Военно-Морского Флота России, представитель Ростовского-на-Дону Морского Собрания капитан первого ранга С.И. Фелицин: «Пивоварение, инициированное по воле императора Петра I, положило в дальнейшем начало целой отрасли пищевой промышленности. Промышленное производство пива в России было вызвано в первую очередь потребностями морского ведомства, и у его истоков стояли Ф. Головин, А.Д. Меншиков, генерал-адмирал Ф.М. Апраксин, адмирал К.И. Крюйс и другие сподвижники царя-реформатора. По аналогии с пищевым рационом морских сил ведущих западноевропейских стран, пиво включено в нормы продовольственных пайков русских моряков. В тех местах, где создавались морские силы, там и рассматривался этот вопрос. Он был связан прежде всего с тем, что питьевой воды имелось ограниченное количество, а основу питания команд составляли в то время сухие и консервированные продукты. В месяц матросу было положено 45 фунтов ржаных сухарей, 10 фунтов крупы овсяной и 5 гречневой, 10 фунтов гороха, по 5 фунтов соленой говядины и свинины, 4 фунта сушеной рыбы. К этому сухому рациону полагалось в месяц 16 чарок вина и 7 ведер пива (2,5 кружки в день). Видный военно-морской историк XIX века Ф.Ф. Веселаго, исследуя предпосылки включения пива в список «морской провизии», установил, что для его производства имелись пивоварни в Санкт-Петербурге и Ревеле, что позволило уже в 1721 году довести его поставку до 325 тысяч ведер... Понятно, что пивоварни Троицка тоже принимали участие в обеспечении своей продукцией строителей новых кораблей Азовской флотилии».
|