Предупреждение: читать эту рецензию имеет смысл только тем, кто знаком с рассказом
А. К. «Глетчер». Пересказать сюжет не получится, вернее не удастся по причине того, что рассказ сложный – бесфабульный, вернее, с простой фабулой, пересказ которой читателю ничего не прояснит в рецензии.
И всё-таки, вот фабула рассказа:
Молодой человек 23-х лет женится, а через три года умирает жена, оставляя ему маленького ребенка. Сын отдан на воспитание родителям ЛГ. Алексей Андреевич (для краткости ниже я буду называть его ЛГ или А. А.) живет бобылем, и через двенадцать лет встречает зимой в парке женщину, похожую на его покойную жену. Он идет к ней навстречу и неожиданно умирает.
Это фабула – костяк рассказа. Теперь попробуем войти в сюжет и разобраться, что же происходило и произошло в жизни ЛГ. Каков он – ЛГ? В центе рассказа – ЛГ, а сопутствующие ему действующие персонажи (их немного) служат для того, чтобы полнее отобразить его характер. ЛГ не может существовать в замкнутом пространстве и поэтому его отношение к окружающим и отношение последних к нему дополняет характеристику ЛГ. Теперь перейдем к характеристике героя рассказа.
Алексей Андреевич ярко выраженный интроверт. Коллектив ему противопоказан. По профессии он преподаватель ВУЗа. Вот его отношение к преподавательской работе:
«Он объяснял совершенно несущественным (иногда Алексея Андреевича охватывало ощущение, что и – не существующим) студентам подробности суховатой науки, которою имел удовольствие заниматься – это была его работа. Да, она приносила если не достаток, то – хотя бы – удовольствие».
Удовольствие доставляла сама наука, но не преподавание, не общение со студентами.
Он уходит с занимаемой должности, переходит на другую работу (какую? автор не уточняет), но и там он, как говорится, не в своей тарелке. У него нет друзей, он по-прежнему одинок. Угнетает ли его одиночество. Нет. Таков психический склад ЛГ. Ему достаточно редких встреч с соседом-музыкантом, которого он знает давно, но с которым на вы, изредка к нему заходит кто-то из сослуживцев. А. А. обладает некоторыми музыкальными способностями: пишет классическую музыку, но к советам музыканта профессионал не прислушивается. Он самодостаточен. Интроверты, кроме того что направлены на самокопание, часто обладают какими-нибудь способностями, если не сказать – талантами. А. А. делает попытку начать писать: заводит несколько записных книжек, но в каждой из них всего по три-четыре записи. Музыкальной композицией он занимается серьезно. Ни какие-нибудь шлягеры или попсу – пишет партитуру для фортепианного квинтета. Возможно, автор преувеличивает способности героя. Вряд ли без музыкального образования человек даже сверх одаренный смог бы ни с того ни с сего написать не просто музыкальную пьесу, а целую партитуру. (В рассказе упоминается, что он окончил университет и вернулся в свой город).
И в музыкальных занятиях, и в литературных ЛГ терпит неудачу.
«Алексей Андреевич незаметно вплотную подступил к воображаемому пределу той отчужденности, к которой, по-видимому, стремился, не находя в себе сил признаться в этом». Эта цитата еще раз подчеркивает, что замыкаясь в себе, он постепенно утрачивает связь с окружающим миром. И потому смерть его в конце рассказа в какой-то мере неожиданна, но логична.
Только немногие светлые воспоминания живут в его памяти: первые три года с женой и поездки на море с сыном. Эти годы А. А. считает счастливыми только потому, что радостные и безоблачные дни присущи молодости априори.
«...и постепенно всё то, что когда-то было, несомненно безоблачное и радостное, именно такое, которое присуще только молодости, потускнело и почти обесцветилось».
ЛГ – это и есть глетчер. Холодный, книжный, умный, эрудированный и не бесталанный, но лишенный теплых человеческих чувств. Когда сын его спрашивает:
– Пап, а что такое глетчер?
– Это на севере, сынок, это далеко на севере… Там холодно, а здесь – тепло!
Он отвечает как бы и не сыну, а себе .Автор вкладывает символический смысл в последние слова «Там холодно, а здесь – тепло!» Там, это где он живет, работает и где он одинок – холодно. Здесь, согретый общением с родным маленьким человечком – тепло.
Сцена на морском побережье пожалуй самая лучшая в рассказе. Найдено несколько верных и нужных слов и картина вырисовывается и запечатляется не только в голове, но и в сердце читателя, бередит душу.
«Тогда они были почти «по-настоящему» («правда, пап? это же правда, пап?»): отец и сын, папка и сынишка».
И неважно, о чем спрашивает сын и что отвечает отец, чувствуется как они рады общению друг с другом.
Но росток настоящего чувства погибает. Сын по-прежнему воспитывается у родителей
А. А. Он редко видится с отцом и отношения постепенно приобретают формальный характер. Отстранившись от воспитания сына и потеряв с ним духовную связь, ЛГ окончательно замыкается на своей личности.
| Помогли сайту Реклама Праздники 3 Декабря 2024День юриста 4 Декабря 2024День информатики 8 Декабря 2024День образования российского казначейства 9 Декабря 2024День героев Отечества Все праздники |
А у автора (понять лишь тем, кто читал рассказ) - грустно-светло.
Вот - разница.