Ценная бандероль стоимостью в один доллар
Blue Hope/Голубая Надежда
Нелегко быть султаном
Как там, в гареме... или Синяя Борода по-турецки
"Разнообразие - одна из благодетелей женщины. Оно устраняет примитивную потребность мужчины в многожёнстве. Если у вас хорошая жена, то у вас дома, наверняка, духовный гарем"
(Гилберт Честертон)
На протяжении всего правления сына валиде-султан была самой влиятельной фигурой в гареме. Она пользовалась большим уважением и влиянием как во дворце, так и за его пределами, активно вмешиваясь в государственные дела. 130-летний период в XVI—XVII веках, когда валиде-султан оказывали особенно существенное влияние на политику империи, даже получил название "Султанат женщин".
Наиболее значительными фигурами этого периода были Нурбану Султан (мать Мурада III), Сафие Султан (Мехмеда III) , Кёсем Султан (Мурада IV и Ибрагима I) и Турхан Султан (мать Мехмеда IV).
Матери султанов происходили в основном из наложниц, поэтому они, как правило, не получали систематического образования, однако умели читать и писать.
"Настоящее горе - это потерять глаза матери. Они моё зеркало, моя совесть"
("Великолепный век")
О матери Абдул-Хамида II - Тиримюжган Кадын Эфенди (1) сохранилось мало сведений. В султанский дворец Тиримюжган попала примерно в 1839 году, в возрасте 20 лет. Вполне возможно, что она была родом из Караево-Черкесии. О чём вспоминала её внучка, супруга османского султана Мурада IV, Айше - султан (2):
"Среди известных мне наложниц деда было много черкешенок, как и
бююканне * Тиримюжган".
* büyükanne/бююканне - бабушка по-турецки.
Не удивительно, если предки Тиримюжган были из аланов, ираноязычных кочевых племён скифо-сарматского происхождения. (3) В письменных источниках аланы упоминаются с I века н. э. - времени их появления в Приазовье и Предкавказье.
"Почти все аланы, - пишет римский историк IV века Аммиан, Марцеллин, — высоки ростом и красивы… Они страшны сдержанно-грозным взглядом своих глаз, очень подвижны вследствие легкости вооружения…"
Тиримюжган была утончённой, доброжелательной и очень красивой: у неё были каре- глаза, длинные тёмно-русые волосы, светлая тонкая кожа, стройная фигура, прекрасные руки и ноги. Каре-зелёные глаза смотрели пристально, словно изучая. Грозно - на других наложниц, ниже её по рангу. Взгляд Тиримюжган мог быть ласковым и нежным.
"Как мужчины, так и женщины Черкесии приветливы, доброго нрава и целомудрены"
(Николай Витсен)
В октябре 1840 года Тиримюжган родила дочь Наиле. А через год, 10 ноября 1841 года, Тиримюжган стала четвёртой женой султана Абдул-Меджида I.
Султан мог иметь фавориток - "гюзде". Если наложница беременела, то она переводилась в разряд счастливых - "икбал". После рождения ребенка она получала статус жены султана - "кадын". Ей полагалась отдельная комната и ежедневное меню из 15 блюд, а также множество рабынь-служанок. Только одной из жён султан мог дать титул султанши, сын которой мог наследовать трон.
Ею и стала Тиримюжган, ведь меньше чем через год, 22 сентября 1842 года она родила будущего султана Абдул-Хамида II. Дочь и сын-наследник, как не радоваться? Но Наиле не суждено было дожить до трёх лет, в возрасте два с половиной года малышка заболела оспой и умерла.
Последним, третьим ребёнком Тиримюжган стал шехзаде Мехмед Абид-эфенди, который прожил не больше месяца.
Абдул-Хамид назвал младшего сына и одну из дочерей в честь своих умерших брата и сестры.
Потеряв дочь, Тиримюжган всю себя посвятила воспитанию старшего сына, однако вскоре после рождения и смерти второго сына, Мехмеда Абида, стало ясно, что она тяжело больна. Абдул-Хамид II позднее вспоминал:
"Моя бедная мама покинула этот мир в столь юном возрасте, но я до сих пор представляю её. Я никогда не смогу забыть её. Она меня очень любила. Когда она заболела, она садила меня напротив неё и довольствовалась тем, что смотрела на моё лицо, не могла придвинуться, чтобы поцеловать меня. Да благословит Бог её душу".
