Произведение «Клетки. Всадник»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Темы: жизньмысличувства
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 293 +1
Дата:

Клетки. Всадник

Игра  шла  на,  редкость,  легко.  Переполняла  эйфория,  в
предвкушении  очередной  победы.  Позиция  соперника  разваливалась.
Можно  ли  было  представить,  что  так  попрет  в  начале  матча?
              Шла  седьмая  партия  из,  положенных  по  регламенту,
двадцати  четырех.   Комбинатор  вел в два  очка,  и сейчас  разрыв  грозил
увеличиться.  Профессор,  чемпион  мира,  безуспешно  пытался  поймать
взгляд  претендента,  но  того  интересовала  только  доска.
             Такого  еще не было,  чтобы  он  терял понимание  игры.   Проиграв
первые   две  партии,  огромным  усилием воли,  заставил  себя  сражаться.
Терпел,  держал  защиту,  подолгу  обдумывал  каждый  ход.  Мучение,  а
не  игра.  Четыре партии удержал,  а  сейчас  снова  все  рассыпается.
             Какой  молодой.  Всего  двадцать три.  В  сыновья  годится.  
Возможно  ли  в  этом  возрасте  так  играть.  Фантастично.  Вопреки
законам  логики.  На рани безумного  риска.   Авантюрно.  Но  выигрывает.
             «Я  плохо играю» -  убеждал  себя  профессор.  После  игры,
при  разборе  каждой  партии,  видны  ошибки.  Мало  того,  становится
ясно,  что  мог  выигрывать.   Но  в  игровом  зале,  при  нервном  напряжении
и  ограниченном  времени  на  обдумывание  ходов,  невозможно  решить
его головоломки.   Все,  сдаюсь.   Теперь  отыгрывать  придется  три  очка.
              Комбинатор  не  скрывал  радости,  пожимая  ему  руку.   Наконец-то
удалось  взглянуть  в его  глаза.   Доброта,  наивность,  детская  беззащитность.
Неужели?  А  почему  нет?  
            Профессор  спешно  покинул  зал,  встревоженный догадкой.
В  свое  время,  когда  было  ему  столько,  сколько  претенденту  сейчас,
великий  Мыслитель  говорил  о  всаднике,  который  приближает  успех,  но
берет  за  это  дорогую  плату.  Тогда это  казалось  фразой  переносного
смысла,  подразумевающей,  что  всему  свое  время.  Нельзя  победить
без  опыта  поражений,  пути  поиска  и  разочарований,  преодоления  
трудностей.   Быстрый  и  ранний  успех  недолговечен  и  сменяется  тяжелым  
падением.    
              Все  правильно.   Только  всадник  на  самом  деле  есть.  И  на  пару
с  Комбинатором   они  лишают  его  звания.  При  этом,  соперник  понятия
не  имеет,  кто решил  ему  помочь.   Всадник  сам  выбирает.   Тех,  у  кого
нет  психологической  брони  и  личностные  качества  не  агрессивны.
Большой  талант,  желание  победить  вместе  с  добротой и наивностью
притянули  его  к  Комбинатору.
             Неожиданно, это  успокоило.  Будь,  что  будет.  Нужно  просто  играть.
             Комбинатору  не  спалось.  Близость  победы  в  матче  дурманила.
Впервые  он  ощутил нереальность  происходящего.  
             Следующие  две  партии  выиграл  Профессор  и  почти  отыгрался.
Расслабился  и  в  десятой  снова  начудил.   Больше  выиграть  ему не  удалось.
Комбинатор  перестал  сомневаться  в  победе.   Новый  чемпион.
           Только  радоваться  оказалось  некогда.  Через  неделю  слег  в  
больницу из-за тяжелой болезни  почек.   Потом  прихватило  печень,  желудок.
Сплошная  боль  и  маета.   Как  тут  подготовишься  к  матчу-реваншу.
          Однажды  Профессор  навестил  соперника  в  больнице.  Тот  был  бледен
и  выглядел  постаревшим  на двадцать  лет.  Невозможно  было  утаить
догадку.
          Не  удивился.   Говорил,  что  чувствовал  нечто  необычное.   Вот  
плата  за  успех.  Здоровье  убитое.
         -  Он  больше  не  придет,  -  заверил  Профессор.  -  Не  корите  судьбу.
Случилось,  как  случилось.  Выздоравливайте.    Желаю  всего  хорошего.
но  в  матче  пощады  не  ждите.
        Разбил.  Четко,  уверенно,  беспощадно.  Играя,  стал  менять  фигуры,
упрощая  позицию,  лишив  Комбинатора  возможностей  фантазировать.
