Творчество Евгении Евтушенко (ах, как волнительно писать рецензию именно на это сочетание имени и фамилии, етс! И я искренне рада, что судьба подарила мне возможность знать этого замечательного автора - прим. Л.Б.) отличает тонкий психологизм и - что, немаловажно - бережное отношение к читателю.
Белинский когда-то дал прекрасное определение творчеству Пушкина - "разум и лелеющая душу гуманность". Казалось бы простые слова. Легко достижимые понятия.
Но, нет! Недаром есть прекрасные слова о вершине писательского труда: "Мастерство такое, что не видать мастерства". Это не так просто сочетать разум и доброту, трезвое отношение к действительности и умение воодушевить, дать надежду.
Дар Евгении Евтушенко обладает этими чертами. Каждое ее произведение словно алмаз. Подчеркиваю - не бриллиант, с его роскошным, но подчас слепящим блеском, а именно алмаз, вспыхивающий внезапно тонкими гранями человеческого бытия, сознания. И Подсознания.
Конечно, на литературное творчество Е.Евтушенко наложила сильнейший отпечаток ее основная профессия - врача-психиатра. Но тем ценнее и глубже ее дар, сумевший перекалить в горниле человеческих страстей, страданий, кажущейся безрассудности, их истинные мотивы. Ведь ничто не бывает просто так, и каждый человеческий поступок так или иначе чем-то мотивирован. Но все рассказы Е.Евтушенко - жизнеутверждающие. В этом их ценность, их шарм, и величие.
Да, именно, величие негромких поступков, нешумной славы. Герои Е.Евтушенко не совершают, подвигов, не переворачивают мира. Это простые люди, наши с вами современники со своими обычными заботами, радостями и переживаниями.
Рассказы этого автора - хорошие, теплые, щемящие. Жизненные, простые, и, в то же время, такие емкие. Я словно вижу перед собой тихую реку, не бурливую, но и не ленивую, а просто тихую, неумолчно катящую свои воды. Как и наша жизнь. И манера описания героев тихая, спокойная, повествующая. Такая манера повествования была у изумительного К.Паустовского, и в большей мере, у - ныне несправедливо забытого, - но очень хорошего и глубокого прозаика - В.Лидина. Я полагаю, что Е.Евтушенко может по праву считаться достойной продолжательницей творческой манеры этого писателя. И при этом ее прозу отличают свои, только ей присущие черты
Что же касается непосредственно этого рассказа, то я считала и считаю, что это один из ваших сильнейших рассказов. Все-все работает, все детали, метафоры, аллегории. Забор в виде клубка змей, одна из змей, глядящая на героиню глазами ее некогда любимого мужа - все служит усилению драматизма. И самое главное - вам удалось показать психологизм ситуации. Ведь человек по сути не перерождается, он таким и был.
Есть такое выражение: "Наши недостатки являются продолжением наших достоинств" Это правда. Но есть и обратная сторона этого явления, ибо каждая потеря есть приобретение, а каждое приобретение есть потеря . Наши достоинства нередко бывают началом и продолжением наших недостатков.
И вы это очень хорошо и ненавязчиво подчеркнули. Ведь недаром героиня вспоминает тот случай в поезде. Да, он врезал нагловатому парню и его соседу, отстояв свои права, но и с легкостью выбросил пьяного в тамбур.
Вот, Евгения. Это очень важная и тонкая находка. Всего одно слово - обстоятельство образа действия - "с легкостью", а как о многом оно говорит. Да такой человек непременно вступится за свои интересы и интересы своей семьи, но придет время, он также с легкостью, не подумав, что перед ним живой человек, обойдется и с близким человеком, если ему покажется, что близкий человек мешает или раздражает его в чем-то.
Ведь по сути, Иван - положительный персонаж. Хозяйственный, семьянин, любит жену и сына, и сметливый. Знает, что в одиночку в селе не проживешь - надо завязывать контакты. Но любит свою семью как свою собственность. Веник, чашку, зонтик. Вот положил на полку, в уголок, так и должны стоять и лежать и дожидаться, пока я - хозяин - не приду и их с места не сдвину.
Поэтому аллегория со змеей очень удачна - все хорошо как будто бы, но человек проверяется на излом, а кто его ведает, какие змеи на изломе покажутся.
И у каждого положительного качества есть свой не очень положительный синоним. Не антоним, а именно синоним. Вроде как кислая подкладка сладкого. Наивный-инфантильный. Серьезный -суровый, а если продолжить ряд, то и деспотичный. Экономный - прижимистый- скупой. Щедрый - мотоватый. Веселый-легкомысленный. Твердый-жесткий, жестокий. Мягкий- бесхарактерный, безвольный.
И только к двум качествам трудно придумать такие "подкладочные" синонимы. Это "добрый" и "злой". Потому что это как 2 полюса. Или добрый, или злой. Без нюансов.
Благодарю вас, Евгения за такой емкий и глубокий рассказ.
| Помогли сайту Реклама Праздники |