Тиримюжган умерла от туберкулёза во дворце Ферие 2 ноября 1853 года. Ей было 34 года.
"Есть два пути избавить вас от страдания: быстрая смерть и продолжительная любовь"
(Фридрих Вильгельм Ницше)
В сказке о Синей Бороде все жены коварного графа отправляются на тот свет, он их убивает, а тела прячет в маленькой комнате. Удивительно, но у султана Абдул-Меджида I была похожая судьба. (4) Только он никого не убивал, но тем не менее, многие из его жён и наложниц ушли из жизни молодыми. До старости дожили только три женщины.
Первой в гареме у султана умерла Зейнимелек Ханым эфенди - вторая икбаль. Девушка вышла замуж за Абдул-Меджида в возрасте 17 лет и уже через год попрощалась с жизнью.
Следующей жертвой стала Хюснидженан - третья гезде, о которой больше ничего неизвестно.
Третья жена султана Дюздидиль скончалась через два года от туберкулёза. Женщина успела родить Абдул-Меджиду дочку - Джемиле-султан, но побыла матерью всего несколько лет. Девочку передали другой супруге султана Пиристу.(5)
Через три года гарем снова похоронил фаворитку - четвертую икбаль Нергиз ханым. Она умерла при родах, а вскоре скончался и её маленький сын - Мехмед Фуад.
Ещё через год умерла 25-летняя Хошьяр кадын, мать султанши Мевхибе. Девочка не прожила и года.
"Хотя красота - великое достоинство в молодой особе, всё же младшая дочь всегда имела больший успех, чем старшая"
(Шарль Перро)
Но не в случае с сёстрами Барас из Абхазии. Старшую звали Нюкхетсеза, младшую Секлибар. Старшая в 1835 году возрасте 8 лет попала в гарем Абдул-Меджида Отец девочки Хатун бей Барас вверил уход за дочерью Безмиаль султан.
По обычаю Османского суда девочке сменили имя с Хатиче на Нюкхетсеза. Девушка играла на фортепиано и уде - похожей на современную лютню, чем привлекла султана. В 14 лет Нюкхетсеза вышла замуж за султана и вскоре стала главной икбаль. Умерла в 23 года.
За свою короткую жизнь она стала матерью троих детей. Айше-султан и шехзаде Ахмед не выжили, а третий ребенок Мехмед Бурханеддин положил начало одной и самых длинных ветвей османских потомков, которые живут до сих пор. (6)
Через полтора года 16 ноября 1851 года умерла легендарная Гюльджемаль, боснийка, настоящее имя София, - мать султана Мехмеда V, вступившего на престол в результате младотурецкой революции. (7) Причина смерти - туберкулёз. Гюльджемаль было 25.
Боснийка успела родить султану четырёх дочерей. Две девочки скончались маленькими, а двух дугих и сына воспитывала первая жена султана Серветсеза Кадын. (8)
Эта девушка была родом из знатного кабардинского княжеского рода Мансура Темрюка. Отец отправил дочь в османский гарем в надежде таким образом заключить перемирие с турецким султаном. (9)
Брак был заключен сразу после приезда княжны во дворец. Супруги были вполне довольны друг другом. Молодая султанша не лезла в политику, не плела интриги. Однако был один минус, омрачавший семейную жизнь - это отсутствие детей.
Султан Абдул Меджид не унывал, ведь ему рожали наследников и другие наложницы, а вот Серветсеза мрачнела с каждым днём.
Султан видел, что его супруга впадает в отчаяние, но ничем не мог помочь. Постепенно он охладевал к ней. Их отношения стали просто дружескими. После смерти Гюльджемаль остаются двое детей. Воспитание семилетнего Мехмеда и одиннадцатилетней Фатьмы султан поручает Серветсезе. И женщина расцвела. У неё появился смысл жизни. Отныне она всю себя посвятила этим двум сиротам.
