Стихи Бориса Березина написаны в жанре философской лирики. Тема взята серьёзная, продуманная. Основное содержание стихов – обзор прожитой жизни лирического героя, воспоминания о радостных и печальных её моментах, их философское переосмысление. Стихи полностью соответствуют и теме, и жанру.
Во вступлении к этой небольшой поэме автор рассуждает о том, что наступило очередное утро, одно из многих, но смотришь на него взглядом уже не юным и даже не молодым. От этого за окном не лучезарное солнце, а хмурая дождливая погода.
Немного поправлю вначале для удобства анализа графику строф и поделюсь своими наблюдениями.
Жизнь надо начинать сначала. Под утро, сквозь слепую мглу, (17)
Глаза слипаются... Устало, дождь барабанит по стеклу... (17)
................................................
Дожди, ручьи бегут по стеклам, И дни, и ночи - Ни души. (17)
На улицах темно и мокро, Сереют тучи от тоски.(17)
Как видим, количество слогов по сумме двух строк везде одинаково. Ритм чёткий, смежные внешние рифмы. Внутренние рифмы не всегда точны «стёкла-мокро», да и внешние «души-тоски», к сожалению, тоже...
Кто знал, что молодость крылата?
Я приручил ее давно,
Но как - то раз открыл окно,
И улетела без возврата,
Прекрасная строфа! Хороша метафора "молодость крылата" и обыграна удачно! Те же 17 слогов в сумме слогов двух строк , но внутри строфы схема рифмовки изменена на кольцевую и это позволяет сразу выделить ее.
В дожди, в сентябрь,
в печаль заката.
Все, как всегда...
На солнце пятна,
Ихтиозавра свежий след,
Все так прозрачно,
Так понятно –
Кончается двадцатый век...
Ты не находишь себе места,
Ты- ищешь...
Ищешь, человек.
Нет смысловых неувязок, логично, но я услышала перенос ударения в слове «себя» на первый слог! Проверьте, пожалуйста!
И за заезженную рифму «век-человек» тоже похвалить автора не могу!
И позабыв о вечной смуте,
Ты морщишь в нетерпении лоб,( в сумме 18 слогов!)
Сопишь, покашливая глухо,
Зрачок уставя в микроскоп.
По стихотворному размеру и ритму нужно не в "нетерпении", а в «нетерпенье», и ничего страшного, что «Ворд» подчёркивает это слово красным, выделяя ошибкой, лучше выбрать сокращенный вариант, но удержать ритм.
И не находишь середины...
Все ткань одна-
Одно в едином, ( в сумме двух строк опять 18 слогов!)
Рисунок, краски и портрет.
И ты вздыхаешь с сожалением, (18!)
Куда не кинь- Везде движение,
Нигде тебе покоя нет... (18!)
Прибавился только один слог в сумме слогов двух строк, но на слух это уже заметно!
Все, как всегда...
И ты устало идешь
Меж сумерек домой,
Ругаешь хмарь,
Что б перестала...
Настала ночь.
Лихое время -
Любви, разбоя и смертей,
Но более - отдохновение,
И от себя, и от людей.
Ты ждал его,
Ждал с нетерпением,
Что вот сейчас...
Пробьет, пробьет его, мгновения –
Желанный час.
Ждал, встанет образ строгий,
Суров и чист,
И разобьются идолы и боги
Об твою мысль. (сбой ?)
И явь казалась - сновидением,
И цель была близка...
Но на стене бесплотной тенью,
Жила твоя тоска.
Прекрасная метафора!
И взглядом-
Пробуравя стену,
Расширив в яблоко зрачок,
Ты смотришь,
Смотришь в глубь вселенной... (Вселенная с заглавной буквы!)
Хрустит твой шейный позвонок.
Ты мал, ты слаб,
Но не со страхом,
Ведешь ты с небом разговор...
И твой конец горсточка праха,
Опять, на мой взгляд, имеется небольшое нарушение размера и ритма! Ибо читается "горстОчка".
Лишь реже-
Рваная рубаха,
Палач, голгофа и костер.
Себе рожденный на погибель,
Куда идешь?
Скажи, безумный, что ты видишь?
Кого зовешь?
Сквозь дым костров,
Туман сомнений...
Сквозь раболепство отречений...
В холодный пот вгоняет страх.
Неплохо, но лучше бы написать лаконичней!
И ни к чему нельзя привыкнуть,
Ведь старое должно погибнуть,
А молодость - блуждать впотьмах.
И ты вздыхаешь...
Ты согласен,
Что ночь, должна сменяться днем.
Закат печален, но прекрасен,
Увитый золотым плющем.
Чудесно! Опять интересное сравнение приближения конца жизни с закатом, увитым золотым плюющем!
А там и смерть...
Спешит на смену...
Но тут смиряя пальцев дрожь,
Ты ощущаешь каждым нервом,
Осеннюю тоску берез.
И в вышине, где зреют тучи,
Где отражается верх дном,
Твой мир беспомощно текучий...
Сорвался в пропасть небосклон.
Ты сжал ладонями колени,
И долго...
Долго смотришь в след
Обманутым тобой мгновениям,
Тебя оставивших надежд.
Браво автору! Жаль, что есть неудачная инверсия в финале и незначительные сбои ритма и размера в тексте стихотворения-поэмы! На мой взгляд, они требуют небольшой доработки! Хотелось бы, чтобы всё стихотворение заблистало, включая его финал!
Автор хорошо владеет поэтической речью. Но иногда цельности восприятия мешает некоторая размытость фраз, отчего удачные, запоминающиеся новизной образы и обороты теряются среди обычных привычных предложений. И только поэтому максимальная десятибалльная оценка снижена на 2 пункта.
Удачи автору!
| Помогли сайту Реклама Праздники |