- Завтра идём чистить водосброс, иначе сорвёт вода плотину.
Деревенский сход мужиков быстро пришёл к единодушию в этом вопросе. Все понимали, нельзя допустить, чтобы пруд ушёл.
Проходил сход в доме Василия Ивановича, участника войны, который пользовался уважением среди односельчан. Здесь же решались и другие хозяйственные вопросы: не пора ли почистить колодцы (их было два на всю деревню), сколько дней каждому двору стеречь общее деревенское стадо, в зависимости от того, сколько скотины содержалось у каждого в подсобном хозяйстве. Пастуха здесь не нанимали, очередь переходила от одного дома к другому.
Вопросы разные решались на деревенском сходе. Но ранней весной очень важно было не упустить пруд. После таяния снегов он наполнялся до краёв и вытягивался до крайних домов деревни. Всё лето в пруде плескалась детвора. Да и взрослые в свободную минутку спешили сюда – и покупаться, и порыбачить.
Был в центре деревни ещё один пруд, рядом с домами. Размерами он поменьше. И использовался преимущественно для хозяйственных нужд и барахтанья домашней птицы.
А Дальний пруд всегда был большим и глубоким. Но если в воду заходить не с плотины, а с противоположной стороны, то глубина наступала не сразу. Этим и пользовались девчонки и мальчишки, которые ещё не научились хорошо плавать.
Большой и глубокий Дальний пруд к осени постепенно мелел. Говорили, что часть воды уходит в подземные воды через воронку, которая, и вправду, была хорошо видна, после того, как пруд уменьшался вдвое. Этой воронкой пугали детей, запрещая далеко заплывать, говорили, что может затянуть, и не осилишь выбраться. И правильно делали, бережёного Бог бережёт.
После того, как воронка появлялась на поверхности, пруд в размерах больше почти не уменьшался, оставался таким до зимы.
А предположение про подземные воды – скорее всего, правда. На древних картах на месте этих двух деревенских прудов обозначена речка. Возможно, она со временем ушла под землю.
Наутро молодые мужики, встав пораньше и вооружившись лопатами, шли чистить снег, освобождать водосброс. Спешили, надо было всё сделать до работы.
Так повторялось каждый год. Были люди на деревне, был и пруд. Затем деревня стала пустеть, а пруд мелеть.
И, наконец, пруд совсем обмелел и зарос камышом. Отпала необходимость чистить по весне водосброс, вода до него не доходит. Воронка, которая когда-то затягивала воду, заросла травой. А пруд к осени совсем пересыхает. Лишь по весне наполняется от талых вод.
Ушли люди, ушла и вода. И кто скажет: есть ли здесь связь, или нет?..
Но облюбовали это обезлюдевшее место цапли и утки. Прилетают каждый год.
В летнюю пору и грибники любят бывать здесь, смотреть на взметнувшихся в небо диких птиц, спускаться с плотины к лесу – березняку и к посаженным по кромке поля ёлочкам. Заблудиться здесь невозможно. А набрать ягод и грибочков – почти всегда удаётся. И на всём пути будет сопровождать пение птах и стрекот кузнечиков. Как было и много-много лет назад.
фото автора
| Помогли сайту Реклама Праздники |