Произведение «2. Распределительное право»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Сборник: Мировой кризис. Причины и возможный выход
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 396 +1
Дата:

2. Распределительное право

    Для того, чтобы жить необходимы ресурсы. Получая ресурсы, мы удовлетворяем свои потребности в кислороде, в еде, жилье, знаниях, сексе, лечении и продолжаем жить.  Один из главных фактов существования жизни состоит в том, что каких-то ресурсов всегда не хватает на всех. Когда мы живем сами по себе, и нам не хватает некоторого ресурса, мы либо отказываемся от этой потребности, либо, если отказаться от нее невозможно, мы умираем. У стайных живых существ это выглядит несколько иначе.  Если ресурса недостаточно, то нужно каким-то образом организовать его распределение. Изначально надо понимать, что не существует справедливого способа распределения ресурса. Если в очереди на срочную пересадку сердца в больнице лежит 10 человек, а в наличии только три сердца, то семь человек умрут при любом способе распределения и за пять минут до смерти они расскажут вам, что они думают о вашем «справедливом способе распределения сердец». Итак, любое распределение ограниченного ресурса не справедливо.
    Однако можно попытаться распределять ограниченный ресурс с точки зрения наилучшей выживаемости вида, поскольку  индивидов много, а вид-то один. Обычно так и организуется жизнь в стае. Например, в волчьей стае лидером является самый сильный самец.  Потомство первой волчихи стаи имеет преимущество  и поддерживается всеми волками стаи. При нехватке чего-либо, скажем, пищи, в первую очередь страдают слабые особи, поскольку первыми пищу получают первые в иерархии стаи особи. Установленную иерархию в стае поддерживает вожак стаи, поскольку он самый сильный. С точки зрения вида, это весьма целесообразная схема организации потребления. Очевидно, что вместе с правом на преимущественное распределение благ, вожак стаи приобретает и определенные непростые обязанности: защита территории, организация охоты, забота о потомстве и т.д.  Собственно его и целесообразно сохранять в трудные времена именно потому, что он способен сделать много для своего вида. Организация баланса прав и обязанностей – важнейшая функция стайной жизни.
    Но потребности нужно удовлетворять каждый день. Короче говоря, должно быть налажено распределение. Можно, например, взять какой-то особо выдающийся экземпляр из стаи, и поручить ему заниматься  распределением. Это, скажем так, ручное управление распределением.  Особенность ручного управления в том, что приоритетность права может меняться в зависимости от ситуации. Но распределению подлежит слишком много ресурсов и происходит оно постоянно в каждой точке, где присутствуют участники условной стаи. При этом вожак может и отсутствовать. Поэтому распределение осуществляется несколько иначе, через РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ ПРАВО доступа к распределяемому, которое является очень конструктивной идеей. Этим правом наделяется всякий участник. Это его метка. Именно с этого момента появления стабильности оно и становится по существу распределительным правом, но правом изменяемым. Поскольку теперь право соотнесено с участником процесса распределения, последний при желании  изменить результаты распределения в свою пользу, может приложить усилия для изменения своего права.  Это означает, что в границы распределительного права должны входить и правила его изменения во времени, а именно, правила того, как назначать и как  менять доступ к распределяемому. Например, можно подраться с вожаком и в случае победы изменить свое распределительное право.  С момента, когда распределение уже не есть просто воля вожака, а свойство и самого участника стаи, оно оформляется в распределительное право. Это свойство самого участника поддерживается его жизнью в стае  (его местом в иерархии) в том числе и вожаком стаи.
  Люди, как стайные млекопитающие,  имеют в отношении распределения те же проблемы. Как говорил Аристотель: "Дело в том, что распределительное право, с чем все согласны, должно учитывать известное достоинство, правда, [«достоинством»] не все называют одно и то же, но сторонники демократии — свободу, сторонники олигархии — богатство, иные — благородное происхождение, а сторонники аристократии — добродетель" [Аристотель, "Никомахова этика"].  Вот это право, которое мы предъявляем при распределении, теперь и будет называться капиталом. Оно говорит, что тебе можно, а что нельзя, и сколько можно, а сколько – нет. Поэтому мы можем даже сказать более сильную  фразу: «Капитал – это право на преимущественное распределение».  То самое «известное достоинство» как раз и означает определенные социальные обязанности, сопровождающие  распределительное право.