Пару  раз  тому все же удалось  запутать  соперника,  но  повлиять  на  итог
Сражения  это  не  могло.   Профессор   вернулся  на вершину.
        Комбинатор  продолжал  красиво  играть,  одержал немало  побед,
но  к  мировой  вершине  приблизиться  не смог.  Играл  и  болел  всю
оставшуюся  жизнь.  Умер  от  инфаркта в пятьдесят два года.   Дорога
плата  за  быстрый  успех.
       Между  тем,  Профессору  предстояла  новая  встреча  с  всадником.
      Шахматная  школа  подготовила  достойного  Ученика.  Талантливого,
сильного,  честолюбивого.  Через  год  после  чемпионства  Зануды,  он
начал  восхождение  к  успеху.   Играл  резко  и  агрессивно.  В  атаке  был
неудержим.  Его   успех   возместил  Профессору  горечь  собственной
неудачи.  Стал  лучшим  в  стране.  Одного  за  другим  крушил  конкурентов,
продвигаясь  к  высшему  успеху.
      Последним  соперником  перед  поединком с  Занудой  стал  Комбинатор.  
Как  он  хотел  вернуться  на  вершину.  Даже  болезни  временно  отступили
перед  страстной  игрой.   Двенадцать упорных  партий.  После  восьми
счет  был  равным.  А  затем  Ученик  выиграл  три  раза  подряд,  несказанно
порадовав  учителя.  Это  была  чемпионская  игра,  достойная  лучшего   в
мире.
        Но  Зануда  так  не  считал.   В  первой  же  партии   наказал  за
небрежность  в атаке.  Ученик  скис.  Он  плохо  переносил  неудачи.
Не  сразу  вернул   игру.    Но  постепенно  пришел  в  себя  и  смог  отыграться.
Облегченно  вздохнул  и  тут  же  проиграл.  Зануда  не  прощал  малейшей
расслабленности.   Догнать  его  больше  не  удалось.  
       В  конце  матча  вышло совсем  плохо.   За  две  партии  до  завершения
Ученик  проигрывал  два  очка.  В  лучшем  случае  была бы ничья  в  матче,
и  Зануда  все  равно  сохранял  чемпионство.  Следовало  сделать  быструю
ничью  и  поздравить соперника  с  победой.   Но  Ученик  кинулся  в  атаку
и   выиграл,  озадачив  таким  поведением  окружающих.  Пришлось
напомнить  правила чести  игрока.  Нельзя  махать  кулаками  после  драки.
В  последней  партии  сыграл  вничью  и  извинился.  Зануда  только  рукой
махнул,  ладно,  чего  уж  там,  с  кем  не  бывает.
       Профессор  впервые  после  проигрыша  признал  в  Зануде  сильного
игрока,  достойного  большой  победы.  Стыдно  стало  за  свое  поведение
после  проигранного  матча.  Каждый  стиль  имеет  право  на жизнь,  если
приносит  успех.
        Ученика  встряхнул.  Соберись.  Ты  можешь.  Не он  выиграл, а  сам
проиграл.  Своим  слабостям.  Держи  в  руках  свой  нрав  неукротимый  и
направь  на  спортивную  злость.  Хорошо  поговорили.
      Снова  пришли  победы.   Через  три  года  новый  матч  с  Занудой.
Первую  партию  проиграл.  Разозлился  и  сокрушил  ранее  непроходимую
оборону.  Повел  в  два  очка,  расслабился  и тут  же  получил  от  матерого
тигра.  Вмиг  исчез  перевес.   Ничьи  пошли.  Оба  копили  силы  для  
решающего  удара.  Зануда  начал  первым,  но  Ученик  переломил  игру
и  вышел  вперед.  В  последней  партии,  ведя в  одно  очко  и  имея  игровой  
перевес,  предложил  ничью.  Позже,  объяснил,  что  силы  кончились  и
дальше  не  мог  играть.  Догадался  ли  об  этом  Зануда?   Возможно,  но
вида  не  подал.  Но  воспользоваться  слабостью  соперника  не  захотел,
хоть  мог  сохранить  чемпионство.   Цена  не  устраивала.  Согласился
на ничью  и  признал  нового  чемпиона.
        Ученик  ликовал.  Профессор  был  рад  за  него,  но  понимал,  что
все  здесь  на  тоненького.  Хватит  ли  сил  держать  вершину?
        Имя  нового  соперника,  Буйного  -  гремело  несколько  лет.  Никто  не  
выигрывал    столько  поединков.   Профессор  помнил  его  юношей  с  
безумными  глазами  и  невероятными  амбициями.   Всегда  хотел  выиграть,
даже  там,  где это  было  невозможно.  И  выигрывал.  Поражения  случались,
но  количество  побед  перекрывало  их  как  водопад.  