После смерти супруга, Серветсеза была отправлена в Старый дворец в Кабаташе. Однако в гареме Топкапы её не забывали. Умерла в возрасте 56 лет.
Ходили слухи, что она была отравлена по приказу Абдул-Хамида II. Возможно, что это просто слухи...
"Слух - чёрный ход для правды и парадный для лжи. Правду мы часто видим, но редко слышим - в чистом виде почти никогда, особенно когда она идёт издалека: в ней тогда есть примесь пристрастий, через которые она прошла"
(Бальтасар Грасиан-и-Моралес)
В 1853 году Абдул Меджид попрощался сразу с двумя любимицами. В конце апреля умерла красавица Тиримюжган, по которой он очень скучал. Уже через неделю скончалась 27-летняя икбаль Несрин.Четверо малышей Несрин ушли ещё раньше один за другим, порадовав родителей всего несколько лет, осталась только султанша Бехидже, которая, по трагическому совпадению, тоже умерла от туберкулеза, но уже взрослой.
Через год 5 августа 1854 года на 26 году жизни скончалась Навекмисаль ханым. Она родилась на Северном Кавказе, её тётка служила у дочери повелителя Рафии-султан - так девочка оказалась во дворце. Навекмисаль умерла вскоре после свадьбы с султаном.
Через год гарем потерял еще одну икбаль Джейланкяр. Фаворитка ушла через три года после смерти своего малыша Мехмеда Рюшди.
В 1860 году в 29 лет ушла из жизни Гезде Шаян.
Когда казалось, что жестокая судьба перестала уносить жизни девушек гарема, мир покинула уважаемая кадын Фатьма Гюлюсту. (10) Гюлюсту похоронила первых своих девочек-близняшек, после родила Медиху-султан и будущего султана Мехмеда Вахидеддина.(11) Но и она ушла, не успев отойти от родов.
Последней в молодом возрасте скончалась Наландиль кадын эфенди, оставив сиротой 14-летнюю Сениху-султан.(12) Сениха прожила долгую жизнь, скончалась в эмиграции в 1931 году в 78 летнем возрасте.
"Не дай себе умереть, не испытав этого чуда 6 спать с тем, кого любишь"
(Габриэль Гарсиа Маркес)
Но судьба султана - не оплакивать ушедших, а брать на их места новых, благо выбор у него всегда есть. Вот только сам султан в конце концов пал перед болезнью, которая унесла такое огромное количество его женщин.
А вот Синяя Борода умер от рук братьев своей последней жёны.
Султан Абдул-Меджид скончался от туберкулёза 25 июня 1861 года, оставив 8 дочерей и 6 сыновей, но наследовал ему по османским законам его брат Абдул-Азиз. (13)
Последние четыре султана Османской империи - Мурад V, Абдул-Хамид II, Мехмед V и Мехмед VI - были сыновьями Абдул-Меджида I от разных жён.
"Никем не любимый ребенок перестает быть ребенком: он лишь маленький беззащитный взрослый"
(Сесброн Жильбер)
Воспитание Абдул-Хамида было поручено Пиристу Кадын-эфенди ставшей впоследствии последней валиде в истории.
Пиристу родилась в 1830 году в Черкесии. В годовалом возрасте с согласия родителей её взяла на воспитание дочь Абдул-Хамида I Эсма-султан. (14)
Бездетная Эсма занималась воспитанием наложниц султана, среди которых были две будущих валиде - Безмиалем Султан (15) и Пиристу Кадын-эфенди. Эсма увлекалась музыкой, которую сама сочиняла. Она также была известна своим безупречным вкусом в одежде, интересовалась западной культурой и искусством.
В доме Эсмы четырнадцатилетнюю Пиристу заметил её племянник Абдул-Меджид I, который сразу влюбился в неё. Свадьба состоялась вскоре после знакомства. Брак Пиристу с султаном продлился восемнадцать лет, однако оставался бездетным.
Пиристу воспитывала будущего султана и его сестру как своих собственных детей, за что после восшествия на престол приёмного
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Абдул-Меджид хороший сынок был...любил мать!))
Классно написано!))