    Предвидя раздражение читателя, связанные с изменением понятия капитала, хочу сказать следующее.  Я прекрасно понимаю, что традиции делового оборота изменить практически невозможно. Кроме того, данное здесь определение капитала весьма расплывчато в том смысле, что его трудно измерить и даже оценить, это чисто качественное понятие. Традиционное понятие капитала нетрудно выразить в денежной форме и конструктивно использовать при проведении различных операций. Но всё же переименование хотя бы здесь кажется мне очень важным, и вот по каким причинам.
    Во-первых, поскольку ресурсы всегда ограничены, любые разумные существа должны с какого-то момента ввести в свою жизнь капитал.  Они это должны сделать хотя бы потому, что не желают перебить друг друга. 
    Во-вторых, необходимо отметить, что в фиксированный момент времени в обществе может существовать несколько различных видов распределительного права.  Скажем, в семье преимущество при распределении может определяться возрастом, или как-то связано с одаренностью детей. Но всегда существует  главный, известный всем членам общества вид распределительного права, и именно, будучи главным, он и является капиталом. Главный вид капитала в Великобритании – деньги, хотя быть королевой тоже не плохо.
    В-третьих, реализация любого права осуществляется через принуждение или даже насилие, которое реализуется властью.  Невозможно обладать правом на преимущественное распределение и не обладать властью для его реализации.  Поэтому в любом обществе «владеть капиталом» означает «иметь власть». Именно поэтому среди различных видов распределительного права в данный момент времени всегда есть один, главный. Это так, потому что власть одна, и те, в чьих она руках, и определяют главное право, то есть капитал. Капитал, как право на преимущественное распределение, – по определению является выражением неравноправия и несправедливости, и, следовательно, общественная жизнь любых разумных существ всегда содержит элементы неравноправия и несправедливости.
    В-четвертых,  для того, чтобы капитал функционировал эффективно, необходимо выполнение двух условий: стабильности и изменчивости. Стабильность создает привлекательность капитала, желание обладать им. Стабильность требует известной защиты капитала («своих не сдаем») и, поскольку капитал реализуется властью, власть и обеспечивает его стабильность, а также передачу его по наследству. Например, у животных часто право на распределение у потомства связано с тем, от каких родителей рожден член стаи. Наследование титула, наследование денег, система блата – это примеры реализации функции наследования для различных видов капитала. Изменчивость капитала означает возможность при желании изменить свой капитал. Для этого необходимо приложить определенные усилия: послужить верой и правдой королю, заработать в бизнесе или продвинуться по служебной лестнице. Но капитал можно и потерять, освободив место для других. Можно попасть в немилость к королю, разориться или быть отвергнутым начальством. Изменчивость капитала создает условия для его развития.
    В-пятых, распределительное право предшествует любому производству, поскольку уже существует даже в стаях животных, где никакого производства нет. Как раз наличие распределительного права стимулирует появление производства. Когда дефицит какого-либо ресурса нарастает, это приводит к ужесточению дифференциации при реализации распределительного права, что стимулирует налаживание производства дефицитного ресурса. В этом смысле как раз распределительное право является «главным» по отношению к традиционному капиталу. Я, как и большинство современников, склонен полагать, что развитие и изменения  в обществе в основе своей связаны и определяются капиталом, то есть «главным», но с одной оговоркой: с капиталом в новом смысле. Вряд ли на Майдан выходят, чтобы наконец-то производить галоши. На Майдан выходят, чтобы наконец-то иметь галоши. Вряд ли также рабочий класс в начале прошлого века спал и видел изменение отношения к средствам производства. Нет, он видел изменение правил распределения. Именно отношение к распределению крушит старое и рождает новое, заставляет производить и разрушать, приводит к кризисам и взлётам.
Реклама
Реклама