      Тот  сезон  был  для Буйного  труден.  С  трудом  пробился  в  претенденты.
Но  в  матчах  стал  громить  одного за  другим.  Матчи  из  десяти  партий
выигрывал  досрочно  под  шесть – ноль.   Проигравшие  не  понимали,  что
происходит.  Они,  словно,  теряли  умение  играть.   Наваждение.
       Профессор  уловил  знакомые  мотивы.  Опять  всадник.   Тот  был
с  открытой  душой,  этот  с  неустойчивой  психикой.  Все  сходится.
Даже  Зануда  в  финальном  матче  претендентов  не  устоял.   Хладнокровный
и  невозмутимый.
    Предупредил  Ученика,  чтобы  не  играл  автоматически,  а  думал  над
каждым  ходом.   С  постоянным  волевым  контролем.  Но  тот  в  пол  уха
слушал.   Считал  себя  непобедимым.   Надулся,  как  звезда  перед  взрывом.
Худо  будет,  решил  Профессор.
    Первую  партию  Ученик  выиграл.   Буйный  нервничал,   пытался
что-то  придумать,  стал  неоправданно  рисковать,  запутался  в  расчетах,
проиграл.   Психовал  до  истерики.  На  вторую  партию  не  явился  и
получил  технический  проигрыш.  
     Наказание  отрезвило  и  успокоило.   Вернулась  уверенность  и  
гипнотический    сумасшедший  блеск  глаз.   В  третьей  партии  Ученик
неожиданно  стал  делать  ошибки  на  ровном  месте.  Проиграл.   Удержал  с
трудом  четвертую,  а  в  пятой   снова   посыпался.   Следующие  две  партии  
ушли  туда  же.
      Пришлось  вмешаться  Профессору.  Встряхнул.  Заставил  сражаться.
Хоть  подсознательно  понимал,  бесполезно.  Перед  всадником  не  устоять.
Следующая  партия  была равной.  Морок  удалось  побороть.  Требовалось
выстоять  в  десятой.  Перевести  дух.  Начать  сражение  заново.  Два  очка
отставания можно  было  отыграть.  Буйный  это  понял  и  вложил  в  атаку  весь
талант.  Выиграл.  Ученику  срочно  нужно  было  ответить.  Он  мог  это
сделать дважды,  имел  преимущество,  но  в  последний  момент  неточный
ход  позволял  сопернику  три  гда уйти  в  ничью.  Измученный  бесплодными
попытками,  он  пропустил  удар  в  четырнадцатой  партии,  что  сделало
ситуацию  безнадежной.  
        Отчаяние  придало  сил,  и  следующую  партию,  наконец,  удалось  
выиграть.  Буйный  с  легкой  насмешкой  пожал  руку  победителю,
понимая,  подвигов  больше  не  будет.   Пошли  мирные  ничьи,  приближая
неминуемое  поражение  в  матче.  Чемпион  капитулировал.   Под  хорошее
настроение  Буйный  добил  его  двумя  победами,  досрочно  выиграв  с  
отрывом  в  пять  очков.
         Для  обоих  этот  матч  стал  роковым.   Ученик  неминуемо покатился  
вниз  и   вскоре  забыл  о  больших  победах.
         У  Буйного  стало  прогрессировать  психическое  расстройство.
Разум  покидал  его.  Через    три  года  он  физически  и  умственно  не
мог  играть  в шахматы.   В  следующем  матче  за  чемпионство  ушел
без  боя.   Всадник  брал  большую  плату.
          Тем  временем,  Профессор  смог  осуществить  проект  всей  жизни.
Но  это  другая  история.  
   
Реклама
Обсуждение
     11:01 12.08.2019 (1)
Ученик - Спасский;
Буйный - Фишер.
     23:09 12.08.2019 (1)
Просто  очень  похожи,  но  живут  иначе.  Впереди  еще  много  встреч  с двойниками.  Планируются  еще  два  рассказа.  Спасибо  за интерес.
     09:16 13.08.2019 (1)
Люблю о шахматистах читать. Сам в далёком детстве играл. Даже 1-й разряд заработал. Но потом понял, что это мой потолок и кандидата никогда не получить.
     09:56 13.08.2019 (1)
У  меня  тоже  первый.
     10:02 13.08.2019
И почему бы нам не организовать турнир?
Наберем еще людей- и вперед!
За неимением литературных состязаний-организуем шахматное!
Реклама