Произведение «КАК ДЕД А.С. ПУШКИНА ВОЕВАЛ ЧЕСМУ»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Автор:
Баллы: 4
Читатели: 770 +1
Дата:

КАК ДЕД А.С. ПУШКИНА ВОЕВАЛ ЧЕСМУ




Многочисленный турецкий флот, надеясь на артиллерийскую поддержку береговых батарей, укрылся в удобной Чесменской бухте. Однако русская эскадра под командованием Г.А. Спиридова блокировала его действия. Быстро оценив обстановку, он принял решение атаковать корабли противника. Учитывая недостаточные глубины в месте предстоящего боя и стесненное пространство бухты, цейхмейстер Ганнибал* пригласил на совещание греческих капитанов.
*бригадир  И.А. Ганнибал (двоюродный дед великого русского поэта А.С. Пушкина).
-------------------------------
Справка
Ганнибал Иван Абрамович (1736/1737–1801). Деятель русского флота, генерал-поручик (1779). На службе с 1744 года. В 1769 году переведен из полковников полевой артиллерии в цейхмейстеры морской артиллерии. Участник Архипелагской экспедиции. За взятие Наварина и Чесменское сражение награжден орденом Святого Георгия 3-й степени. Произведен в генерал-майоры в 1772 году, а в 1776-м пожалован в генерал-цейхмейстеры. С 1777 года член Адмиралтейств-коллегии. В 1778 году был направлен на Днепр для руководства строительством Херсонской верфи и адмиралтейства. В 1784 году уволен от службы в связи с болезнью.
Не могу удержаться и еще от одной информационной справки. Его отцу – «арапу Петра Великого», генерал-аншефу в отставке Абраму Петровичу Ганнибалу – в 1780 году исполнилось 85 лет. Он пережил семь (!) императоров и императриц. Десятилетия строил и строил – делал то, что должен был делать по воле Петра Великого. Строил кронштадтские доки, сибирские крепости, тверские каналы, эстонские порты. С 1752 года один из руководителей Инженерного корпуса; руководил всеми фортификационными работами в Кронштадтской, Рижской, Пярнуской, Петропавловской и многих других крепостях. С 4 июля 1756 года генерал-инженер, т. е. главный военный инженер государства. В 1759 году стал генерал-аншефом. Летом 1780 года Абрам Петрович распорядился по завещанию своим имуществом – 1400 крепостных душ и 60 000 рублей капитала. Это немалое состояние делилось между четырьмя сыновьями и тремя дочерьми. Причем старшему сыну, герою русско-турецкой войны Ивану, к этому времени исполнилось 45 лет, а младшей дочери Софье – 21 год. Меньше года жизни было отпущено сподвижнику Петра Великого. Он уже никогда не узнает, что через 19 лет родится мальчик, который поведет за собой в бессмертие весь род потомков Ганнибала. Генерал-аншеф помнил Африку, Стамбул, Петра I, Францию, Сибирь, Бирона и Анну Иоанновну, Елизавету. Его младший зять Адам Карлович Рот-Кирх сделал наброски биографии «арапа» на немецком языке, а через 40 лет последний из живых сыновей, отставной генерал Петр Ганнибал, вручил эту запись курчавому внучатому племяннику и потребовал денежного вознаграждения.

