Стихотворение «Оттепель» написано в жанре пейзажной лирики и полностью соответствует и теме, и жанру, а также является результатом кропотливой работы со словом.
Интересна выбранная модель строфы. На первый взгляд – это терцеты. Но если обыкновенное трёхстишие или терцет подразумевает наличие трёх строк с одинаковой рифмой (aaa bbb ccc), или ( aba bcb cdc), как в Божественной комедии Данте, то здесь схема другая (aab ccb ), т.е. рифмуются первая строка со второй, четвертая с пятой, а третья с шестой. Строфы сдвоенные, связанные попарно. Поэтому в «Оттепели» автор по существу пишет шестистишиями, условно разбитыми на терцеты. Его терцеты связаны не только рифмовкой, но и интонационно (Журча, расплакалась она. / И вот уже пригрело солнышко…). А второй терцет каждого шестистишия как бы завершает картинку, намеченную в первом.
Проследим за ритмом, рифмами и образным рядом, немного перестроив строфику.
Прервав мороз двадцатиградусный, (a) (10),
Сплошною тучей многоярусной(a)(10)
Весна взметнула свой штандарт.(b)(8)
Как бас гитару, столь громадную,(c) (10)
Всю ночь метель сеть телеграфную(c) (10)
Терзала, словно пьяный бард.(b) (8)
Ритмическая схема шестистишия (четырехстопный ямб с дактилическими клаузулами в 1-2, 4-5 и т.д. в строках и мужской клаузулой в третьей, шестой и т.д. строках):
-|-|-|-|--
-|-|-|-|--
-|-|-|-|
-|-|-|-|--
-|-|-|-|--
-|-|-|-|
К содержанию, ритму, рифмам, фонетике первого шестишия нет ни одного замечания, кроме спорности образа гитары. Здесь точнее было бы, на мой взгляд, говорить не о телеграфной сети, а о телеграфных проводах. Что такое телеграфная сеть? Это система проводящих линий, проводов, механизмов, устройств и т.д. И по фонетике словосочетание "сеть телеграфная" звучит не очень хорошо!
Читаем дальше.
Наутро стихло всё, и дождиком,
Как будто тучу вскрыли ножиком,
Журча, расплакалась она.
И вот уже пригрело солнышко,
И снег в полях свернулся ёжиком –
Зиме досталось и сполна! (читается «досталось исполна»)
В качестве дискуссионного замечания по первому шестишию: слова "дождик", "журча" не слишком ли нежны по отношению к протекшей сплошной многоярусной туче? "Журча, расплакалась она". "Журча" - это булькающие звуки воды, к слову "расплакалась" вряд ли подходят. Возьмём к примеру: "Женщина расплакалась, журча слезами" – как Вам это нравится?
Последнее шестишие:
В инейный свитер лес одет теперь
Весна была, иль просто оттепель?
Но всё ж вернулась вновь зима.
Морозы крепкие на радостях,
Как Дед Мороз под ёлку сладости,
От всей души несла она.
Финал на меня не произвел сильного впечатления. Строфу, пожалуй, нужно переписывать! Хорошие метафоры, однако над их точностью можно еще поработать. Не настаиваю, просто для обсуждения:
1) «Как будто тучу вскрыли ножиком»... Огромную многоярусную тучу вскрыли маленьким ножом? Может, поэтому она и потекла дождиком, а не дождём или ливнем?
2) «Снег в полях свернулся ёжиком»…Образ красивый, но! Поле само по себе пространственно большой участок земли, а в множественном числе – в полях – тем более, а ёж на нем слишком мал. Он только точка на этом снежном поле. Свернуть в нее весь снег на поле невозможно. Поэтому вернее было бы сказать: «Снег в полях свернулся ежатами», если уж выбрали уменьшительно-ласкательный суффикс к слову "ёж", разве нет? Снег на поле – это уже не единичные снежинки, а сплошная масса, свернулся он во многих местах ёжиками! А не одним ёжиком.
3) "Инейный свитер" – свежий образ, слово редкое, нашла его в словаре Ефремова, по поводу ударения нет сведений.
Об употреблении неточных рифм, наряду с точными: составная рифма «одет теперь-оттепель» – аллюзия к песне К. Меладзе из кинофильма «Оттепель, только там "и что теперь-оттепель".
«Зима-она» – совпадает только одна ударная гласная, к сожалению.
В целом, удачное стихотворение, с интересным стихотворным размером, яркой образной системой и хорошим содержанием, но возможности для правки есть!
Спасибо автору за заказ!
И подведем итоги:
1. Соответствие теме и жанру (2 балла).
2. Художественность текста (2 балла).
3. Гармония формы и содержания (в т.ч. техника стихосложения) (1 балл).
4. Воздействие на чувства и воображение читателя (1 балл).
5. Авторская индивидуальность (2 балл)
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Вы не можете сказать автору ничего такого, чего он сам о себе не знает. Речь, разумеется, об авторе, который действительно работает над своими рифмованными текстами.