«…от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него,
смертью умрешь».
смертью умрешь».
Книга Бытия
Стихотворение «Утро перед грехопадением» написано в жанре мистической лирики по мотивам библейских сюжетов, но мистика ли это? Мы знаем, что именно дьявол искушал Адама и Еву. В анализируемом стихотворении есть рассуждения о сомнениях Адама, приведены его размышления, из которых следует, что он сознательно пошел на этот шаг, а, следовательно, грехопадение вначале произошло в душе. На мой взгляд, стихотворение вполне можно было отнести к философской лирике.
Вспомним, что грехопадение – это первое преступление человека, посягнувшего не только на то, чтобы сорвать плод с дерева познания, добра и зла, но и на то, чтоб самому стать творцом. Что произошло в результате грехопадения? Разрушилась гармония отношений человека с Богом, человека с человеком, человека с окружающим миром, а сам человек стал не только тленным и смертным, но и легко подверженным воздействию демонических сил. Поэтому идея стихотворения о том, что Адам, прогуливаясь, обдумывал свои действия, сама по себе замечательная. А вот насколько автору удалось воплотить замысел в стихах, мы узнаем, прочитав их:
Прогулялся я с рассветом
В вязкой мудрости тумана.
Побродил среди сомнений,
Да набрал шипов обмана.
Помечтал у Врат Изгнанья,
Посмеялся над собою,
Погрустил у Древа Знанья.
Жил надеждою пустою...
Я сегодня лишь посланник,
Бог меня благослови!
Твой слуга и вечный странник,
Рыцарь розы и любви.
Но сегодня ты узнаешь,
Как насмешлива судьба!
Эта подлая гадалка
В чувствах верности груба.
Бездна ревности клокочет,
Под ногами - пропасть в ад.
Выпь болотная хохочет
У порога в райский сад.
Над смоковницей кривою
Скачет ворон – спутник зла,
Я с тобою грех удвою...
Слышен гром, да злится мгла!
Плод запретный спел и со́чен,
Глянец свежий, золотой...
«Ева! Мир наш так непро́чен!
Тайну бога мне раскрой!»…
****
Изгнали нас. Страданий вечность!
Бог выдал демонам яссык*,
Сына́м - одну бесчеловечность,
А мне - раздвоенный язык…
*При монгольском иге – давал князьям право взымать налоги в казну захватчиков
Как видим, стихотворение глубокомысленное, содержательное и эффектное. Автор хорошо поработал над точностью поэтичного изложения своих мыслей о грехопадении и его значении. Но некоторые советы по совершенствованию стихотворения хотелось бы дать. Править или нет, на усмотрение автора.
Первое, на что я бы хотела обратить внимание: стихотворные метры в строфах неодинаковы. Автор, судя по ответам на комментарии, знает об этом. При перекрестной системе рифмовки количество слогов в рифмующихся строках должно быть одинаковым в каждой строфе, клаузулы тоже должны совпадать. Если количество слогов в рифмующихся строках неодинаково, то должна быть определенная закономерность их повторения. Например, в каждой четной строфе – один метр, в каждой нечетной – другой.
А здесь две начальные строфы хорей (с сильными местами на нечетных слогах стиха), все строки с женской клаузулой. Но в третьей строфе и далее – до финальной, клаузулы в четных строках меняются на мужские. Восьмая строфа с другим метром – ямб (с сильными местами на четных слогах) с попеременными женской и мужской клаузулами. Но изменение метра в финальной строфе часто встречается. И это вполне допустимо.
Про одну неудачную пару рифм в комментариях уже сказал Сергей Пикарось, хорошо бы и её поправить.
Второе. Советую обратить внимание на расстановку пауз (цезуры). Хотя бы медианной цезуры.
В четырехстопном ямбе в нечетных строках финала, например, цезура посередине, как и должно быть:
Изгнали нас. U Страданий вечность!
Сына́м - одну U бесчеловечность.
В четных строках она сместилась:
Бог выдал U де|монам яссык*
А мне U – раздво|енный язык…
Отсюда вывод, стараться избегать многосложных слов! Следует также избегать повторов слов. Например, слово «сегодня», написанное в третьей строфе, повторяется в четвертой.
Третье. Метафоры – их много (мудрость тумана, шипы обмана, рыцарь розы и любви, судьба-гадалка, бездна ревности и т.д.), но все ли они уместны? Так, например, метафора «вязкая мудрость тумана». Эпитет «вязкая» возможно и подходит к описанию тумана, но, наверное, не в сочетании с его мудростью.
Четвертое. Опять же о звукосочетаниях: над смоковницей кривою» – смычка трех согласных – лучше избегать такого, хотя здесь она не так значима. И в этой же строке: окончание существительного «смоковницей» не согласуется с окончанием прилагательного «кривою», это не ошибка, просто учесть на будущее!
Пятое. Точность слов. В строке «Тайну бога мне раскрой!»… на мой взгляд, точнее написать не "раскрой", а "открой". Посмотрите, пожалуйста, словари. Обычно раскрывают то, что сомкнуто. К строке «сына́м – одну бесчеловечность», если очень скрупулезно подходить, напрашивается вопрос, а почему одну? Не две, не три и т.д. Понятно, что здесь это словосочетание употреблено в смысле "только лишь", но лучше такого не допускать.
В целом, стихотворение удалось, а для автора, написавшего второе в жизни стихотворение, результат очень хороший. Спасибо за заказ!