Ганнибал, описав сложную боевую обстановку, он обратился к грекам от имени командования русской эскадры с просьбой пожертвовать свои корабли для формирования авангарда атаки.
По замыслу адмирала С.К. Грейга, маломерные греческие суда следовало переоборудовать в плавающие «пороховые погреба», начинив их просмоленными концами и канатами, пороховыми и бомбовыми зарядами, а затем с минимальным составом экипажей атаковать турок, прокладывая путь для основных сил объединенной эскадры. Греки с радостью пожертвовали свое имущество на благое общее дело. Осуществляя задуманное, предложили пропитать такелаж, деревянные надстройки и борта брандеров скипидаром, добавив для лучшего горения большое количество серы. Командирами брандеров были назначены капитан-лейтенант Р. Дугдель, капитан-лейтенант Ф. Мекензи, лейтенант Д. Ильин и мичман В. Гагарин.
Остаток дня 24 июня, всю ночь и часть дня 25 июня они готовили и снаряжали суда. Состоялся военный совет у графа Орлова на флагманском корабле «Три иерарха». В заседании этого совета принимали участие адмирал Спиридов, контр-адмирал Эльфинстон, цейхмейстер корабельной артиллерии Ганнибал и командиры всех греческих и российских кораблей. На совете огласили приказ графа А.Орлова о вторичной атаке врага. Решение было принято однозначное: «...уничтожить турецкий флот, не теряя времени...» Орлов требовал сжечь корабли турецкого флота брандерами.
К вечеру 25 июня 1770 года таранные суда были изготовлены. На каждое из них определялся один артиллерист, который по приказу брандерного командира, войдя в бортовое соприкосновение с вражеским кораблем, должен был зажечь свое судно и тем самым воспламенить вражеский корабль. Капитан-командор С. Грейг был непосредственным вдохновителем и руководителем предстоящей атаки. По команде А. Орлова он обеспечил бомбардировку неприятельской эскадры с бомбардирского корабля «Гром», определил время и направления атаки брандеров.
Итоговые события показали, что только брандер лейтенанта Ильина достиг цели. Он вплотную подвел свое суденышко к борту 84-пушечного турецкого корабля. Матросы обеспечили крепкую швартовку, произвели спуск шлюпки у своего борта. Ильин поджег брандер, дождался полного сцепления с неприятельским кораблем и, как это положено командиру, последним прыгнул в спасательную шлюпку. Пламя мгновенно охватило брандер и перекинулось на вражеское судно, пожирая такелаж. Огонь делал свое дело. Турки были ошеломлены. Впоследствии сам Гасан-паша рассказывал французскому послу о том, что принял таранный брандер Ильина за перебежчика с русской эскадры.
Атака брандеров была дополнением к усиленному многочасовому артиллерийскому обстрелу, который вела русская эскадра, обеспечив полное сожжение вражеских кораблей. Горели десятки больших и малых судов. Турки потеряли четыре фрегата, пять галер и 60-пушечный корабль «Родос». Пять галер было взято в плен, уничтожено большое количество малых судов. Десять тысяч турецких моряков погибли. Потери русского флота оказались минимальными. Четырех отважных командиров наградили орденами Святого Георгия IV степени и произвели их в следующий чин.

Справка
Благодарное отечество не забыло героя Чесмы лейтенанта Дмитрия Сергеевича Ильина. Спустя десятилетие его имя будут носить боевые корабли: в 1886 году со стапелей Балтийского завода сойдет линейный крейсер «Лейтенант Ильин», а позже это славное имя перейдет на борт эскадренного миноносца российского военного флота. В Новгородском уезде на могиле капитана первого ранга Д.С. Ильина будет установлен памятник.

Посланником к императрице с вестью о чесменской победе был определен сын адмирала Г.А. Спиридова, морской офицер с парусника «Три иерарха» Алексей Григорьевич Спиридов. В качестве трофейного судна на обозрение народа был отправлен в Санкт-Петербург турецкий корабль «Родос». Его вывели из Чесменской бухты к острову Лемнос. Команда из русских моряков под капитанским началом А.И. Круза должна была обеспечить этот переход «приза». Однако он попал в жесточайший шторм и сел на камни в бухте Мезата. Экипаж эвакуировали, а «Родос» сожгли.
За победу в Чесменском сражении граф А.Г. Орлов удостоен высшей степени воинского отличия – награжден орденом Святого Георгия I степени, ему присвоен титул Чесменского.
------------------------------
Справка
Статут военного ордена Святого великомученика и Победоносца Георгия учрежден Екатериной Великой 23 ноября 1769 года. В истории Российского государства не было более почетной награды, чем орден Святого Георгия. Как знак орденского отличия он вручался генералитету и офицерам только за личные подвиги на поле брани. Он имел эффектный внешний вид: золотой, покрытый белой эмалью крест; в центре, на круглом выпуклом медальоне, блистало изображение святого Георгия на коне, поражающего копьем дракона. Орденом награждались за мужество и героизм во имя отечества наиболее отличившиеся воины. В 1807 году утвержден и знак отличия военного ордена – Георгиевский крест. Георгий Победоносец осенял собой русское воинство, вдохновляя его на достижение победы.




Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Реклама